Формирование экологического сознания на уроках английского языка
материал по английскому языку на тему

Елизова Екатерина Михайловна

Данная работа содержит в себе обоснование значимости формирования экологического сознания у учащихся на уроках английского языка, а также личный опыт учителя Елизовой Е.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ekologicheskoe_soznanie.ppt2.87 МБ
Файл formirovanie_ekologicheskogo_soznaniya.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование экологического сознания на уроках английского языка Подготовила: Елизова Е. М ., учитель английского языка МБОУ СОШ № 27 г. Новороссийск

Слайд 2

Экологическое сознание - способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности. 1

Слайд 3

Традиционно формирование экологического сознания и развитие экологической культуры связывается, прежде всего, с экологическим образованием и воспитанием. Экологическое образование - это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей. Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде. 2

Слайд 4

Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. 3

Слайд 5

Для восстановления окружающей среды нужны не только финансовые затраты, необходимо улучшить экологическую политику и повысить уровень экологической культуры населения. Эти задачи нашли отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 1994 г., в котором экологическое образование и воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы школы. Цель экологического образования и воспитания - формирование экологического сознания личности и общества. 4

Слайд 6

Экологическое образование на уроках иностранного языка должно решать три задачи: Формирование адекватных экологических представлений, т. е. представлений о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе. Формирование отношения к природе на уроках иностранного языка. Формирование системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой. 5

Слайд 7

Анализ существующих на данный момент УМК по иностранным языкам для средней общеобразовательной школы показывает, что их содержание в определенной мере способствует воспитанию у учащихся гуманного отношения ко всему живому и к природе в целом. 6

Слайд 8

Известно, что эффективность экологического образования и воспитания через любой учебный предмет и иностранный язык, в том числе, находится в прямой зависимости от учебной деятельности учащихся не только на обязательных занятиях, но и в различных вида внеурочной работы: кружках, факультативах, клубах. 7

Слайд 9

Комплексность педагогического процесса во внеклассной работе определяется уникальной возможностью активного использования практически всего разнообразия арсенала педагогических средств экологического образования. Существуют различные виды внеклассной работы, где формирование экологической культуры идет наиболее эффективно: экскурсия, экологический десант, экспедиция, подготовка экологического проекта, мониторинг окружающей среды, экологическая игра, лекционно-семинарские занятия под руководством специалистов, практические занятия, прогулки, экологические праздники и другие мероприятия. 8

Слайд 10

Мир природы является уникальным объектом, при взаимодействии с которым удается гармонично сочетать решение образовательных задач с задачами формирования развивающейся личности школьников. Задача учителя иностранного языка - заинтересовать школьников экологическими проблемами, используя всевозможные формы и методы образования и воспитания. 9

Слайд 11

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Елизова Екатерина Михайловна,

учитель английского языка МБОУ СОШ № 27 г. Новороссийск

Формирование экологического сознания на уроках английского языка

Введение

В XXI веке человечество подводит печальные итоги своего развития в течение двух тысячелетий. Это огромные запасы атомного, химического и бактериологического оружия, грозящие уничтожением биосферы; загрязнение Мирового океана, рек и озер; сокращение запасов пресной воды; опустынивание территорий; уничтожение лесов и эрозия почв; истощение энергетических и других сырьевых ресурсов; "озоновые дыры" в атмосфере; уменьшение биоразнообразия растений, животных, грибов и микроорганизмов.

До тех пор пока большинство населения не будет считать экологические проблемы своим личным делом, пока мы не осознаем, что должны ежечасно, ежеминутно беречь наш общий дом - планету Земля, мы будем с каждым часом приближать экологический кризис.

Особую роль должно сыграть введение непрерывного экологического образования для повышения уровня экологической культуры во всем мире и для всех слоев населения.

В соответствии с социальным заказом общества перед школой стоит сегодня задача формирования качеств личности, ее направленности, которые бы обеспечили использование творческих потенций в интересах решения глобальных проблем человечества. Разработка новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве будет осуществляться теми, кто сидит сегодня за школьной партой. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества. В связи с этим в настоящее время за рубежом и в определенной степени у нас в стране наблюдается экологизация учебных предметов, что способствует развитию экологических знаний и экологической культуры школьников как составляющих экологического воспитания.

 В методической литературе неоднократно ставился вопрос о более эффективном использовании этих возможностей языка в процессе его изучения. Иностранный язык как действенный фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества и как средство общения обладает и определенными возможностями в плане экологического воспитания. Человек понял, что недостаточно беречь и сохранять только тот участок земли, на котором он живет. Планета - наш общий дом, и для предотвращения экологической катастрофы и решения общечеловеческих проблем требуется консолидация сил всего человечества в рамках движения за мир, охрану окружающей среды, сотрудничества по выработке экологически чистых технологий. И в этих условиях роль школы в решении этих проблем и каждого отдельного учебного предмета, в том числе и иностранный язык, возрастает. Все это определяет актуальность исследования

Предметом нашего исследования является воспитание учащихся.

Объект исследования - формирование экологического сознания учащихся на уроках иностранного языка

Формирование экологической культуры является сейчас очень важным фактором существования человечества. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Чтобы восстановить окружающую среду нужны не только финансовые затраты, необходимо улучшить экологическую политику и повысить уровень экологической культуры населения. Эти задачи нашли отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 1994 г., в котором экологическое образование и воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы школы. Цель экологического образования и воспитания - формирование экологического сознания личности и общества.

Экологическое образование на уроках иностранного языка должно решать три задачи:

1) Формирование адекватных экологических представлений, т. е. представлений о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе. Такая система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

2) Формирование отношения к природе на уроках иностранного языка. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

3) Формирование системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой. Для того чтобы экологически целесообразно поступать, личности необходимо уметь это делать: и понимания, и стремления окажется недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий. Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных стратегий и позволяют поступать с точки зрения экологической целесообразности.

Таким образом, экологическое образование, в том числе и на уроках иностранного языка становится предметом интереса и действий международных организаций на самом высоком уровне. На глобальное, общечеловеческое значение экологического образования как главного средства конструктивного преобразования общественного и индивидуального экологического сознания указывается практически на всех международных форумах по проблемам среды. А многие из них посвящаются собственно экологическому образованию.

Учебный предмет «иностранный язык» располагает большими возможностями для усиления различных направлений воспитания гармонически развитой личности, в том числе, и экологического, призванного формировать бережное отношение к природе как к общественной и личной ценности. Воспитательный опыт разных народов располагает бесценными экологическими традициями, не утратившими своей актуальности и в современных условиях Экологическое образование оказывает сильное влияние на многие области экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, играет важную роль в гуманизации общего образования. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения и развития подрастающего поколения, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности личности, обеспечивающий ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. В конце 70-х-начале 80-х годов такими учеными как И.Д.Зверев, С.Н.Глазачев, С.Е.Петров были обоснованы специфические для экологического образования принципы, которые с успехом используются учителями на уроках иностранного языка и во внеклассной работе Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - М.: Ин-т общеобразовательной школы РАО, 1994. 7-8.:

- принцип гуманизации исходит из права человека на благополучную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного сохранить жизнь на Земле;

- принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации об организации биосферы, раскрытие объективных законов развития природных и природно-социальных экосистем;

- принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и способности прогнозирования путей развития жизни и человечества;

- принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии позволяет развить способность мыслить глобально, а действовать локально;

- принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования экологической ответственности личности;

- принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов;

- принцип междисциплинарного подхода.

Отечественными и зарубежными педагогами междисциплинарный подход рассматривается как руководящий принцип и фундаментальная особенность экологического образования.

Формирование ответственного отношения к природе не может происходить в рамках только отдельного предмета, а требует участия всех предметов вместе.

Междисциплинарный состав содержания экологического образования разработан учеными И.Д.Зверевым, А.Н.Захлебным, И.Т.Суравегиной, Л.П.Салеевой-Симоновой, Н.М.Мамедовым, С.Н.Глазачевым и сгруппирован в четыре компонента:

- научный - система знаний, обеспечивающих развитие познавательного отношения к окружающей среде;

- ценностный - система ценностных экологических ориентации, способствующих формированию нравственного и эстетического отношения к природе;

- нормативный - система норм и правил, запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям насилия;

- деятельностный - система умений и навыков природоохранительной деятельности, волевых качеств личности, без которых невозможно проявление активности в решении экологических проблем.

На уроках иностранного языка перед учителем стоят следующие задачи по экологическому воспитанию в свете требований новых программ:

- формировать у учащихся убежденность в необходимости природоохранительной деятельности в стране в целом, а также в своем городе, селе, поселке;

- воспитывать гражданскую ответственность за свои действия по отношению к природной среде;

- включать учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды в своем регионе;

- развивать понимание, что при бережном, построенном на научной основе природопользовании, реально не только сохранить, но и улучшить окружающую среду;

- воспитывать патриотические чувства, любовь к своему краю, Родине, чувство хозяина страны.

Анализ существующих на данный момент УМК по иностранным языкам для средней общеобразовательной школы показывает, что их содержание в определенной мере способствует воспитанию у учащихся гуманного отношения ко всему живому и к природе в целом. Они содержат рекомендации для учителя по использованию краеведческих материалов, а также интересных форм работы с ними.

Следует отметить, что уровень разработки экологической проблематики зависит в современных УМК от этапа обучения: если на начальном этапе это отдельные ее элементы, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большом объеме, что позволяет решать практические, образовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне.

На начальном этапе начинается знакомство с соответствующей лексикой, т. е. начинает формироваться базовый словарь (название времен года, животных, явлений природы и др.).

Ввиду ограниченного словаря содержание текстов и бесед на экологическую проблематику носит упрощенный характер. Однако уже с первых лет изучения иностранного языка ставится задача прививать детям любовь к природе, стремление помогать животным и маленьким пернатым друзьям.

Анализ УМК позволяет выявить определенную закономерность: лексический материал, обслуживающий экологическую проблематику, увеличивается из года в год, расширяется его сочетаемость

Этот словарь обслуживает более сложные речевые поступки. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем на среднем и старшем в русле экологической тематики.

Материал учебников об общественно полезном труде школьников способствует не только выработке навыков наблюдения природой, но и умений разумной деятельности по ее преобразованию, по уходу за животными. Информация страноведческого характера способствует развитию у учащихся любви к родному краю, к Родине, а также любознательности, интереса к стране изучаемого языка, воспитанию чувств патриотизма и интернационализма.

Известно, что эффективность экологического образования и воспитания через любой учебный предмет и иностранный язык, в том числе находится в прямой зависимости от учебной деятельности учащихся не только на обязательных занятиях, но и в различных вида внеурочной работы: кружках, факультативах, клубах.

Внеклассная работа на средней ступени многофункциональна. Она призвана, во-первых, нейтрализовать деавтоматизацию речевых умений учащихся, созданных на уроке; во-вторых, предотвратить снижение интереса к изучению иностранного языка, в-третьих, повысить мотивацию к его изучению, полнее реализовать воспитательный потенциал учебного предмета «иностранный язык».

Ведущими во внеклассной работе, на наш взгляд, являются воспитательные, образовательные и развивающие задачи, предполагающие реализацию всех компонентов воспитания личности. Но поскольку внеклассная работа осуществляется средствами иностранного языка, учащиеся должны обладать определенным уровнем его владения. Поэтому практические задачи должны быть первоочередными и заключаться в закреплении и развитии у учащихся навыков, и умений иноязычной речи в различных видах речевой деятельности, сформированных на уроке, в обеспечении преемственности знаний, поддержании, а при необходимости и формировании положительной мотивации обучения. Только решив практические задачи, учитель может приступать к осуществлению воспитания учащихся средствами иностранного языка.

Индивидуализированный характер внеклассной работы, добровольное участие в ней, отсутствие регламента дают возможность полнее реализовать воспитательный потенциал иностранного языка в экологическом воспитании.

Комплексность педагогического процесса во внеклассной работе определяется уникальной возможностью активного использования практически всего разнообразия арсенала педагогических средств экологического образования. Существуют различные виды внеклассной работы, где формирование экологической культуры идет наиболее эффективно: экскурсия, экологический десант, экспедиция, подготовка экологического проекта, мониторинг окружающей среды, экологическая игра, лекционно-семинарские занятия под руководством специалистов, практические занятия, прогулки, экскурсии, походы в мир естественной природы, экологические праздники и другие мероприятия.

Комплексность педагогического процесса во внеклассной работе определяется уникальной возможностью активного использования практически всего разнообразия арсенала педагогических средств экологического образования. Существуют различные виды внеклассной работы, где формирование экологической культуры идет наиболее эффективно: экскурсия, экологический десант, экспедиция, подготовка экологического проекта, мониторинг окружающей среды, экологическая игра, лекционно-семинарские занятия под руководством специалистов, практические занятия, прогулки, экскурсии, походы в мир естественной природы, экологические праздники и другие мероприятия.

Заключение

В последнее время в систему образования введены различные экологические дисциплины, но проблемы социально-экономические, социально-психологические, нравственные на сегодняшний день не дают права утверждать о полном признании экологического интереса и говорить об улучшении состояния окружающей среды. Между тем экологическое образование является одним из приоритетных образовательных направлений сегодняшнего дня. Мировоззренческий характер экологии как науки дает большие возможности в образовательном, воспитательном и социальном аспектах. Мир природы является уникальным объектом, при взаимодействии с которым удается гармонично сочетать решение образовательных задач с задачами формирования развивающейся личности школьников.

Задача учителя иностранного языка - заинтересовать школьников экологическими проблемами, используя всевозможные формы и методы образования и воспитания.

Таким образом, исследование многими учеными сущности экологического образования и воспитания школьников подводит к выводу о правомерности постановки вопроса о том, что целью его является формирование у подрастающего поколения экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к природе как общественной и личной ценности.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности. В свою очередь, экологическое сознание - это форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотиваций, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно практику отношений между человеком и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы "общество-природа".

Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов и проблем, опора на науку, соединение науки с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоев, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете.

Экологическое сознание

способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование экологической компетенции на уроках английского языка

Представлен материал доклада на международных педагогических чтениях 2012 года....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Формирование гуманного отношения к окружающему миру и, в частности, воспитание экологической культуры, является неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания студентов. Следовательно, одн...

формирование экологической культуры на уроках английского языка

данная работа имеет исследовательский характер, поможет  в работе над формированием экологической культуры на уроках английского языка,...

формирование экологической культуры на уроках английского языка

данная работа поможет в работе над формированием экологической культуры на уроках английского языка...

формирование экологической культуры на уроках английского языка

данный материал поможет в работе над формирование экологической культуры на уроках английского языка...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Универсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка. УУД формирование и развитие на уроке английского языка

Данная статья посвящена формированию и развитию УУД на уроках английского языкаУниверсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка....