Применение технологии критического мышления на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО
статья по английскому языку

Тимонина Наталья Ивановна

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России  уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмысление содержания - рефлексия) в совокупности с целым набором приемов и методов. Этот подход предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин – все можно обсуждать или подвергать анализу. Так, почему технология развития именно критического мышления и при чем здесь чтение и письмо?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России  уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмысление содержания - рефлексия) в совокупности с целым набором приемов и методов. Этот подход предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин – все можно обсуждать или подвергать анализу. Так, почему технология развития именно критического мышления и при чем здесь чтение и письмо?

Критическое  мышление  (как  это  понимается  в  технологии РКМЧП)  —  это  процесс  соотнесения  внешней  информации  с  имеющимися  у человека знаниями,  выработка решений  о  том,  что  можно  принять,  что  необходимо  дополнить,  а  что  —  отвергнуть.  При этом  иногда  приходится  корректировать собственные  убеждения  или даже  отказываться  от  них,  если  они  противоречат  новому  знанию. Критическое  мышление  учит  активно  действовать  и  помогает  понять,  как  надо  поступать  в  соответствии  с  полученной  информацией.  Разумеется,  при  этом  нужны  не  только  способности  к  внутреннему  размышлению,  но  и  умение  обсуждать,  взаимодействовать с  другими  людьми  (причём  не  только  спорить,  но  и  находить  точки соприкосновения).

Педагог ставит учащегося  не  в  позицию  объекта,  которым  он  управляет,  а  в  позицию полноправного  субъекта учения,  создавая тем  самым  условия для  его творческой самореализации.  Это  значит,  что  педагог организует учебную  деятельность  не  традиционно,  а  как  процесс  решения  проблем разного  уровня.  Важным  становится  самостоятельный  поиск  ученика,  а  это  зависит  от  того,  насколько  ученик  овладевает  методологией  решения  изучаемых  проблем.

Традиционно  школы  знакомили  учеников  с  «продуктами»  мышления  (то,  что  в формализованном знании выражено  в  книгах и лекциях),  но  редко демонстрировали процессы,  с  помощью  которых эти «продукты» были получены.  Как это сделать?

Мы (педагоги)  и  наши  учащиеся  стоим  перед  проблемой  выбора  информации.  Необходимы  умения  не  только  овладеть  ею,  но  и  критически оценить,  осмыслить,  применить.  Получая  новую  информацию,  ученики должны  научиться  рассматривать  её  с  различных точек зрения, делать  выводы  относительно  их  точности  и  ценности.

Для  развития  критического  мышления  необходимо  создание  и применение специальных методических инструментов,  одним  из  которых стала  разработанная  американскими  педагогами Дж.  Стил,  К.  Мередитом  и Ч.  Темплом  педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения  и  письма. Представляю  эту  структуру  в  виде  таблицы с  соответствующими  пояснениями:
                                                                                                                   Таблица 1

Технологические этапы

I стадия

II стадия

III стадия

Вызов:

  • имеющиеся знания;
  • интерес к получению новой информации;
  • постановка учеником собственных целей обучения.

Осмысление содержания:

  • получение новой информации;
  • корректировка учеником поставленных целей обучения.

Рефлексия:

  • размышление, рождение нового знания;
  • постановка учеником новых целей обучения.

Базовая  модель  «вызов  —  осмысление  содержания  —  рефлексия» отражает  три  стадии  единого  процесса  движения  учителя  и  его  учеников  от  поставленных  целей  к  результатам  обучения  по  освоению новой  темы,  тематического  блока  или  даже  всего  школьного  курса.

Часто учитель приходит в класс  с уже сформулированными  и продуманными  целями.  У  учеников  могут  быть  определённые  представления  о  новой  теме,  разная  степень  интереса  к  ней,  но  это  во  внимание обычно  не  принимается.  Изучение  нового  материала при  этом происходит  как  бы  с чистого листа.  Учитель,  по  существу,  навязывает  своё  видение  и  логику  учебного  материала,  определяет  не  просто последовательность  действий  своих  учеников,  но  и  последовательность  их  мыслей.  Немудрено,  что  даже,  казалось  бы,  хорошо  усвоенная  тема  через  некоторое  время  забывается.

При  изучении  нового  материала  важно,  чтобы  новая  информация  накладывалась  на  имеющиеся  у  учеников  знания.  Тогда  будут задействованы  не  только  ресурсы  памяти.  На  стадии  вызова  (evocation  stage)  предполагается  вызвать  «на  поверхность»  имеющиеся у  ребят  знания  или,  если  этих  знаний  слишком  мало,  помочь  сформулировать  вопросы  и  предположения.  Мотивом  может  стать  обмен противоречивой  и  неполной  информацией  во  время  парной  или групповой  работы.  Важно  на  этом  этапе  не  допускать  критики. Никто  (ни  учитель,  ни  ученики)  не  отвергает  и  не  поправляет  любые  высказанные  точки  зрения,  даже  если  они  кажутся  неправильными.  Таким  образом,  на  стадии  вызова  осуществляется  важнейшая функция  технологии:  школьники  с  помощью  вопросов  и  предположений  сами  формулируют для  себя  значимые  конкретные  цели  изучения  нового  материала.  При  этом  цели  могут  быть  как  масштабными так  и  очень  конкретными.

Если  учитель  грамотно  организует  работу  класса  на  стадии  вызова,  побуждает учеников  активно  формулировать свои  вопросы,  предположения  и  идеи,  у них возникает естественное желание узнать новое.  Когда  ребята  читают  текст,  слушают  объяснение  учителя,  просматривают  фильм,  они  стараются  найти  ответы  на  свои  вопросы. Эта стадия  называется  осмысление  содержания  (realization  of meaning).  Учителя,  использующие  технологию  РКМЧП,  осознанно уменьшают  долю  своего  участия  во  время  знакомства  учеников  с  новым материалом.  Более  того,  они  предлагают  ребятам  (особенно  в  старших  классах)  альтернативные  источники  информации.

На  стадии  рефлексии  (reflection)  учитель  и  ученики  возвращаются  к сформулированным  на  стадии  вызова  вопросам  и  предположениям,  сопоставляют  новый  материал  с  тем,  что  знали  об  этом раньше.  Для  этой  стадии  характерны  вдумчивые  рассуждения  (как устные,  так  и  письменные),  систематизация  и  оценивание  новой информации.  В  процессе  обмена  мнениями  по  поводу  прочитанного  или  услышанного  учащиеся  постепенно  осознают,  что  один  и  тот же  текст  может  порождать  оценки,  различающиеся  по  форме  и  по содержанию.  Некоторые  из  суждений  одноклассников  могут  оказаться  вполне  приемлемыми,  и  ученик  принимает  их  как  свои  собственные;  другие  суждения  могут  вызывать  потребность  в  дискуссии.  В  процессе  рефлексии  ученики  не  только  формулируют  выводы  по  изучаемой  теме  и  выражают  эти  выводы  в  разной  форме,  но и  задают  новые  вопросы,  выдвигают  предположения,  выявляют  новые  пробелы  в  своих  знаниях.  Это  значит,  что  они  смогли  достичь поставленных  ими  же  целей  и  даже  самостоятельно  сформулировали  новые  цели,  позволяющие  перекинуть  мостик  к  следующей теме.

Итак,  можно  представить  функции  трёх  стадий  технологии  развития  критического  мышления  посредством  чтения  и  письма  следующим  образом  (табл.  2):

                                                                                                         Таблица 2

Стадия (фаза)

Функция

Вызов

Мотивационная  (побуждение  к  работе  с новой  информацией,  пробуждение интереса  к теме).

Информационная  (вызов  «на  поверхность»  имеющихся  знаний  по теме).

Коммуникационная  (бесконфликтный  обмен  мнениями).

Осмысление содержания

Информационная  (получение  новой  информации по теме).

Систематизационная  (классификация  полученной информации  по  категориям знания).

Мотивационная  (сохранение  интереса  к  изучаемой теме).

Рефлексия

Коммуникационная  (обмен  мнениями  о  новой  информации).

Информационная  (приобретение нового знания).

Мотивационная  (побуждение  к  дальнейшему  расширению  информационного  поля).

Оценочная  (соотнесение  новой  информации  и имеющихся  знаний,  выработка  собственной  позиции,  оценка  процесса).

Таким  образом,  стадии  вызова,  осмысления  содержания  и  рефлексии  базовой  модели  образуют  технологический  цикл.

Самое  важное  —  создать условия для постановки учащимися собственных  целей  обучения,  помочь  им  в  определении  маршрута  для их  достижения  и  посредством  разнообразных  стратегий,  методов  и приёмов  сопровождать  учеников  по  выбранному  маршруту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка

В мастер-классе описаны некоторые приемы технологии критического мышления, которы можно использовать на урока....

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ

В современном обществе наиболее востребованной становится успешная личность, эрудированная, умеющая думать, аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющая творческий потенциал, поэтому молодом...

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка

Статья о применении технологиии критического мышления на уроках английского языка для развития метапредметных навыков...

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка

Статья посвящена применению технолгии критического мышления на уроках английского языка.В статье дан обзор приемов и стратегий  данной технологии,приведена структура урока....

Методический семинар "Применение технологии критического мышления на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС" (речевое сопровождение размещено в разделе "АУДИО")

Методический семинар для конкурса "Учитель года 2018" - "Применение технологии критического мышления на уроках английского языка в условиях  реализации  ФГОС"...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование приемов технологии "Развития критического мышления" на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России  уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмыслен...