Использование творческих заданий при обучении письменной речи на английском языке в общеобразовательной школе
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Гришечкина Виктория Ростиславовна

 Данная работа рассматривает понятие письменной речи и творческих заданий для обучения письменной речи.

 Целью данной работы является проанализировать серию творческих заданий для обучения англоязычной письменной речи на основе УМК “Английский в фокусе» Ю. Э. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

на тему:

«Использование творческих заданий при обучении письменной речи на английском языке  в общеобразовательной школе»

                                         

                                     Выполнила: Гришечкина Виктория Ростиславовна,

                                учитель английского языка МБОУ гимназии №8

                                             

                                               

Содержание

  1. Введение
  2. Понятие письменной речи и творческих заданий для обучения письменной речи
  3. Творческие задания для развития умений письменной речи в УМК «Английский в фокусе» В. Эванс, Дж.Дули
  1. Упражнения для обучения контролируемому письму
  2. Упражнения для обучения направляемому письму
  3. Упражнения для обучения свободному письму
  1. Анализ эссе учащихся 10 класса, обучающихся по УМК «Английский в фокусе»
  2. Выводы

Приложение

Литература


  1. Введение

                                                           

Цель

 Целью данной работы является проанализировать серию творческих заданий для обучения англоязычной письменной речи на основе УМК “Английский в фокусе» Ю. Э. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.

Гипотеза

 Использование творческих заданий будет способствовать  формированию умений письменной речи, если задания соответствуют возрастным и психологическим особенностям учащихся, используются систематически, содержат материал конкретного учебно-методического комплекса.

Задачи

   Цель и гипотеза определили необходимость решить следующие задачи:

1.  Рассмотреть понятие письменной речи и творческих заданий  для обучения  письменной речи на английском языке.  

2. Проанализировать упражнения для развития умения письменной речи в УМК «Английский в фокусе» Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.

3. Проанализировать результаты написания эссе учащихся, занимающихся по УМК «Английский в фокусе»-10.

Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ методической и учебной литературы, систематизация, сравнение, обобщение результатов исследования.

Актуальность

Тему данного исследования считаю актуальной, т.к. в наше время, когда знание английского языка становится  нормой (компьютерная, экономическая и политическая терминология базируются на английском языке), и можно говорить об английском языке как о языке международного общения, авторы современного государственного образовательного стандарта выдвигают следующую цель обучения иностранному языку в российских школах - формирование коммуникативной компетенции, а овладение умениями письменной речи является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции. Творческие же задания являются наиболее эффективными при обучении умениям письменной речи.

  1. Понятие письменной речи и творческих заданий для обучения письменной речи

Письменная речь – это способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Это не просто речь, которая переведена в графические символы. Это независимый, со своими собственными правилами грамматики и построения письменного текста письменный процесс, в продукте которого мы заинтересованы [4,96].

Анализ методической литературы  и собственная педагогическая деятельность позволяет сделать вывод, что наибольшей эффективностью при обучении умениям письменной речи на английском языке обладают творческие задания.

Творческие задания -  это такие задания, которые направлены не только на развитие речевых умений, но и на реализацию личностно-ориентированного подхода, который, в свою очередь, предполагает развитие у учащихся самостоятельности, мотивированности и творческих способностей.

Вопросы использования творческих заданий при обучении умениям письменной речи на английском языке  являются чрезвычайно актуальными применительно к школам нашей страны. Этой проблемой  занимались многие отечественные педагоги  и методисты, например Гез Н.И., Жинкин Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Соловова Е.Н., Гальскова Н.Д., Пассов Е.И., Рогова Г.В., Филатов В.М., Мильруд В.П.

  1. Творческие задания  для развития умений письменной речи в УМК «Английский в фокусе»

При обучении письменной речи на иностранном языке выделяют три основных вида письменной речевой деятельности:

- контролируемое письмо,

- направляемое письмо,

- свободное письмо [6,3].

Обучению этим видам письменной речевой деятельности уделяется большое внимание в УМК «Английский в фокусе» В. Эванс, Дж. Дули. Работая в течение нескольких лет по данному УМК, считаю, что он эффективен при обучении различным видам письменной речи и развивает творческие способности обучающихся.  Рассмотрим творческие задания, предлагаемые данным УМК.

3.1 Упражнения для обучения контролируемому письму.

1. Кроссворды.

2. Загадки.

3.Чайнворды.

4. Расшифруй слово.

5. Найди слово.

6.Составь предложение из данных слов,

7. Расположи абзацы текста в соответствии с иллюстрациями.

          При помощи этих творческих заданий мы развиваем такие  качества, как сообразительность, внимание, наблюдательность, любознательность. Данные задания присутствуют в основном в УМК для начальной школы и 5 класса.

           3.2 Упражнения для обучения направляемому письму.

1.Подготовка плакатов, диаграмм, схем.

          Выполнение этих заданий формирует умение выбрать главное – то есть то, что необходимо проиллюстрировать таблицей или диаграммой. В дальнейшем этот навык очень пригодится для составления тезисов выступлений или написания планов сочинений, эссе.

2.Заполнение анкет, личных карточек, оформление автобиографических сведений.

          Подобные задания не только вносят в процесс обучения письму элемент творчества, но и имеют выход в реальную жизненную ситуацию.

3.Классификация объектов или предметов.

          Эти задания способствуют развитию логического мышления, способности обобщения. Очень полезными данные упражнения могут быть на этапе отработки слов на заданную тему.

4.Реорганизация простых предложений в сложные с использованием различных связующих элементов.

5.Реконструкция предложений по ключевым словам.

6.Восстановление диалога по отдельным репликам.

7.Восстановление начала и конца истории.

          Подобные упражнения (пп. 4-7) служат своеобразным переходом между структурированными упражнениями начального звена к творческим заданиям продвинутого уровня. Они подготавливают учащихся к написанию сложных видов письменных работ, таких как письма, статьи, эссе.

8.Задания по трансформации текста.

           Эти задания помогают анализировать и синтезировать полученную информацию, отделяя главное содержание от второстепенных деталей.

3.3 Упражнения для обучения свободному письму.

          Свободное письмо – это самый сложный вид письменной речевой деятельности на английском языке. К этому виду письменной речи относится написание открыток, личных и деловых писем, заявлений, страниц из личного дневника, статей в газету или журнал, рецензий, докладов, резюме, эссе [6,32].

          Наибольшие трудности у учащихся вызывает такой вид письменной работы, как эссе. Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема, которое передает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу [5,6].

         Начиная с седьмого класса в УМК «Английский в фокусе» начинается обучение написанию эссе различных типов. На первом этапе подготовки к написанию эссе учащимся объясняются правила написания этого вида письменной работы. Ребята усваивают, что эссе оценивается по пяти критериям: содержание, организация текста, лексика, грамматика, орфография и пунктуация. Особое внимание уделяется тому факту, что объем эссе, как и других видов письменных работ строго ограничивается. Это приучает учащихся четко выражать свои мысли, а также готовит к экзаменам в формате ГИА и ЕГЭ, где количество слов в требуемой письменной работе строго ограничено.

          Следующий этап предполагает выполнение различных видов тренировочных творческих упражнений, например:

  1. Мозговой штурм (brain-storming)

       Как правило, упражнение проводится в группах и содержит четыре последовательных элемента: постановка задачи, выдвижение идеи, обсуждение идеи, принятие решения.

  1. Речевая схема (mind-map).

       Применяется на этапе составления плана эссе, помогает построить ассоциативные связи. На этом же этапе предлагаются упражнения на запоминание речевых формул, клише.

       На следующем этапе происходит просмотр образцов эссе, определение их структуры, выделение отдельных фраз, опорных мыслей, ключевых слов. Учащиеся делают анализ текстов эссе, анализ средств изложения мыслей, средств перехода от одной мысли к другой. Только после выполнения всех подготовительных упражнений дается задание написать эссе на конкретную тему.

        Выполняя данные задания, обучаясь писать эссе по УМК «Английский в    

фокусе», учащиеся к десятому классу неплохо овладевают умениями написания этого вида письменной работы.

  1. Анализ эссе учащихся десятого класса, обучающихся по УМК «Английский в фокусе»

        Оценивая эссе учащихся десятого класса на тему «Содержание животных в зоопарке – зло или благо?», я пользовалась пятью критериями оценивания: содержание, организация текста, лексическое оформление речи, грамматическое оформление речи, орфография и пунктуация.

        Лучшие результаты учащиеся показывают по критерию организации текста. Деление на абзацы они производят верно, эссе в основном логичны.

        Большинство учащихся получают хорошие баллы и по критерию содержания эссе. Содержание эссе соответствует поставленной коммуникативной задаче, аргументация логична, присутствует заключение с выводом.

        По критериям лексического и грамматического оформления речи учащиеся показывают не столь положительные результаты. Лексика не всегда соответствует поставленной коммуникативной задаче, словарный запас и грамматические средства не разнообразны. Присутствует некоторое количество грамматических и лексических ошибок, которые, однако, не затрудняют восприятие текста. Считаю, что подобные недочеты необходимо устранять на уроках по обучению лексике и грамматике.

       Наименьшие баллы учащиеся, как правило, получают по критерию пунктуация. Проблема в том, что в преподавании английского языка в общеобразовательной школе этому аспекту  никогда не уделялось должного внимания и эта тема только начинает появляться в программных материалах по английскому языку.

  1. Выводы

        Неоценимую помощь учителю в организации работы по обучению письменной речи могут оказать творческие задания, способствующие развитию познавательного интереса, памяти и мышления детей. Эти упражнения  помогают сделать процесс обучения иноязычной письменной речи более интересным и простым для учащихся.

       Несомненно, творческие задания должны основываться на материале конкретного учебно-методического комплекса, поэтому в работе были проанализированы творческие задания по обучению письменной речи в УМК «Английский в фокусе». Эффективность в обучении письму как целевому умению в данном УМК достигается за счет детально проработанной методики пошагового управления деятельностью учащихся.  

        Во все модули учебника включены творческие задания на развитие умений продуктивного письма в различных формах, основанных на реальных типах и стилях письменной речи.

        Все творческие задания организованы в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Такой путь от предшествующего написания коротких предложений к абзацам и, наконец, к законченным сложным текстам обеспечивает учащимся постепенное формирование умений продуктивного письма.

       В результате к десятому классу учащиеся на достаточно высоком уровне пишут такие сложные письменные работы, как эссе, что в дальнейшем поможет им при сдаче экзамена в формате ЕГЭ.

Приложение.

            Эссе учащегося 10 класса по теме «Содержание животных в зоопарке – зло или благо?»

Most people agree that zoos are impotant for the preservation of animals. But many others belive that animals are like prisoners in zoos and that they shall be happier in their natural habitats.

There are a number of disadvantages to keep animals in zoos. To start with, animals do not thrive in confined spaces. For example animals can go mad. Also animals that has lived in zoos rarely return to their natural habitat. It is imposible for them to survive there.

On the other hand, zoos have some advantages too. Firstly, there are a lot of important researches in zoos. Also animals now have large enclosures. Furthermore, zoos help educate people about animals.

In conclusion I`d like to say that to my mind keeping animals in zoos is not bad. I strongly agree that zoos are important for the protection of animals.

Анализ эссе

      Объем работы соблюден согласно требованиям (120-170 слов).

      Оценивая работу по первому критерию (содержание), нужно сказать, что содержание данного эссе соответствует поставленной коммуникативной задаче, есть вступление с постановкой проблемы, аргументация логична, есть заключение с выводом. По схеме оценивания эссе С2 содержание может быть оценено на 3 балла.

      Второй критерий оценивания эссе - организация текста. В данном эссе деление на абзацы осуществлено верно, сочинение логично, средства связи использованы в достаточном объеме. По данному критерию поставлено 3 балла.

       Третий критерий – лексическое оформление речи. Лексика данной работы, в целом, соответствует поставленной коммуникативной задаче, словарный запас разнообразен, нет неоправданных повторов слов и словосочетаний, правила словообразования не нарушены. Оценка 3 балла.

       Четвертый критерий – грамматическое оформление речи. В целом в данном эссе грамматические средства разнообразны, но наблюдается некоторое количество ошибок в их использовании (they shall be happier…, animals that has lived…,disadvantages to keep…).  По данному критерию работа может быть оценена на 2 балла.

       По пятому критерию – орфография и пунктуация – работа оценена на 1 балл. Есть некоторое количество орфографических (belive, impotant, imposible) и пунктационных ошибок (For example animals can go mad).

       Таким образом, данное эссе может быть оценено в целом на 12 баллов, что соответствует оценке «четыре» по пятибалльной шкале.


Литература

  1. Английский язык. Книга для учителя.5 класс: пособие для общеобразоват. Учреждений/[Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2009.- 192 с.
  2. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранному языку в средней школе. – М. – Высшая школа, 1982. - 354 с.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.- 271 с.
  4. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранному языку. – М., 1991. – 283 с.
  5. Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи// «Иностранные языки в школе». – 1997. - №2. – с 5-7.
  6. Пассов Е.И. Обучение письму: учебное пособие. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.- 46 с.
  7.  Петровский А.В., Ярошевский М.Р. Психологический словарь. – М., 1998 – 283 с.
  8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. -  М.: Просвещение. – 2002 – 254 с.
  9. Стандарт основного общего образования по иностранному языку//Приложение к журналу «Иностранные языки в школе» Методическая мозаика. – 2004. - №4
  10.  Филатов В.М., Мосина М.А. Методика обучения иностранному языку в начальной и средней общеобразовательной школе. – Ростов н/Д: Феникс. – 2004- 350 с
  11.  Канорова Ф.А., Гранкина Т.И. Обучение письменной речи [ Электронный ресурс] // Издательский дом «Первое сентября»: [сайт]. URL: www.1 september.ru (дата обращения 25.09.2011).
  12.  Горбунова И.В., Султанова Н.А. Обучение письму на английском языке на разных этапах. [Электронный ресурс]//Издательский дом «Первое сентября»: [сайт]. URL: www.1 september.ru (дата обращения 27.09.2011).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе

В настоящее время нельзя переоценить значение иностранного языка в современном обществе. Школа всегда выполняла социальный заказ общества и естественно, что школьный процесс обучения изменялся в...

Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением роли письменной речи, содержанием обучения письму на современном этапе развития образования. Раскрываются возможности письма для всестороннег...

Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе

В работе говорится о необходимости развития письменной речи, о ее целенаправленном и систематическом контроле, о творческом подходе в формировании навыков письма и в огромном разнообразии заданий, кот...

Проблемные задания в обучении аудированию на уроках английского языка в школе

Статья опубликована в сборнике материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции-скминара "Образование на грани тысячелетий", НВГУ, 2013г...

Использование коммуникативных заданий при обучении чтению на уроках английского языка (Task Based Learning).

Статья посвящена использованию на уроках английского языка коммуникативных заданий при обучении чтению....

Методический проект «Технология «французских мастерских» в обучении письменной речи на английском языке»

В эпоху укрепления международных связей возросла роль знания иностранных языков. Все большее количество людей изучают иностранные языки и широко используют эти навыки на практике. Возрастает потр...

Статья по теме "Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в школе"

Статья по теме "Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в школе" Важным составляющим процесса обучения английскому языку является обучение ...