Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе.
методическая разработка по английскому языку

Никитина Олеся Геннадьевна

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом, который мне помогает развивать один из самых важных и продуктивных навыков при изучении английского языка – это навык письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе.

Здравствуйте Меня зовут Никитина Олеся Геннадьевна – учитель английского языка в школе 8.  Сегодня я хочу поделиться с вами опытом, который мне помогает развивать один из самых важных и продуктивных навыков при изучении английского языка – это навык письменной речи.

И начать хотела бы с вопроса: Любят ли ваши ученики писать (сочинения, диктанты)? Нравиться ли им этот вид деятельности? Думаю, мало таких кому нравиться. Ученики практически не умеют письменно самовыражаться, поэтому они теряют интерес к подобного рода деятельности. В результате письменные умения учащихся значительно отстают от уровня владения другими видами речевой деятельности. Я задала им вопрос, почему это трудно для них. На что они ответили – это скучно, занимает много времени, и порой задания слишком далеки от их реальности (поэтому и скучно). Эта мысль заставила меня глубже погрузиться в изучение вариативности этого метода. Как вызвать интерес у учеников выполнять то или иное задание. На самом деле, это относиться ко всем видам заданий: и на чтение, устная речь, аудирование.  Если вы хотите, чтобы ваши ученики выполняли задания с интересом – дайте им мотив, для чего они должны этот делать. Когда у учеников есть мотив для выполнения задания они это делают с интересом.

Слышали ли вы о таком таком навыке письма как «Instant writing» (т.е. спонтанное письмо, письмо без какой-либо подготовки)? Все мы знаем 2 основных критерия оценивания навыка устной речи- это fluency – беглость в речи и accuracy - грамматическая точность, лаконичность фраз. В написании оцениваются те же критерии. Мы обращаем внимание на грамматику и беглость. Как быстро они могут записать поток мыслей. И это очень важно. Поэтому время от времени им необходимо давать возможность практиковать беглость в письменной речи.

Когда мои ученики готовились к ОГЭ по английскому языку, я часто тренировала их таким способом. Позже, они благодарили меня за то, что я помогла им развить навык беглого письма т.к. на экзамене всегда мало времени для такого задания как написание сочинения, и они с легкостью справились, написав за короткий отрезок времени сочинение без использования черновика.

  Итак, как развить этот навык:

Одно из заданий которое я обычно делаю с учениками

                        Expanding sentences – удлинение предложений

Я пишу на доске краткое предложение:

 The man walked along the road.

Затем я предлагаю ученикам сделать предложение более распространенным. Кто-то может предложить:

The middle-aged man walked along the road. Тем самым мы видим, что прилагательные делает наше предложение более сочным. На этом моменте я могу спросить у учеников какими еще прилагательными можно описать мужчину. Тем самым показываю, как важно уделять внимание этой части речи.

The middle-aged man walked slowly along the road.

В этом случае наречие описывает качество действия.

Exhausted after a hard day’s work, the middle-aged man walked along the road.

Здесь уже используется деепричастие.

Это можно проделывать пока не закончатся идеи.

Exhausted after a hard day’s work, the middle-aged man, wearing a black suit and carrying a briefcase, walked along the road.

Иногда я пишу разные краткие предложения на разных листах и прошу учеников переписать предложение добавляя одно слово. Затем они передают листок соседу и получают листок от другого ученика с другим предложением. Таким образом все предложения передаются по классу. В итоге мы читаем конечную версию предложений.

Еще одно задание на развитие беглости в письме это

 Completing sentences – задание дописать предложение.

Я диктую ученикам часть предложения и прошу их закончить его своей идеей. Например, такой вариант:

One of the thing I really can't stand is… (Одно из вещей которое я не могу терпеть это….)

Я даю им время закончить предложение. Затем я добавляю им еще одно слово:

Because… и вновь жду несколько секунд, даю им возможность продолжить мысль.

Затем еще одно:

However,..  (однако)

 я могу продолжать так и в итоге у них получится своего рода история. Затем я предлагаю им прочитать свои истории друг другу. В это время я хожу по классу и контролирую процесс. В этом задании я не обращаю внимание на их грамматические ошибки, так как основной фокус в этом задании - это беглость письменной речи (fluency). Более того, они сами с удовольствием исправляют друг друга пока слушают истории. В таком задании хорошо прорабатывать linkers – связующие слова, которые часто вызывают у учеников затруднение в правильном использовании.

Такой вид задания хорошо провести в начале урока на этапе warm-up. Его можно адаптировать под любой уровень учеников. Если уровень низкий, можно попросить просто продолжить предложения. Если уровень выше – дать им больше времени. Этот процесс можно регулировать в зависимости от того какую, цель преследуете, сколько у вас времени.

Так же я иногда использую такой вид работы как:

Free writing - свободное написание.

Он подходит для более высокого уровня подготовки учеников. Я говорю им любое слово: day, TV, light и прошу написать все что придет им в голову, связанное с этим предметом. Бывали случаи, когда ученики восклицали что у них нет никаких идей писать о слове day. Я предложила им начать так:

 I can't think of anything to write about the day, but my teacher gave me such a task and now I’m going to write something… Я была удивлена как много смог ученик написать. Не страшно, если работа не будет содержать структуру, композицию, так как задача сосредоточится на беглости в письменной речи. В конце задания ученики могут прочитать друг другу. Можно выяснить кто написал больше всего, так как количество – это важный момент в этом задании.

Но один из самых моих любимых методов в развитии письменной речи это:

 слайд     Dictogloss.  – (или грамматический диктант) представляет собой воспроизведение продиктованного текста с максимально приближенной к оригиналу передачей текста.

Я часто его использую в разных группах, с разными уровнями. Почему я люблю диктоглосс? Потому что этот вид деятельности активизирует все коммуникативные навыки – аудирование, письмо и говорение (если работают в группах), используют лексику, грамматику, учатся рассуждать. Давайте поговорим более детально об этапах диктоглосса. Существуют много вариантов проведения. Все зависит от целей, которые мы преследуем.

Итак, процедура диктоглосса проходит в следующем порядке:

Подготовка – прежде всего следует подготовить учеников к восприятию текста, (провести warm up) а именно, познакомить с предметной стороной предъявляемого материала и вызвать интерес к теме. Так же необходимо сфокусировать их внимание на лексике.

Диктант 

1 «pens down listening» – прослушивание текста без каких-либо записей. (учитель читает текст в чуть медленном темпе. В конце можно задать несколько вопросов на проверку понимания текста.

2 Note taking - ведение записей (учитель снова читает текст в естественном темпе два раза, в то время как ученики записывают фрагменты предложений, либо ключевые слова. Важно правильно объяснить ученикам писать не в каждой строчке, а так чтобы было место дописывать нужную информацию. Напомнить, что их цель передать основную мысль, а не слово в слово. Поэтому читать нужно в таком темпе, чтобы можно было записать только ключевые слова.

Reconstruction – реконструкция текста (ученики объединяются в группах чтобы воссоздать текст совместными усилиями, используя свои записи, обращая внимание на грамматически правильное оформление текста, но ни в коем случае не ставить перед ними задачу точного воспроизведения оригинала.

Analysis and correction – анализ и коррекция текста (ученики сравнивают свой текст с другой группой, либо можно дать им текст в оригинале и сравнить, можно обсудить различия, ошибки, неточности.

Когда мы с учениками 8 класса повторили времена группы Present, я выбрала одно из предложений, в котором моя цель была сфокусировать их внимание на таких словах как yet already, despite

Предложение такое:

 Although I've already been to the United States twice I haven't visited Hollywood yet, despite the fact that I'm mad about films.

На этапе анализа и коррекции я пригласила желающего к доске. У него была простая задача – записать это предложение под диктовку класса. Одно из приятных особенностей этого задания в том, что весь класс работал совместно. Затем мы подробно рассмотрели ключевые слова. Я им объяснила, что dispite выражает противопоставление. Выполняя это задание, мы усвоили разницу между already и yet в контексте Present Perfect.

                 Какие могут быть еще более быстрые варианты диктоглосса:

Ученики могут работать самостоятельно и создавать свой текст. Особенно, если это задание выполняется впервые, не стоит усложнять задание. А вот в следующий раз можно посадить их в пары, в группы.

Так же ученики могут работать в мини группах и назначить роль каждому члену группы. Один записывает ключевые слова, другой запоминает вступление, третий- заключение, четвертый акцентирует внимание на именах и датах. Я люблю такой вид работы потому что ученики вынуждены сотрудничать друг с другом. Такой вид работы хорошо подходит для разноуровневой группы. Сильные помогают слабым. Все вовлечены в процесс.

Еще один вариант – ученики, во время прослушивания текста, записывают только существительные. Во время второго прослушивания - только прилагательные и т.д. Важно попросить учеников оставлять место между строчками или записывать в столбик чтобы позже они могли добавить детали.

Итог моей пятилетней работы показал, что технологии, которые я использую для развития навыков письменной речи приносят свои положительные результаты.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе

В настоящее время нельзя переоценить значение иностранного языка в современном обществе. Школа всегда выполняла социальный заказ общества и естественно, что школьный процесс обучения изменялся в...

Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением роли письменной речи, содержанием обучения письму на современном этапе развития образования. Раскрываются возможности письма для всестороннег...

Контроль и развитие умений письменной речи на английском языке

итоговая работа на дистанционных курсах повышения квалификации...

Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе

В работе говорится о необходимости развития письменной речи, о ее целенаправленном и систематическом контроле, о творческом подходе в формировании навыков письма и в огромном разнообразии заданий, кот...

Методическая статья "Обучение творческой письменной речи на иностранном языке в современной школе".

В статье представлены описание и анализ обучения иностранной письменной речи на уроках немецкого языка, использование творческих заданий при обучении письменной речи....

Статья по теме «Развитие умений письменного высказывания на английском языке учащихся среднего звена»

Педагогическая наука изучает образование как процесс приобщения человеческих существ к жизни общества, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, ...


 

Комментарии

Хухрянкина Елена Юрьевна

Замечательный и очень интересный материал. Спасибо