Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе
статья по английскому языку по теме

Ханнанова Зульфия Зуфаряновна

 

В настоящее время нельзя переоценить значение иностранного языка в современном обществе. Школа всегда выполняла социальный заказ общества и естественно, что школьный процесс обучения изменялся в соответствии с этим заказом. Вместе с ним менялись цели и задачи обучения. В частности практическая цель обучения менялась следующим образом: обучение иностранному языку - обучение иноязычной речи – обучение иноязычной речевой деятельности – обучение иноязычному общению.

В наше время, когда владение иностранным языком становится нормой, и мы говорим об английском языке, как о языке международного общения, целью изучения языка становится формирование коммуникативной компетенции. По своей сути она интегративна и включает в себя несколько основных компонентов:

  • коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме;
  • языковые знания и навыки владения языковым материалом для создания и распознавания информации;
  • лингвострановедческие и страноведческие знания для обеспечения социокультурной образованности, без которой невозможно полноценное формирование коммуникативной компетенции.

Так как сегодня процесс обучения направлен на практическое владение иностранным языком,

то хочется отметить огромное значение такого речевого вида деятельности, как письмо или письменная речь. Последнее время данному виду деятельности стали уделять заслуженное внимание. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка при помощи современных средств коммуникации: internet, e-mail, sms и т.д. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов мотивируют учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции письменной речи на среднем этапе обучения  английскому языку

З.З.Ханнанова- учитель английского языка первой квалификационной категории

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Актанышскя средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Актанышского муниципального района Республики Татарстан

В настоящее время нельзя переоценить значение иностранного языка в современном обществе. Школа всегда выполняла социальный заказ общества и естественно, что школьный процесс обучения изменялся в соответствии с этим заказом.

В наше время, когда владение иностранным языком становится нормой, и мы говорим об английском языке, как о языке международного общения, целью изучения языка становится формирование коммуникативной компетенции. По своей сути она интегративна и включает в себя несколько основных компонентов:

  1. коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме;
  2. языковые знания и навыки владения языковым материалом для создания и распознавания информации;
  3. лингвострановедческие и страноведческие знания для обеспечения социокультурной образованности, без которой невозможно полноценное формирование коммуникативной компетенции.

Так как сегодня процесс обучения направлен на практическое владение иностранным языком, то хочется отметить огромное значение такого речевого вида деятельности, как письмо или письменная речь.

Письмо  - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения.

Последнее время данному виду деятельности стали уделять заслуженное внимание. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка при помощи современных средств коммуникации: internet, e-mail, sms и т.д. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов мотивируют учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке.

Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы.

Если рассматривать письмо как продуктивный вид деятельности, то, как и говорение, оно характеризуется трехчастной структурой:

мотивационно -побудительной (появляется мотив, потребность или желание общения с целью передать какую-то информацию в письменном виде, возникает замысел высказывания);

аналитико-синтетической (формируется и реализуется само высказывание, происходит отбор слов, нужных для конкретного текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации предложения, организация связи между предложениями);

исполнительной (деятельности, реализуется в фиксации продукта письменной речи с помощью графических средств языка - письменного текста);

Данные психологии говорят о том, что базой письменной речи является устная речь. Устная речь, и в частности говорение, связана письмом самими механизмами порождения высказывания. Это прослеживается от замысла (что сказать) к отбору необходимых средств языка (как это выразить, какие нужны слова и как их сочетать в высказывании) и до реализации замысла средствами языка устно – в говорении или письменно - на письме.

Письмо тесно связано с чтением. В их основе лежит одна и та же графическая система языка. При письме, так же как и при чтении, устанавливается графемно -фонемные соответствия. Иными словами, при письме идет кодирование или зашифровка мысли с помощью графических символов.

Письмо  идеально подходит для систематизации знаний и умений учащихся, их самоконтроля и самокоррекции. Письмо имеет большое значение и влияет на то, как мы думаем и учимся, а так же на наше индивидуальное развитие и на наши отношения с другими людьми. Оно позволяет выявить знания значения слов, грамматических форм, сформированность лексических и грамматических навыков.

Содержание письменного речевого произведения определяется его деятельностной целью и задачами, такими, как эмоциональное воздействие, обращение за помощью, управление деятельностью, запрос информации, выполнение делопроизводительных формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого потенциала человека.

К формам письменных речевых произведений, которые могут быть включены в содержание обучения, относятся: поздравительные открытки, телеграммы, записки, вывески, этикетки, подписи к рисункам, объявления-инструкции, объявления-информации, меню, рекламы, приглашения, соболезнования, личные письма, деловые письма, в частности письма о приеме на работу, благодарственные письма, обращения, ответы на заявления, автобиографические сведения (curriculum vitae), характеристики, (confidential references), заполненные анкеты и бланки, справки, опорные схемы типа mind-maps (для выступления перед аудиторией), рецепты,  дневники (наблюдений, путешествий), словарики, диктанты, библиографии, конспекты (notes) – краткое изложение содержания прочитанного, заметки в стенную газету, впечатления (об увиденном или услышанном), книжные обозрения, рецензии (reviews) – на книгу, рассказ, кинофильм, произведение искусства), отчеты, доклады; об изучении конкретных случаев (case-studies), изложение прочитанного, услышанного (reproduction), резюме (summary), сообщения (о новостях, о последних событиях), обзоры (статей в газете, событий за неделю), тезисы (abstracts) – краткое изложение выступления, проекты (projects) – взгляд на состояние и изменение окружающего мира, очерки (essays) – собственный взгляд на вещи и явления, сочинения (интерпретация темы или проблемы), рассказы (придумывание фабулы и сюжета), стихи (создание стихотворных произведений разной формы).

Работу над развитием письменной речи учащихся необходимо начинать как можно раньше. Для обучения написанию письма необходимо начать с ряда речевых упражнений.

      На первом этапе могут быть предложены упражнения на запоминание речевых формул, клише, используемых в письме, формы письменного обращения к адресату, способы выражения благодарности, подтверждения получения письма, надежды на скорый ответ и т.д. Далее следует просмотр текстов писем, определение схем различных писем, выделение отдельных фраз, опорных мыслей, ключевых слов. Учащиеся делают анализ текстов писем, дают характеристику их авторов, определяют характер письма (личное, семейное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности, поздравлением, приглашением и т.д.), анализируют средства изложения мыслей в разных по стилю и характеру письмах, средства перехода от одной мысли к другой и т.д.

На втором этапе можно предложить составить план письма, используя образцы фраз и ключевых слов. Формы обращения и другие клише должны соответствовать содержанию, структуре и стилю письма.

На следующем этапе работы обучающимся предлагается составить коллективное письмо, затем тематические письма по заданным ситуациям, письма разнотемного характера (личное, семейное, деловое), письмо-ответ на просьбу или пожелание адресата, письмо инициативного характера или письмо-ответ по определённому вопросу в расчёте на конкретного адресата. Возможно составление писем разным адресатам с разными целевыми установками, но с одинаковым содержанием или с внесением изменений в один и тот же текст сообщения.

На последних уроках по каждой теме учащимся можно предложить подготовить творческий проект. При его подготовке у учащихся непременно формируются навыки письма, так как проект предполагает наличие наглядного материала, описание различной информации, интервью, выписывание различных фактов и их оформление.

Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи.  Письменная  речь получила новые возможности развития благодаря внедрению в жизнь современных технологий: компьютеров, сети Интернет, SMS, дистанционного обучения и образования. Подавляющая часть общего количества информации передается и хранится в знаках письма; распространение компьютеров, сети Интернет убедительно поддерживает значимость письменной фиксации информации.

Велик удельный вес письма в межнациональной, в том числе профессионально-деловой коммуникации.

Таким образом, подводя итог, хочется еще раз сказать о необходимости развития письменной речи, о ее целенаправленном и систематическом контроле, о творческом подходе в формировании навыков письма и в огромном разнообразии заданий, которые могут быть предложены детям.

Список литературы

Зимняя И. А. Педагогическая психология – М.: Логос, 2000. – 384 с.

Мильруд Р. Методика обучения иностранной письменной речи.

Пассов Е. С. Основные вопросы обучения иностранной речи – Воронеж: Воронежский гос. пед. институт, 1974. – 164 c.

Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., 1988.

Пассов Е. Основы методики обучения иностранным языкам. М., 1977.

Пассов Е., Колова Т., Волкова Т. Беседы об уроке иностранного языка. Л., Просвещение, 1975.

Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 2001, № 2.

Рогова Г. Методика обучения английскому языку. М., Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением роли письменной речи, содержанием обучения письму на современном этапе развития образования. Раскрываются возможности письма для всестороннег...

Контроль и развитие умений письменной речи на английском языке

итоговая работа на дистанционных курсах повышения квалификации...

Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе

В работе говорится о необходимости развития письменной речи, о ее целенаправленном и систематическом контроле, о творческом подходе в формировании навыков письма и в огромном разнообразии заданий, кот...

Методическая статья "Обучение творческой письменной речи на иностранном языке в современной школе".

В статье представлены описание и анализ обучения иностранной письменной речи на уроках немецкого языка, использование творческих заданий при обучении письменной речи....

Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе.

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом, который мне помогает развивать один из самых важных и продуктивных навыков при изучении английского языка – это навык письменной речи....

Статья по теме «Развитие умений письменного высказывания на английском языке учащихся среднего звена»

Педагогическая наука изучает образование как процесс приобщения человеческих существ к жизни общества, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, ...