ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ
статья по английскому языку на тему

В современном обществе наиболее востребованной становится успешная личность, эрудированная, умеющая думать, аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющая творческий потенциал, поэтому молодому поколению нужно готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и приумножать, творчески перерабатывать, реализовывать их на практике. Поскольку школа является одним из главных инструментов формирования личности с универсальными знаниями и умениями, то и она не стоит на месте, а двигается вперед и ищет новые технологии, формы и методы для создания такой личности.

К настоящему времени сложилось достаточно много разнообразных технологий, одна из них технология «критического мышления». Приемы, предлагаемые данной технологией, позволяют сделать работу интересной, творческой и результативной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ  ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ

Куватова Е.С, Буянова Л.И.

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Михайловка

В современном обществе наиболее востребованной становится успешная личность, эрудированная, умеющая думать, аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющая творческий потенциал, поэтому молодому поколению нужно готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и приумножать, творчески перерабатывать, реализовывать их на практике. Поскольку школа является одним из главных инструментов формирования личности с универсальными знаниями и умениями, то и она не стоит на месте, а двигается вперед и ищет новые технологии, формы и методы для создания такой личности.

К настоящему времени сложилось достаточно много разнообразных технологий, одна из них технология «критического мышления». Приемы, предлагаемые данной технологией, позволяют сделать работу интересной, творческой и результативной.

Существуют различные определения «критического мышления», по мнению российских ученых, критическое мышление – это разумное, рефлексивное мышление, поиск здравого смысла, возможность выдвигать новые идеи и увидеть новые возможности. Так же под  критическим мышлением понимается (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и оценок, а также применение полученных результатов к различным ситуациям.

Технология развития критического мышления важна как для ученика, так и для учителя. Ученик получает возможность: оценивать и анализировать информацию, что повышает эффективность ее восприятия и интерес к изучаемому предмету, умение мыслить, размышлять, работать в сотрудничестве,  повышать качество образования. А для учителя - это возможность создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, активизировать учащихся, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения. В итоге, на уроке комфортно и учителю, и ученику. 

  Американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит и Ч. Темпл выделяют три основные стадии развития критического мышления:

- вызов: озвучивается цель урока, учащиеся ее принимают, происходит мотивация их дальнейшей деятельности;

- осмысление: учащиеся сталкиваются с новой информацией, они пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа;

- рефлексия: происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, присвоение нового знания.

Исходя из опыта работы учителей иностранного языка МБОУ «СОШ № 9 г. Михайловка» в условиях требований ФГОС, модернизации образования и изменившихся требований к организации современного урока педагоги на своих уроках активно используют технологию развития критического мышления не первый год.

Так в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения при обучении чтению нами широко применяются  различные «Charts», которые являются приемами развития критического мышления. На примере УМК «Enjoy English» Биболетова М.З. урок №58 стр.105, упр. 6

Прием «K.W.L.»

Know- Знаю (О чем Аня может рассказать? - My name is…, I am…,  I have got)

Want to know - Хочу узнать (Что вы хотите узнать о ней? -Where she lives, What she can, What she likes)

Learned – Узнал (Что вы узнали?- Her name is Ann. She is 7. She has got mum and dad. She can skate.)

Прием «Story Frame»

Создается таблица с основным содержанием текста, по которой ученики высказываются по цепочке:

Действие происходит в … (Ann lives in a town in Russia).

Основной герой… (Ann is a girl. She is 7).

У Ани есть ….. She has got mum and dad. She has got a dog and a cat.

Аня умеет / не умеет… She can skate, skip and sing. She can’t swim. и т.п.

Прием «Story Pyramid»: выстраивается «пирамида» из слов текста (на первой строке - одно слово, на второй строке – два слова и т.д.), по которой учащиеся смогут рассказать основное содержание текста.

Ann

a girl, seven

has got parents

lives in a town, Russia

can skate, skip, play tennis.

“Outlining” - учащиеся пишут слова, связанные с ключевым словом, а затем строят монологическое высказывание.

1)Ann (seven, Russia, a town).

2) has got (mum and dad, a dog, a cat)

3) can/ can't (swim, skip, sing, skate)

4) likes (tennis, pets) и т.д.

Также эффективно использовать приемы “Charts” как “F.I.N.D.”, “Story map”, “Close”,  “Spidergram”, “Cluster”.

  В своей работе мы часто применяем такие приемы развития критического мышления как:

“Basket of idea”: данный прием используется на стадии "Вызов" и позволяет выяснить все, что знают или думают ученики, проводится обмен информацией.

“Insert” : цель приема - перейти от интуитивного к информационному и связать их. При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки, которые помещают на полях вдоль текста. Маркировка текста осуществляется следующими значками: “V” - то, что известно; “-” - то, что противоречит представлениям читающих; “+” - то, что является новым; “?” - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано более подробно.

“Brain storm”: цель приема - развитие творческого типа мышления. Проводится в группах из 5-7 человек. Первый этап - создание банка идей; второй этап - коллективное обсуждение идей; третий этап - выбор наиболее перспективных решений.

“Fishbone”: данный прием позволяет учащимся “разбить” общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этого приема похоже на "рыбную кость", применяется на этапе вызова. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы. 1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, ведущий записывает формулировку проблемы. 2. Путем анализа источников, текстов и т.д., учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. 3. Путем анализа связки "причины-аргументы" учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

Прием “Thin” and “Thick” questions: Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны ли, было ли, будет ли и т.д. Толстые вопросы: Почему вы так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д.

Прием “conceptual wheel” эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: слово “Love ” -  like, to be fond of , enjoy , get pleasure with и т.п.

Приём “For and Against” помогает в предлагаемых ситуациях формировать свои идеи, оценки и убеждения, независимо от остальных, и аргументировать их, развивает самостоятельность к решению задач при дискуссиях. Дискуссия начинается с записи положительных и отрицательных аргументов по предложенной теме. Затем с помощью записанных утверждений высказывается тезис «за», потом заслушивается опровержение и высказывается тезис «против». После того, как все аргументы прозвучали, учащиеся делают выводы, подводя итоги дискуссии.

 В технологии развития критического мышления также используется графика. На уроках английского языка чаще всего применяется  “summary table”  и “conceptual table”. Приём  “conceptual table” особенно полезен, когда предполагается сравнение трёх и более объектов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Например, можно использовать эту таблицу при сравнении России со странами изучаемого языка, национальных традиций и обычаев и т.п. Каждый работает со своим фрагментом текста по одной из стран, выбирает факты для таблицы, готовится к высказыванию (географическое положение, столица, население, города, индустрия, язык и т.д.)

  Несколько иначе строится «сводная таблица». Приём “summary table”- это групповой метод работы, позволяющий работать с текстами большого объёма и проводить сравнение. Каждый получает свой объект сравнения. Например, на уроке «Города США» у каждого свой штат. После знакомства со своим текстом его нужно пересказать всем, выделяя главное. Затем, когда обмен информацией завершён, все студенты обдумываю вопрос, как сравнить полученную информацию, выделяют линии сравнения и приступают к заполнению таблицы. Такая же работа проходит по теме Города России, Великобритании, Штаты США и др.

Прием “Cinquain” следует использовать на стадии рефлексии. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания синквейна: 

В первой строчке тема называется одним словом (существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. 

Навыки критического мышления нельзя развить спонтанно. Учитель должен управлять этим процессом. Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. 

Учитель может способствовать критическому мышлению на уроке, помогая ученикам разобраться в себе и окружающем их мире: разобраться с восприятием, предположением, предубеждениями, ценностями, разрушить старые привычки, чтобы создать новую точку зрения. 
Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм. Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

Литература:

1.Копытова Н.Е. Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка. http://novokik.ning.com (Интернет-ресурс);

2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. пособие/ И.В. Муштавинская. - СПб: КАРО, 2009.-144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология критического мышления на уроках английского языка

план-конспект открытого урока английского языка с использованием тркм в 11 классе...

Применение метода критического мышления на уроках английского языка

Технология развития критического мышления очень хорошо применима на уроках иностранного языка. Данная технология позволяет учителю давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу и...

Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...

Методический семинар "Применение технологии критического мышления на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС" (речевое сопровождение размещено в разделе "АУДИО")

Методический семинар для конкурса "Учитель года 2018" - "Применение технологии критического мышления на уроках английского языка в условиях  реализации  ФГОС"...

Использование приемов технологии "Развития критического мышления" на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России  уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмыслен...

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России  уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмыслен...