формирование экологической культуры на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Паршина Александра Сергеевна

данный материал поможет в работе над формирование экологической культуры на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskoy_kultury.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование экологической культуры обучающихся

на уроках английского языка»

Выполнила:

учитель английского языка

Паршина Александра Сергеевна

ГБОУ ООШ № 6  г.о. Новокуйбышевск

Содержание

I.Введение   …………………………………………………………..  2

II. Основная часть   …………………………………………………..  5

1.Экологическое воспитание обучающихся в общеобразовательной школе ……………………………………………………………...…….5

2.Моделирование  экологической системы образования в процессе преподавания английского языка................................................ 6

3.Анализ собственного педагогического опыта  по формированию экологической культуры обучающихся средствами английского языка  ……………………………………………………………………......  7

III. Заключение  ……………………………………………………..  11

IV. Литература  ……………………………………………………… 12

Введение

На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания становится актуальным.  Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию обучающихся в современной школе уже с первых дней обучения. Важность формирования экологической культуры у обучающихся доказывает сама жизнь. Сегодня нет необходимости доказывать кому-либо, что от нашего отношения к окружающей среде зависит не только наша жизнь, но и существование всего человечества. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее. Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде, на формирование экологических, духовно-нравственных ценностей и ориентиров должно быть обязательной составной частью общеобразовательной подготовки обучающихся, в том числе и частью уроков английского языка.

В современном российском образовании происходят изменения, связанные с модернизацией содержания и структуры общего образования. При этом экологическое образование (обучение, воспитание и развитие) подрастающего поколения является одним из наиболее динамично развивающихся компонентов образования и рассматривается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности. В настоящее время целью экологического образования становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности. Экологизация содержания традиционных школьных предметов, введение в практику школы новых интегрированных курсов, создание экологически направленной образовательной среды - важнейшие условия, выполнение которых способствует формированию личности с экологической культурой.

Объект исследования – процесс формирования экологической культуры обучающихся на уроках английского языка.

Предмет исследования – условия формирования экологической культуры обучающихся на уроках английского языка.

Цель исследования – создать условия для формирования экологической культуры обучающихся на уроках английского языка.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс формирования экологической культуры обучающихся на уроках английского языка будет успешным, если:

-  создана  программа формирования экологической культуры школьников, включающая систему краеведческих знаний и природоохранных ценностей;

- обеспечивается интеграция традиционных и нетрадиционных методов и приемов, ориентированных на развитие познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер обучающихся.

Исходя из проблемы и предмета исследования для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы, определены задачи исследования:

1. Выявить теоретико-методологические аспекты проблемы.

2.Проанализировать собственный педагогический опыт воспитания экологической культуры обучающихся средствами английского языка.

3. Создать модель организации работы на уроках английского языка.

4.Выявить необходимые педагогические средства для формирования экологической культуры обучающихся.

5.Создать систему диагностики и мониторинга для отслеживания динамики формирования экологически ориентированного поведения обучающихся в окружающей среде. Провести мониторинг достижений обучающихся.

Для реализации поставленных задач необходимо научно-методическое и организационно-управленческое сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления:

■ изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента;

■ введение основ экологического образования в программу учебных предметов, в том числе и английского языка;

■ совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;

■ разработать  учебные программы, определяющих экологическое образование обучающихся;

■ осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;

■ разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся (научно-практическая работа, проектная работа, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).

Предполагаемые результаты:

Образовательные:

• возрастание познавательного интереса обучающихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;

• активизации познавательной деятельности обучающихся;

• формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;

• привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

Педагогические:

•использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;

• повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;

Воспитательные:

• формирование познавательного интереса и бережное отношение к природе;

• пробуждение в детях  желаний заботиться о своем здоровье;

• формирование умений безопасного поведения в окружающей среде

• соблюдение здоровьесозидающих режимов дня.  [1]

Основная часть

1.Экологическое воспитание учащихся в общеобразовательной школе  

 Традиционно развитие экологической культуры связывается, прежде всего, с экологическим образованием и воспитанием.

Экологическое образование - это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей.

Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

  Экологическое воспитание осуществляется по трем основным направлениям:

Направление «Экология природы»

Цель: Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.

Задача: Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера

Направление «Экология здоровья»

Цель: Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задача: Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.

Направление «Экология души»

Цель: Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника.

Задача: Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире.

Итак, важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучия самого человека. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природы. Следовательно, основная задача учителя - вводить экологический материал в ткань разных уроков, начиная с начальных классов, в том числе и в уроки английского языка.

2.Моделирование экологической системы образования в процессе преподавания английского языка

Моделирование опирается на ряд педагогических принципов, которые специфичны для экологического воспитания на уроках английского языка, к которым отнесены: принципы  непрерывности, системности, преемственности, целенаправленного общения, учета специфики предмета, индивидуальности, оптимальности. В процессе моделирования экологического воспитания можно выделить три стадии:

  1. Подготовительная -  идет процесс психологической подготовки к реализации модели.
  2. Происходит непосредственное моделирование системы экологического воспитания:

• определяются цели и задачи, принципы функционирования системы экологического воспитания, формулируются ценностные ориентации, характерные для экологического воспитания;

• намечаются связи элементов данной системы, отношений между собой как внутренних (педагог - школьник), так и внешних связей (педагог и ученый), а также отношений с социальной и природной средой;

• проектируются новые формы, методы и средства воспитательного процесса и организационные направления деятельности учителя; выбирается критериальный подход к результативности экологического воспитания (опрос, анкетирование тестирование, и т.п.) на основе подготовленной модели;

• выделяются ступени построения системы экологического воспитания, которое должно проходить от общего и цельного построения на уровне учреждения к отдельным направлениям деятельности секций и кружков.

  1. Внедрение. Преобразованные в процессе моделирования модельные представления используются для создания прогнозируемой модели воспитания. Происходит апробация использования модели как инструмента для совершенствования системы экологического воспитания в процессе преподавания биологии. При этом следует учитывать, что операции могут быть связаны с принципиальными коррективами не только в содержании и формах работы, возможны существенные организационные изменения отдельных структур учреждения (кружков).

Эффективность экологизации образования на уроках английского языка может быть обеспечена за счет включения в процессы обучения таких форм и методов, которые ставят школьников в положение исследователей и первооткрывателей. В этой связи, особой перспективностью выделяются метод мини-проектов и практические работы. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, органично сочетается с групповым подходом к обучению и направлен на решение проблемы. Во-вторых, метод мини-проектов обеспечивает постановку учащегося в субъективную позицию в обучении, в авторскую позицию, что лежит в основе экологического воспитания.

Успешному решению поставленных задач по формированию экологической культуры обучающихся, способствуют разнообразные формы работы. Поэтому учитывая возрастные особенности школьников, необходимо использовать разнообразные формы, методы, приемы, средства, которые, воздействуя на эмоциональную и чувственную сферы личности, способствуют формированию экологической культуры обучающихся.

  1. Анализ собственного педагогического опыта  по формированию экологической культуры учащихся средствами английского языка 

Экологическое воспитание, формирование экологической культуры учащихся ГБОУ ООШ №6 г. Новокуйбышевска Самарской области - важная составляющая учебной и внеклассной работы, имеющая экологически научную, просветительскую, пропагандистскую и практическую направленность. На протяжении многих лет экологическое образование и воспитание осуществляется по программе «Интеграция экологии в учебно-воспитательном процессе». В 2011 г. школе присвоен статус территориальной опорной экологической площадки. Это значит, что работа каждого учителя школы направлена на формирование экологической культуры учащихся средствами преподаваемого предмета. В календарно-тематическом планировании отмечаются экологические уроки, через которые красной нитью проходит идея воспитания ответственного отношения учащихся к окружающей среде, формирование экологических, духовно-нравственных ценностей и ориентиров.

Экологическое воспитание, формирование экологической культуры у учащихся - важная составляющая моей учебной и внеклассной работы. Она имеет экологически научную, просветительскую, пропагандистскую и практическую направленность. Помимо образовательных стандартов по иностранному языку, утвержденных программ и курсов, в своей работе я руководствуюсь школьной программой экологического образования и воспитания. На своих уроках я способствую воспитанию активной жизненной позиции школьников, формированию нравственного поведения, развитию волевых качеств учеников, развитию интереса к предмету, воспитанию духовности, любви к своему краю, стране. Обучение английскому языку и экологии базируется на одних и тех же принципах: связь обучения с жизнью, творческая активность, наглядность, систематичность, научность и идейность.        

С целью формирования экологической культуры учащихся на уроках английского языка я широко применяю экологические проекты.  Экологические проекты, которые я предлагаю учащимся, являются пропагандой экологических знаний, способствуют экологическому просвещению учащихся.В рабочую программу по английскому языку помимо предложенных УМК проектов, я вношу дополнительные проекты и мини-проекты, основанные на местном материале. Они выполняются одним учеником или группой учеников в зависимости от темы, наполняемости класса, вида работы и уровня подготовки учащихся. Темы проектов учащимся предлагаются чаще всего в начале изучения учебной темы или раздела, поэтому учащиеся в ходе обучения, помимо изучения лексики и грамматики по предмету, накапливают материал для проекта, продумывают его форму, содержание и определяются с группой, если это необходимо. Мини-проекты выполняются одним учеником, как домашнее задание по предмету. Форма проектов и мини-проектов разная. Это – постеры, коллажи, доклады, инструкции, брошюры, статьи, путеводители, законопроекты.

    Экологический компонент, введенный в предмет, расширяет кругозор учащихся, развивает познавательные способности школьников, вызывает любовь к природе, умение общаться на равных по этой теме со своими сверстниками за рубежом, повышает их экологическую культуру. Вовлечение учащихся через английский  язык в сферу экологии не только помогает решить задачи сугубо лингвистического характера, но и формирует уважительное отношение к национальному достоянию к ценностям поколений, стремление к взаимному общению.

Мониторинг достижения планируемых результатов

Определение эффективности учебно-воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. Под эффективностью воспитания и обучения понимают «соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями учебно-воспитательной практики» [4]. Мониторинг - длительная  деятельность по наблюдению  за определенными  объектами  или  явлениями. Задача мониторинга - фиксация состояния экологической системы воспитания и образования учащихся, ее описание, анализ и оценка эффективности системы целиком или отдельных подсистем, определение неисправностей и сбоев.

Предметом мониторинга в данном случае является формирование экологической культуры обучающихся как главного показателя эффективности учебно-воспитательной работы на уроках английского языка и условия, которые благоприятствуют развитию личности воспитанника.

В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

• достигается ли цель учебно-воспитательного процесса;

• существует ли положительная динамика в развитии личности учащихся по сравнению с результатами предыдущих лет;

• существуют ли предпосылки для совершенствования работы по воспитанию и образованию обучающихся на уроках английского языка;

К основным средствам достижения учебно-воспитательных целей по формированию экологической культуры обучающихся можно отнести:

- реализацию общешкольной целевой учебно-воспитательной программы «Интеграция  экологии в учебно-воспитательном процессе», создание экологических проектов, праздники, познавательные  экологические конкурсы;

- интеграцию учебной, внеурочной и внеклассной деятельности (предметные недели, декады, олимпиады);

- систему работы с одаренными обучающимися (вовлечение в работу научно-исследовательского общества старшеклассников);

- самообразование обучающихся и повышение квалификации педагогов (участие в педагогических советах, семинарах, курсовая подготовка);

- проведение мониторинга учебно-воспитательной работы в школе и его анализ;

Опрос проводился в двух параллелях: во 2-х и 3-х классах. Итоги анкетирования следующие:

1) Все 100% детей любят английский язык;

2) Абсолютное большинство обучающихся высказалось за увеличение количества уроков английского языка в неделю;

3) Только 50%. обучающихся получают помощь от родителей в выполнении домашних заданий по английскому языку;

4) Наибольший интерес для обучающихся представляют следующие виды и формы деятельности на уроке английского языка:

Для 2-х классов:

- физминутки;

- работа по закреплению лексики и правописания с помощью игры "Поле Чудес";

- разучивание песен и стихов на английском языке;

- инсценирование.

Для 3-х классов:

- выразительное чтение на английском языке;

- различные виды деятельности по формированию графики и орфографии;

- пение на английском языке;

- инсценирование;

- закрепление английской лексики и правописания с помощью игры "Поле Чудес".

Как показывают итоги опроса, обучающимся данной возрастной группы нравится разнообразие приемов и форм обучения английскому языку, при этом предпочтение отдается подвижным формам работы.

Главное свидетельство эффективности осуществляемой системы по формированию экологической культуры на уроках английского языка и внеклассной деятельности -  участие обучающихся во всех школьных, территориальных, региональных и всероссийских мероприятиях экологической направленности.  Количество таких обучающихся увеличивается с каждым годом.

Деятельность  учащихся

2010г.

2011г.

2012 г.

2013 г.

Создание экологических проектов обучающимися  

61 (4-9 классы)

43 (5,8,9 классы)

40 (4,8,9 классы)

70 (4,5,6 классы)

Участие обучающихся в научно-практических конференциях

3 работы

4 ученика

2работы

3ученика

4работы

5учеников

5работ

6учеников

Участие обучающихся  в территориальных Олимпиадах

2 ученика

4 ученика

6 учеников

6 учеников

Участие обучающихся в эколог.мероприятиях на англ. яз.

14 человек

15 человек

21 человек

25 человек

Повышение качества знания английского языка (по итогам годовых оценок)

55%

58%

60%

64%

Факторы успешности работы по формированию экологической культуры обучающихся на уроках английского языка является:

- чёткая постановка целей и задач выполнения заданий экологической направленности;

 - система экологического воспитания и образования опирается на применение личностно-ориентированного подхода на основе уровневой дифференциации.

 Заключение

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры каждого человека.

Предмет «английский язык» предоставляет широкие возможности для развития у школьников экологической культуры и экологических знаний. Новые учебники и учебные пособия  позволяют вводить целые курсы по экологии по изучению окружающего нас мира, фауны и флоры прямо в рамках предмета "английский язык".

Литература

[1] ФГОС начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 06.11.2009 г. № 373

[2] «Модели содержания экологического образования». Экологическое образование. 2011 № 1, стр. 12.  

[3] Мамедов Н. М. Теоретические основы экологического образования. Экологическое образование и устойчивое развитие. - М., 1995.

[4]. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001.

5. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение,1984

6. Залыгин С. Экология и культура. Новый мир. 1992, N9, С. 3.

7. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования. Советская педагогика. 1988, N9, C. 31-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование экологической компетенции на уроках английского языка

Представлен материал доклада на международных педагогических чтениях 2012 года....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Формирование гуманного отношения к окружающему миру и, в частности, воспитание экологической культуры, является неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания студентов. Следовательно, одн...

формирование экологической культуры на уроках английского языка

данная работа имеет исследовательский характер, поможет  в работе над формированием экологической культуры на уроках английского языка,...

формирование экологической культуры на уроках английского языка

данная работа поможет в работе над формированием экологической культуры на уроках английского языка...

Доклад на тему: "Формирование экологической культуры учащихся средствами иностранного языка"

В докладе отражается опыт работы  по экологическому воспитанию учащихся среднего звена( 5-7 классов). Представлены  различные виды  работы на уроке и во внеклассной деятельности с ...

Формирование экологического сознания на уроках английского языка

Данная работа содержит в себе обоснование значимости формирования экологического сознания у учащихся на уроках английского языка, а также личный опыт учителя Елизовой Е.М....

Формирование экологической культуры на уроках русского языка и литературы.

Формирование экологической культуры на уроках русского языка и литературы....