Статья: "Реализация требований ФГОС при практическом применении УМК В.П. Кузовлева "Английский язык" в начальной школе"
статья по английскому языку по теме

Рощина Дарья Вячеславовна

     В данной статье дан краткий обзор УМК В.П. Кузовлева "Английский язык" для 2-4 классов. Даны плюсы и минусы, выявленные при практическом применении данного УМК в начальной школе. Дата: 29.09.2014.

Скачать:


Предварительный просмотр:

50oreh_g

Муниципальное автономное образовательное учреждение

 «Давыдовский лицей»

Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

                                                                             

                                           

СТАТЬЯ

ТЕМА             Реализация ФГОС НОО в УМК В.П. Кузовлева

                        «Английский язык» .

ПРЕДМЕТ     Английский язык

Составитель    Рощина Дарья Вячеславовна

                           Учитель английского и французского языков

     

                 

                                                     

2014 г.

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ УМК В.П. КУЗОВЛЕВА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

     МАОУ «Давыдовский лицей» работает с УМК Владимира Петровича Кузовлева и Эльвиры Шакировны Перегудовой «Английский язык» с 2011 года. После нескольких лет работы с данным достаточно интересным и необычным учебным пособием сложилось определенное мнение о его как весьма многочисленных положительных чертах, так и трудностях работы с данным пособием, которыми хотелось бы поделиться.

     Данная линейка создана на основе современной концепции коммуникативного иноязычного образования.  УМК для начальной школы полностью переработаны в соответствии с ФГОС и Примерной программы начального общего образования. Учебники рекомендованы Министерством образования и науки для работы по ФГОС и включены в Федеральный перечень.

     Немного о составе данного УМК. Он включает в себя: 1) учебник с электронным приложением ABBYY Lingvo и аудиокурсом; 2) рабочая тетрадь; 3) книга для чтения; 4) книга для учителя; 5) рабочая программа; 6) дидактический материал; 7) грамматический справочник (к 2 и 3 классам); 8) прописи (к 2 классу). Это достаточно обширный список компонентов позволяет реализовать все требования, поставленные перед учащимися и учителями при обучении английскому языку. От себя хотелось бы добавить пожелания: грамматический справочник с упражнениями существует только для 2  3 класса, но хотелось бы иметь также грамматическое пособие и для других лет обучения, чтобы не отходить от концепции учебника В.П. Кузовлева, используя другие грамматические справочники и пособия.

     Учебник для 2 класса УМК В.П. Кузовлева «Английский язык» достаточно необычный, нестандартный, характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, он ставит следующие цели: 1) сформировать устойчивый интерес и мотивацию к дальнейшему изучению английского языка. 2) привить уверенность в том, что он способен выучить иностранный язык. Это достигается путем следующих конкретных задач: 1) научить читать по транскрипции; 2) научить пользоваться англо-русским словарем; 3) научить пользоваться лингвострановедческим справочником; 4) научить читать по правилам согласные и сочетания согласных; 5) научить читать вслух предложения с разной интонацией; 6) научить читать с полным пониманием короткие тексты; 7) научить догадываться о значении лексических единиц по рисункам, по контексту; 8) развить скорость чтения.

      Научить читать гласные по правилам – эта задача не ставится!

     Считается, что чтение по транскрипции позволяет более естественно, более легко овладевать чтением на английском языке, не создавая дополнительных искусственных трудностей как то изучение правил чтения.

     Однако, исходя из опыта работы над данным пособием не всегда получается соблюдать этот принцип. Второклассникам тяжело понять и выучить транскрипционные значки одновременно с изучением букв. Тем более, первоначально в учебнике дается английская фраза, полностью продублированная транскрипцией. Считается, что учащиеся должны смотреть одновременно и на английскую фразу, и на транскрипцию, запоминая таким образом, как читается то или иное слово. Но второклассники, как правило, видят только либо английскую фразу, либо транскрипцию. Охватить взглядом сразу обе достаточно пока тяжелые для них фразы и разными значками им пока сложно. А через некоторое время в учебнике транскрипция пропадает, остается только фраза, и у детей могу начаться затруднения, где же транскрипция.

     Вторая трудность, возникающая при чтении во втором классе – это то, что учить правила чтения гласных тем не менее приходится. Часто встречаются такие слова, как mite, Mike, Kate и т.д. Детям получают более высокое удовлетворение от своей работы, если они знают, а почему слово читается именно так. Мы все-таки пытается с ребятами пройти правила чтения гласных в первый год обучения языку, используя «Тренажер по чтению» Е.В. Русиновой, который помогает нам успешно начать читать уже к концу первого полугодия.

     За первый год обучения учащиеся должны усвоить достаточно большой лексический материал: 274 лексические единицы. В УМК положен принцип избыточности лексического материала. Лексика интересная, но учащиеся не усваивают и половину, что предусмотрено данным УМК. Достаточно много слов, с которыми ребята знакомятся, но используют в далее в речи за ненадобностью (лук, стела, коротышка, несчастный, гном). Есть фразы, которые ребенок должен усвоить в 1 полугодии, но которые весьма сложные  по своему строению. And this is the way he sits just so.  = Вот так он сидит.  Темы, которые ребята проходят во втором классе, достаточно интересны и информативны: качества характера, действия (причем сразу с окончанием ing после глагола like), цвета, животные, игры, континенты, индейская лексика, дни недели, транспортные средства.  Мы подкрепляем лексику, использую в данных темам дидактическим материалом.

     Грамматика, усваиваемая во втором классе: глагол to be, to have got, образование множественного числа существительных, артикль, особенности правописания существительных во множественном числе, количественные числительные. Достаточно много (около 50) упражнения в игровой форме, что воспринимается ребятами «на ура».  Например, игра «Кто первый?» (найти в словаре значение слов), «Боюсь, боюсь» (отработка выражения « I`m afraid of »),  настольные игры. Много заданий на прослушивание текстов, а также масса песен и стихов. Данные материалы мы стараемся использовать на каждом уроке: это способствует расслаблению и более успешному запоминанию нового материала.

    Перейдем к Рабочей тетради. Это обязательный компонент УМК, без нее нельзя обойтись. Причем, упражнения необходимо делать в той же последовательности, которая указана в Книге для учителя, иначе методическая разработка урока окажется менее эффективной. В Рабочей тетради легко ориентироваться: в учебнике есть пометки «Рабочая тетрадь, упражнение….», т.е. это задание надо выполнить на данном этапе урока. Подразумевается, что упражнения должны выполняться в классе письменно. Если времени мало – устно. Но во втором классе все-таки на дом их давать не стоит - слишком сложны, чтобы ученики делали их дома самостоятельно. Это также предусматривается концепцией данного УМК. В учебнике четко виден положенный в его основу принцип диалога культур: материал учебника основан на литературе англоязычных стран, материал тетради – на особенностях родной культуры. Характерная черта Рабочей тетради – разделы All about me, где ученики постепенно, в течение всего года пишут о себе сочинение.

    Обязательный компонент УМК для 2 класса - прописи. Мы всегда их используем, и второклассники с огромным удовольствием выполняют в них домашние задания. Есть масса необычных занимательных упражнений, например, найти зашифрованную букву. Ученик становится участником забавных приключений, знакомится со сказочными героями.  Мы стараемся пройти прописи в 1 полугодие, и к Новому году второклассников ждет сюрприз – диплом в конце прописи, который можно подписать и положить в портфолио.

     Грамматический справочник весьма информативный, есть правила и упражнения, причем правила написаны простыми и понятными второклассникам терминами. Но не всегда хватает времени сделать все упражнения, которые хотелось бы. Упражнения берем выборочно и делаем на уроке, либо дома. В отличие от упражнений, данных в учебнике и рабочей тетради они тренируют именно грамматические навыки. Учащиеся четко знают, какое правило он отрабатывает и зачем и соответственно имеет четкую мотивацию и желание работать.

     Говоря об учебнике, необходимо сказать, какие же ожидаются  результаты после прохождения первой ступени данного курса. В плане говорения: правильное произношение всех звуков, правильная интонация, монолог длиной 3-5 фраз, при этом не требуется продуктивное владение материалом, надо выбрать из готового. Диалогическая речь – 2 реплики с обеих сторон.

    Для данного учебника, как и для всех пособий, соответствующих ФГОС, характерно то, что каждый урок преследует определенную воспитательную цель. Воспитательные цели четко прописаны в Рабочей программе и в конспекте каждого урока и четко выполняются при проведении урока. Материал УМК  ориентирован на усвоение общечеловеческих ценностей: отношение к родителям, взрослым, сверстникам, природе, животному мир и т.д. Одной из главных задач первого года обучения является воспитание уважительного и толерантного отношения к другой культуре и более глубокого осознания своей культуры. Особое внимание уделяется воспитанию чувства взаимопомощи, вежливости и доброжелательного отношения друг к другу, уважительного отношения к другому мнению, воспитание способности к сопереживанию и сочувствию.

     Учебник для 3 класса намного более насыщенный. По нему очень удобно работать. НО! Ученик должен уже уметь читать, только тогда сценарий урока полностью соблюдается. Сценарий урока четкий, не рекомендуется менять последовательность упражнений. Четко прослеживается принцип диалога культур. Из грамматического материала дети изучают модальные глаголы, there is, there are, to be, have got, Present, Past, Future Simple. Начинается обучение трем видам чтения: с пониманием основного содержания, с полным пониманием прочитанного, с извлечением конкретной информации. Должно быть усвоено 151 ЛЕ. Существенное место занимает аудирование. Тексты звучат 30-40 секунд. В 3 классе вводятся контрольные работы после каждых двух разделов, которые  построены в формате ЕГЭ и позволяют учащимся проверить свои знания во всех учебных аспектах: аудирование, чтение, грамматика, лексика. Во время прохождения тестов учащиеся набирают баллы, на основании которых потом выводится соответствующая оценка.

    В заключение хотелось бы сказать, что по УМК В.П. Кузовлева очень продуктивно и удобно работать. В данном учебнике дается именно та база, которая необходима учащимся для применения английского языка на практике и для успешной сдачи ЕГЭ. Учебник дает возможность детям рассуждать на многие темы, спорить, беседовать. Здесь нет материала для примитивного зазубривания, но есть большой потенциал для обсуждения, размышления над темами, актуальными как для России, так и для англоязычных стран. В УМК раскрываются именно те темы. которые интересны и доступны детям, на основе которых можно внушить детям общечеловеческие ценности, дать им почувствовать себя частицей этого огромного мира, где есть не только мы, но и представители других  культур с такими же мыслями, чувствами и проблемами.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования ФГОС: начальная школа Личностные и метапредметные результаты

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования...

доклад"Применение игровых технологий на уроках в начальной школе"

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостояте...

Обучение аудированию в начальной школе с учётом требований ФГОС.

Обучение аудированию с учётом требований ФГОС на примере УМК С.Г. Тер-Минасовой, Л. М. Узуновой «Английский язык» 2 класс (изд-во Москва Академкнига 2012г.)...

Применение проектной методики в практической работе педагога в условиях введения требования ФГОС

Проектная деятельность обучающихся – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием про...

о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.

ОТЧЕТ учителя английского языка Хертек Ульяны Домур-ооловны о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС....

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА Б.М. НЕМЕНСКОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассказывается о состоянии современной российской педагогике и, как следствие, необходимости применения в общеобразовательной школе рабочей программы разработанной Б.М. Неменским. Для примера...