Методическое использование ИКТ на уроках по английскому языку
методическая разработка по английскому языку на тему

Албутова Ирина Петровна

Статья раскрывает методические основы использования ИКТ на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_ispolzovanie_novykh.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое использование новых

информационных технологий (на примере Интернет-ресурсов)

на занятиях по английскому языку

Албутова И.П..

учитель английского языка

ГОУ СОШ №1355

Информатизация общества создаёт новые формы образовательной деятельности.  Сегодня уже общепризнано, что молодёжь  должна быть подготовлена  к жизни в современном информационном  обществе и обладать необходимыми навыками работы с информацией.

Одним из приоритетных направлений модернизации общего среднего образования является активное использование новых информационных технологий (НИТ).  Новые информационные технологии, среди которых лидирующие позиции прочно удерживает Интернет, призваны обеспечить качественно новый уровень образования в средней школе.  На современном

этапе большинство российских школ  подключено к глобальной сети Интернет и локальным информационным сетям.

В преподавании иностранных языков прослеживается позитивная динамика активного использования новых форм организации учебного процесса. Педагоги-новаторы плодотворно применяют НИТ в ходе иноязычного обучения.

На занятиях применяются видеоматериалы, используются электронные словари и справочники, проводятся виртуальные экскурсии. Учителя иностранных языков всё чаще используют метод проектов с применением компьютерных технологий.

Преимущества использования глобальной сети Интернет при правильной организации  работы учащихся очевидны:

 обеспечивается доступ к колоссальным объёмам постоянно обновляющихся аутентичных медиатекстов;

 предоставляется возможность реального устного и письменного общения с

носителями языка и вырабатываются навыки культуры межнационального

общения;

 облегчается решение ряда дидактических задач (расширяется словарный запас учащихся, совершенствуются навыки письменной речи и др.);

 расширяется общий кругозор учащихся и формируется устойчивая мотивация к

изучению иностранных языков;

 реализовается личностно-ориентированный подход к обучению;

 активизируется самостоятельная познавательная деятельность учащихся и

закладываются основы исследовательской работы.

Изучение курса информатики в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением экономики и информатики №1355  во

многом способствует владению компьютером уже на достаточно хорошем  уровне пользователя.  Как показывает практика, большинство учащихся достаточно активно используют в своей деятельности программы Word, Excel, Web Design, Power Point и др.

Таким образом, все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что интернет-технологии можно рассматривать в качестве одних из наиболее

эффективных средств оптимизации учебной деятельности на занятиях по

английскому языку.

В последние годы отечественными и зарубежными исследователями написано множество работ,  где представлены очевидные  преимущества

использования  НИТ в образовательном процессе.  Так, например, ряд полезных рекомендаций о безопасном и эффективном использовании  Интернета содержится в научных трудах Е.С.Полат и М.Ю.Бухаркиной.

Проблематике применения медиатехнологий на занятиях по английскому

языку посвящены работы отечественных исследователей  (А.А.Новиковой,

Н.П.Рыжих,  И.М.Хижняк и др.).

Вместе с тем,  анализ изученной литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема разработки методического применения Интернет-ресурсов ещё недостаточно изучена для их внедрения в образовательный процесс.

В рамках данной статьи не преследуется цель детального  анализа всех проблем, возникающих в ходе учебной деятельности учащихся при использовании интернет-ресурсов.  Поэтому представляется целесообразным дать краткий обзор такого рода проблем и рассмотреть возможные пути их решения.

К основным недостаткам использования системы Интернет в образовательном процессе можно отнести следующие:

 информационные ресурсы образовательного сегмента Интернета законодательно не регламентируются;

 никто не отвечает за достоверность и надёжность он-лайновой информации;

 многие электронные учебники не проходят должного рецензирования;

 регенерируются многочисленные компьютерные вирусы;

 в Интернете содержатся материалы с элементами расизма, ксенофобии, агрессии и др.;

 чрезмерное и неконтролируемое  пользование Интернетом способствует развитию Интернет-зависимости.

Вместе с тем, современные медиа всё активнее берут на себя образовательные функции. Статистические данные свидетельствуют о том, учащаяся молодёжь является наиболее активным потребителем информации

масс-медиа, в частности, Интернета,  который становится для них одним из

главных источников информации,  средством познания окружающего мира.

При этом создаётся весьма противоречивая ситуация. С одной стороны, учащиеся достаточно свободно владеют современными медиатехнологиями.

С другой стороны, им сложно ориентироваться в потоке постоянно обновляющейся лавинообразной информации. Многие подвержены манипуляции со стороны масс-медиа, так как у них ещё недостаточно развиты критерии критической оценки информации, передаваемой по различным медийным каналам.

Следовательно, у учащейся молодёжи должны быть сформированы навыки работы с информационными массивами, представленными как в традиционном, так и электронном формате.

В последние годы в научной литературе всё чаще встречаются понятия «информационная грамотность», «компьютерная грамотность» и «медиаграмотность»/«медиакомпетентность».

«Информационная грамотность» предполагает умение и навыки работы с информацией, как в традиционном, так и в электронном формате. «Компьютерная грамотность» - это умение работать с компьютером.

Под термином «медиаграмотность»/ «медиакомпетентность» понимается умение работать с медиасредствами, получать, обрабатывать, критически анализировать, систематизировать информацию и создавать собственные медиапродукты.

Как уже отмечалось, на современном этапе информатизации общего среднего

образования происходит интенсивное внедрение в практику обучения НИТ.

В этой связи наиболее важной работой в этом направлении нам представляется обучение учащихся не только поиску информации, но и формированию умений аналитически и избирательно воспринимать огромные массивы информации, предлагаемой современными медиа, т.е. обучению основам медиаграмотности.

Следовательно, уже на начальном этапе обучения английскому языку у учащихся необходимо формировать навыки работы с информацией, представленной в электронном формате: энциклопедиями, учебными пособиями, он-лайн справочниками, словарями и т.д.  При работе с электронными публикациями рефератов и статей в Интернете, особое внимание обучаемых следует акцентировать на соблюдении авторских прав и

интеллектуальной собственности.

Наиболее актуальным при работе с Интернет-ресурсами является формирование и развитие навыков критического мышления. В этой связинельзя не согласиться с А.А.Новиковой в том, что «наряду с использованием Интернета как источника материалов для изучения английского языка, мы должны помочь своим ученикам перейти от роли пассивных потребителей к роли более активных, творческих личностей, умеющих находить, анализировать и передавать информацию с помощью современных технологий, и, будем надеяться, достаточно мотивированных и подготовленных для самостоятельного развития навыков чтения,  письма и аудирования» [Новикова, 2004, с.34].

Для формирования навыков критического мышления целесообразно

использовать методические приёмы анализа медиатекстов, предложенные

А.В.Фёдоровым, которые после соответствующей адаптации можно

использовать на занятиях по английскому языку:

 «просеивание» информации (аргументированное выделение истинного и

ложного…, очищение информации от «румян» и «ярлыков» путём сопоставления с

действительными фактами и т.д.);

 снятие с информации ореола «типичности», «простонародности»,

«авторитетности»;

 критический анализ целей, интересов «агентства», то есть источника информации [Фёдоров, 2004, с.167].

Проанализировав отечественную и зарубежную научную литературу по

применению НИТ в образовательном процессе, нами была составлена

памятка для студентов по работе с Интернет-ресурсами. В данной статье

основные её положения переведены на русский язык и формулируются

следующим образом:

 обращайте внимание на источник информации и автора публикации;

 убедитесь в научной объективности и достоверности полученной информации;

 определяйте ценностный смысл медиатекста;

 проверяйте и сравнивайте несколько источников информации по данной тематике;

 не принимайте на веру, а критически анализируйте релевантность полученной

информации;

 проявляйте бдительность по отношению к он-лайновой пропаганде;

 в некоторых случаях используйте фильтр информации;

 выделяйте главное в информационном сообщении;

 интерпретируйте информацию (с учётом адресной направленности и цели

информирования);

 самостоятельно трансформируйте полученную информацию;

 применяйте информацию с учётом авторских прав и интеллектуальной

собственности;

 регламентируйте своё время работы в Интернете.

Как показала практика преподавания английского языка, наиболее

эффективными для формирования навыков изучающего и поискового чтения

и критического мышления являются следующие типы заданий:

 по названию текста определите перечень рассматриваемых в нём проблем;

 составьте план текста, выделив основные мысли;

 прочтите абзац и скажите, по каким словам можно определить, что автор является

(не является) профессионалом в данной области;

 определите для какой аудитории предназначен данный текст;

 определите частотность употребления общенаучных терминов;

 найдите в тексте примеры подтверждения (отсутствия) общеизвестных фактов;

 выделите логические коннекторы;

 выразите своё отношение к прочитанному, опираясь на факты, а не на мнения;

 составьте аннотацию к тексту;

 взяв за основу материал данного текста, напишите анонс (статью-отклик, рецензию и т.д.)

Бесспорно, эффективность работы учащихся с ресурсами Интернет во

многом зависит от грамотной организации и координации со стороны

учителя, которому следует сконцентрировать свои усилия на том,

чтобы работа учащихся с Интернет-ресурсами стала максимально полезной,

познавательной и безопасной. В первую очередь преподавателям следует

активно осваивать и внедрять в учебную деятельность передовые

информационные технологии. Вовлекать учащихся в селективный и

аналитический процесс исследования информации, формировать навыки

критического восприятия получаемой из Интернета информации. Следует

также активизировать просветительскую деятельность по освещению правил

безопасной работы и защиты информации в Интернете. Поднимать вопросы,

затрагивающие противозаконное и оскорбительное содержание. Поощрять учащихся к использованию Интернет не только в качестве одного из

источников информации, а рекомендовать к изучению дополнительные

источники информации: энциклопедии, научные журналы, статьи, учебные

пособия. На практических занятиях целесообразно применять групповые

формы работы поиска информации, с последующим обменом и

обсуждением, обеспечивая реализацию коммуникативного подхода к

иноязычному обучению.

Итак, эффективное и рациональное использование новых информационных технологий (при соответствующем уровне медиаграмотности/медиакомпетентности студентов) значительно расширяет

рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, позволяет поднять процесс обучения иностранному языку

на более качественный уровень. Совершенствуются навыки владения

компьютерной техникой, повышается языковой уровень и мотивация в

изучении иностранного языка. В итоге создаются условия для успешной

самореализации обучаемых, что в будущем поможет им стать конкурентоспособными специалистами на рынке труда и соответствовать

высоким требованиям информационного общества.

Примечания

Новикова А.А. Медиаобразование на занятиях по английскому языку. Таганрог, 2004.С.34

Фёдоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог, 2004. С.187


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: " План-конспект урока по английскому языку в 9 классе, тема: "People and jobs"

Данный урок разработан на основе УМК "ENTERPRISE video activity book" . Авторы : Virginia Evans - Jenny Dooley. Целями урока явлюятся отработка и закрепление лексики, связанной с профессиями , а также...

Методическая разработка: "План-конспект урока по английскому языку в 10 классе, тема: "лексико-грамматическая викторина"

Путем работы в группах расширить словарный запас и на основе аудио упражнений отработать навыки множественного выбора для подготовке к ЕГЭ...

Методическая разработка (технологическая карта урока) по английскому языку в 6 классе по теме: «Events. События.» в технологии развивающего обучения

Ф.И.О.: Мартынова Татьяна АндреевнаПредмет: английский языкКласс: 6 «в»Тема – Events. События.Цель: создание диалога с использованием времен Past Simple/Past ContinuousТехн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КОНСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» Тема урока: «The traditions and holidays in Russia. Victory Day».

Методическая разработка современного урока по английскому языку в 8 классе выполнена по теме «The traditions and holidays in Russia. Victory Day».  в  соответствии с поурочн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КОНСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» Тема урока: « HOLIDAYS» «Праздники»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«КОНСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО УРОКАПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КОНСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» Тема урока: «The traditions and holidays in Russia. Victory Day».

Методическая разработка метапредметного урока по английскому языку по теме: "Урок победы"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КОНСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» Тема урока: «The traditions and holidays in Russia. Victory Day».

Методическая разработка метапредметного урока по английскому языку по теме: "Урок победы"...