Обучение чтению как одному из видов коммуникативной деятельности
статья по английскому языку на тему

Варданян Галина Анатольевна

В статье  описываются  приемы работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_chtenie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению как одному из видов коммуникативной деятельности.

Что такое чтение. Определения важны для понимания того, что значит обучение чтению.

Чтение это

* процесс, призванный свести к минимуму неопределенность  значений, содержащихся в  тексте;

*процесс, являющийся результатом  согласования значений между текстом и читателем

*  это совокупность практик, методик  и стратегий работы с текстом, используемых читателем для раскрытия  его смысла

Чтение не основывается на одном виде познавательных умений;   оно, также,  не сводится к одному результату – большинство текстов понимается по разному разными читателями.

Изучающие иностранный язык при чтении должны быть готовы     использовать разнообразные умения и навыки, которыми они уже овладели,  читая на родном языке.

Давая задания по чтению, необходимо специфицировать цель. Цель может быть минимальна, например, найти определенную грамматическую конструкцию или определить лексику, относящуюся к определенной тематике.  Такие цели, однако, являются чаще всего промежуточными.

Важен целостный подход к чтению. С этой точки зрения чтение связано с говорением, письмом, аудированием и  культурой.

В процессе понимании текста учащиеся проходят три этапа -   предчтение,  начальное чтение (просмотровое) и  повторное чтениие (с полным пониманием).  Эти этапы ведут  учащегося от простых заданий на понимание  к продуктивным (творческим) заданиям.

 Этап предчтения (pre- reading) включает задания на уровне узнавания и понимания.

Начальное чтение Initial reading(просмотровое) включает задания, ориентирующие учащегося на текст  и активизирующие его познавательные ресурсы (например, дискуссия о жанрах может помочь учащемуся определить возможные трудности, связанные с чтением и выработать пути их преодоления)).  На этом этапе даются несложные устные или письменные задания репродуктивного характера.

Повторное re-reading чтение (с полным пониманием) требует от учащегося активного использования иностранного языка для устного или письменного анализа текста и аргументации. На этой стадии активно взаимодействуют критическое мышление и общие знания.  

Когда эти стадии чтения повторяются в течение учебного процесса, учащиеся не только совершенствуют свои языковые  умения,  но и  развивают свою общекультурную компетенцию.

 Очень важно подбирать тексты, которые были бы пригодны для чтения в данной аудитории. Такой текст должен:

*представлять конкретную проблему, а не абстрактную

*отвечать возрастным особенностям аудитории

*быть написанном в жанре, знакомом читателю

Многие учащиеся убеждены, что они должны знать все слова в тексте, чтобы понимать  его. Задача учителя показать, что учащиеся могут понять  текст, даже не зная все слова и имея проблемы с грамматикой. Ибо чтение наряду со знанием словаря и грамматики опирается на общие знания  учащегося,  его владение  стратегиями чтения, умением пользоваться такими ключами для понимания текста как, например, заголовки иллюстрации и т д

Задания этапа предчтения направлены на то, чтобы помочь учащемуся предвосхитить форму и содержание текста, определить возможные трудности и способы их преодоления. Наиболее часто используемые  виды деятельности на этом этапе -

1) мозговой штурм и 2) беглый просмотр (brainstorming and skimming).

1) -  учащиеся собирают все, что знают по теме текста и делятся своим знанием на иностранном или родном языке; цель - помочь учащимся определить тему текста.

2) в течение нескольких минут учащиеся просматривают первый абзац или страницу текста,  иллюстрации, подзаголовки, находят в тексте слова, определяющие “ кто, что,  где и когда” текста, определяя, таким образом, основной словарь текста.

 Начальное чтение  - следующий этап.   На  этом этапе учащиеся  нацелены на текстовые особенности. Это чтение добавляет детали  предыдущим” кто, что, где и когда”. Определение жанра текста на этом этапе поможет читателю  работать с деталями.  На этой стадии учащиеся стремятся к” как и почему” текста, обсуждая свои предположения с соучениками   и обосновывая свой выбор.

Виды деятельности на этом этапе -

*определить главную тему, кратко изложить содержание на иностранном языке

*определить слова и фразы, передающие основной мессидж автора

*определить черты жанра (ожидаемый порядок   и характер событий, типажи, идеи и особенности  стиля)

Повторное чтение  подразумевает  неоднократные прочтения текста, сопровождающиеся специальными заданиями, что заставляет перечитывать и переосмысливать различные его части. Это наиболее эффективный вид чтения,  т. к. он дает учащимся возможность еще раз подумать о месседже текста и заметить те его особенности, которые выпали из поля зрения раньше. При повторных чтениях  узнают больше информации и развивают языковые навыки. Используя  знания, полученные на предыдущих этапах чтения,  учащиеся становятся более уверенными относительно того, что текст говорит. На этом этапе учащиеся должны нацелиться на столь серьезное  овладение текстовой информацией, чтобы уметь воспроизвести ее суть по памяти.  

Когда учащиеся читают текст несколько раз, они совершенствуют свои навыки в понимании текста, особенно если их целью является выяснить, как представлена и организована информация в тексте.  Виды деятельности на этом этапе  -

*выскажись устно или письменно о деталях и их значении (проанализируй или интерпретируй содержание)

*напиши о точке зрения автора, выразив свое согласие\несогласие с ней

*напиши текст на ту же тему, но в другом жанре (описание, диалог, письмо, дневниковая  запись)

*напиши, что было до\после описываемых в тексте событий

Учащимся должны даваться задания, отвечающие уровню их языковых и когнитивных умений. Учащимся также должна быть предоставлена модель того, что они должны произвести, при этом необходимо поощрять их использовать слова и фразы из текста высказываясь устно или письменно о нем.

В заданиях этого этапа учащиеся, выбирая свой собственный ответ и обосновывая свой выбор, перечитывают текст.   На этом этапе участвуя в обсуждении или работая над письменным заданием учащиеся приходят  к продуцированию.  

Reading Notes

Before Reading

Article Title: ______________________________________________________________

Article Origin (Author or Website): ____________________________________________

Before reading, what can you predict about the article from the title?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Read the article

Take notes of the relevant information to the story or article:

Who?: _______________________________________________________________________

What?: ______________________________________________________________________

When?: ______________________________________________________________________

Where?: ______________________________________________________________________

Why?: ______________________________________________________________________

How?: ______________________________________________________________________

After Reading

What type or genre of writing is this? _____________________________________________

How is this article or story unique? How is the writing style or phrasing unique?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

What new vocabulary did you encounter that was specific to this article’s topic?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

What part or parts of the article or story did you find most interesting?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Jot down a few of the major ideas or significant details of the article, and comment on that detail.

Significant Detail: Comment:

_____________________________________________ ________________________________

_____________________________________________ ________________________________

_____________________________________________ ________________________________

Now, re-read the article or story, and note anything that you did not notice when you read it the first time.

________________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование и развитие навыков и умений чтения, как одного из видов речевой деятельности, на начальном этапе обучения английскому языку"

Теоретический материал по теме обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе....

Языковой портфель и его роль в контроле и самоконтроле овладения различными видами коммуникативной деятельности

В настоящее время становление личности происходит в новых социально-экономических и политических условиях, в иной нравственно-этической атмосфере, что требует пересмотра самих подходов к организации о...

Обучение чтению на иностранном языке. Виды чтения.

Техника овладения навыком чтения на иностранном языке....

Обучение аудированию как одному из видов коммуникативной деятельности

Виды заданий по аудированию и принципы успешного обучения аудированию...

Обучение аудированию как одному из видов коммуникативной деятельности

Виды заданий по аудированию и принципы успешного обучения аудированию...

Опытно - методическая разработка «Обучение аудированию как одному из видов речевой деятельности»

Тема данной работы является одной из самых актуальных в современной методике обучения иностранным языкам, поскольку без аудирования невозможно речевое общение. В работе рассматриваются теоретические о...

Актуальность слушания как одного из видов речевой деятельности

Данный материал - это статья, которая посвящена одному из видов речевой деятельности....