«РОЛЬ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
статья по английскому языку на тему

Белозёрова Лариса Геннадьевна

Формирование социокультурных знаний и умений означает расширение объема лингвострановедческих и страноведческих знаний, что может осуществляться  за счет новой тематики и проблематики речевого общения с учетом специфики выбранного профиля: углубление знаний о стране или странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте этих стран в мировом обществе, мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной; расширение объема лингвистических и культуроведческих знаний, навыков и умений, связанных с адекватным использованием языковых средств и правил речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РОЛЬ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В

ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ»

                     

Выполнила:

                            учитель английского языка

филиала    МБОУ Елизаровская СОШ

               « Панинская ООШ»

         Белозёрова Л.Г.

          2012г.

   

 Согласно новым государственным стандартам по иностранному языку, в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, помимо речевых умений и языковых знаний и навыков, компенсаторных умений и учебно-познавательных умений, входят социокультурные знания и умения.

Формирование социокультурных знаний и умений означает расширение объема лингвострановедческих и страноведческих знаний, что может осуществляться  за счет новой тематики и проблематики речевого общения с учетом специфики выбранного профиля: углубление знаний о стране или странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте этих стран в мировом обществе, мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной; расширение объема лингвистических и культуроведческих знаний, навыков и умений, связанных с адекватным использованием языковых средств и правил речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка .

    Каждый учебный предмет способствует созданию у школьников целостного представления о мире, но под определенным углом зрения. Учебный предмет «иностранный язык» в силу своей специфики, будучи средством общения о познания, играет особую роль в формировании у школьников достаточно целостной картины мира, это одновременно и языковая, и социокультурная картина мира. Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущие компоненты содержания обучения ИЯ являются не основы наук, а способы их деятельности: обучение разным ВРД: чтение, письмо, аудирование, говорение. Еще одна особенность в обучении ИЯ – это то, что обучение речевой деятельности возможно лишь в общении (устном или письменном). Перед учащимися, освающими социокультурную грамотность стоит ряд достаточно сложных задач, и очень важно в психолого-педагогическом плане, чтобы эти задачи стали для них личностно-значимыми.

    Основная цель при изучении ИЯ – формирование коммуникативной компетенции, где все остальные цели (образовательная, воспитательная и развивающая) реализуются в процессе достижения этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном ее понимании предусматривает формирование способности к международному взаимодействию.

2

        Авторы учебника « Happy English. ru» К.И. Кауфман и М.Ю. Кауфман рассматривают социокультурную осведомлённость и воспитательную направленность как взаимозависимые понятия. В УМК особое внимание уделяется задаче формирования социокультурной осведомлённости учащихся. Принципиально важной позицией авторов учебника является то, что анализ и расширение социокультурных знаний и умений строятся сквозь призму восприятия британской культуры гражданами России, что нашло отражение и в названии учебника. «Happy English.ru», где «ru», по мнению авторов учебника, сообщает о том, что это современный учебник третьего тысячелетия- века компьютерных технологий. Учебник отражает современные тенденции в изучении английского языка и даёт навыки, действительно необходимые в ситуациях реального общения. Современные тенденции в обучении языку- это необходимость ориентироваться на особенности страны, её культуру и традиции.

Одной из целей формирования социокультурной компетенции является научить учащихся представлять свою культуру и свою страну на изучаемом языке, уметь с уважением относиться к другим культурам и гордиться своей страной, уметь существовать в быстро изменяющемся мире, но в то же время оставаться носителем культуры своей страны. Авторы учебника считают и с этим трудно не согласиться, что формирование социокультурной компетенции является одним из ключевых факторов в воспитании патриотизма школьников, тем самым решается одна из главных задач программы духовно-нравственного воспитания обучающихся в соответствии с ФГОС второго поколения.

Большое значение в УМК уделяется отбору социокультурной информации, которая, по замыслу авторов должна представлять элемент новизны и развивать способность к логическому мышлению, развитию языковой догадки, воображения, способности оценить многообразие и гармонию окружающего мира в совокупности разнообразия различных культурных моделей.

Итак, формирование и развитие социокультурной компетенции и воспитание достойных граждан России является важнейшей задачей данного курса. Решается эта задача через раздел учебника «Путешествие в Королевство». «Путешествие в Королевство» знакомит обучающихся с важными реалиями Соединённого Королевства: культурой, традициями, историей страны.

Сюжет учебника позволяет познакомить учащихся с бытом, культурой и реалиями, как современной Великобритании, так и её историческим прошлым.

Вся информация даётся строго дозировано и с учётом возрастных возможностей учащихся 2 класса, поэтому большая часть страноведческого материала даётся в виде рассказов сказочного ворона Седрика и вписана в сюжетную линию учебника.

3

Первый урок по английскому языку «переносит» учеников 2 класса в Королевство. Именно раздел «Путешествие в Королевство» поможет детям узнать много интересного и увлекательного о стране, её обычаях и традициях. А поможет им во всём разобраться главная героиня учебника девочка Аня, которая прилетает вместе с родителями в Великобританию. Ученики познают незнакомый мир глазами их сверстницы и её новых друзей- жителей Соединённого Королевства.

Первый урок- это знакомство со страной, язык которой дети будут изучать и её основными частями. Вместе с Аней ученики  отправляются в удивительное путешествие, а картинки в учебнике помогут представить: насколько красива эта новая страна. Но, чтобы детям не было скучно, можно предложить им совершить виртуальную экскурсию в столицу государства Лондон. (презентация Лондон)

С  интересом будут рассматривать маленькие туристы достопримечательности старинного города! Здесь же предлагается послушать и английскую речь.  Хочется ли им изучать этот прекрасный язык после экскурсии, совершённой по городу? Конечно, да.

Ворон Седрик будет с Аней и детьми  рядом всегда, чтобы помочь узнать  все правила произношения и чтения английских букв.  Сколько нового и полезного он расскажет Ане об английских буквах: кто любит капризничать, кто с кем дружит.

С каким интересом дети послушают песню «АВС» ( диск CD MP3 к урокам для 2 класса). Как загорятся их глаза ! Ведь всё это совсем скоро они смогут сами исполнять. (презентация песни)

Урок 3 – это снова знакомство с достопримечательностями Лондона, но теперь это знаменитый Тауэр, Биг Бен и, конечно, Парламент. А мелодия Биг Бена поможет перенестись в город и увидеть его глазами Ани.

Урок 7 и вновь Аня гуляет по городу и знакомится теперь уже с историей часовой башни. (презентация часовой башни и мелодии )

На уроке 9 дети узнают об английском кране, а точнее о его особенности. Кран в ванной комнате- это не просто два отдельных крана для горячей и холодной воды, это традиция, ведь так было давно и англичане не хотят ничего менять, потому что берегут свои традиции. Традиции следует уважать- вот мысль, которую дети должны понять на этом уроке. (презентация английского крана)

Английский флаг- это символ страны, её гордость.(урок 10) Дети знакомятся с историей английского флага. Но авторы учебника дают возможность юным гражданам России вспомнить и о флаге своего государства.

4

Так они  предлагают ученикам в рабочих тетрадях раскрасить флаги России и Соединённого Королевства. (презентация)

Пришла пора поговорить и о еде. На уроке дети узнают историю появления слова hot dog. Вместе с Аней они с удивлением слушают историю ворона Седрика о появлении сосисок в тесте в Великобритании.(презентация)

На уроке 21 и 22 ученикам предлагается совершить путешествие в прекрасную часть Великобритании Шотландию. Чудесные звуки шотландской волынки, без сомнения, никого не оставят равнодушными, а необычная мужская юбка килт, обязательно привлечёт их внимание. Дети узнают и о тартане, что их существует более двух тысяч видов.(презентация)

Что за чёрные автомобили колесят по городу- дети вместе с Аней узнают на уроке 23. Лондонский кэб – это тоже традиция англичан, ведь он не менялся на протяжении 50 лет. А лондонские таксисты самые уважаемые люди, так как они знают город лучше всех.(презентация)

А на уроке 25 предстоит знакомство с знаменитыми на весь мир лондонскими автобусами. Красный двухэтажный автобус- это такой же символ Лондона, как и чёрный кэб.(презентация)

Незаметно подходит к концу 1 полугодие, а в Англии наступает один из самых любимы праздников английских детей- Рождество. Рождество- пора подарков и удивительных историй, а ещё это пора рождественских песен и на уроке, завершающем первое полугодие, дети говорят об этом радостном дне и поют рождественскую песню. Роль  песни в изучении английского языка велика. Это и улучшение произношения, и знакомство с новыми  словами. И, бесспорно, повышение мотивации к изучению предмета. Но главное- это формирование социокультурной компетенции учащихся.

Использование страноведческой информации в процессе обучения обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, способствует формированию устойчивой мотивации к изучению языка, а также дает стимул к самостоятельной работе над языком и способствует решению воспитательных задач .

Не вызывает сомнения тот факт, что при включении национально-культурного компонента в содержание обучения иностранному языку нужны адекватные средства для его усвоения. На начальном этапе обучения детей иностранному языку это дозированная информация о стране изучаемого языка. Включение в урок страноведческого материала, который преподносится детям в разных формах, помогает педагогу эффективно решать общеобразовательные, развивающие и воспитательные задачи.

5

Включение такого материала создает также дополнительные возможности для вызова и поддержания мотивации изучения иностранного языка, расширения кругозора учащихся .

Конечно, изучающий иностранный язык остается носителем культуры родного языка, однако страноведческий материал обогащает его  знания о носителях языка и знакомит с их культурой, традициями.

Итак, на основании изложенного следует еще раз подчеркнуть тот факт, что овладение иностранным языком без ознакомления с культурой страны изучаемого языка, с менталитетом людей, говорящих на этом языке, не может быть полноценным. Поэтому важна роль приобретения учащимися начальных классов старановедческих знаний.

         ЛИТЕРАТУРА

  1.  Гусева Т.В. “Английский язык”. Издательство “Учитель”2000год.
  2. “Иностранные языки в школе”№6, 2006 год, №5, 2001год, №2, 2001 год.
  3.  Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2004. - №1. - С. 3-8.
  4.  Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежной методики исследования // Иностранные языки в школе. - 1985. - № 2. - С. 17-23.
  5. www.festival.1 september .ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

РОЛЬ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Разработка технологии формирования социокультурной компетенции на старшей ступени обучения посредством английских пословиц и поговорок....

Роль химических знаний в становлении материальной культуры мира

Значение химии в формировании культуры мира....

Роль страноведческих праздников в формировании социокультурной компетенции обучающихся.

Организация и проведение страноведческих праздников  способствуют развитию социокультурной компетенции обучающихся, положительной мотивации к изучению английского языка. В данной работе раскрываются о...

Роль страноведческих праздников в формировании социокультурной компетенции обучающихся

Одним из наиболее эффективных средств формирования социокультурной компетенции школьников является организация страноведческих викторин, благодаря которым ребята приобщаются к культуре, литературе и и...

РОЛЬ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Статья на тему: "РОЛЬ  ПРАВОВЫХ  ЗНАНИЙ  В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С  НАРУШЕНИЕМ  ИНТЕЛЛЕКТА"....

Контроль усвоения видо-временных форм, лексических единиц и страноведческих знаний пятиклассников.

Тест 1.         Do you know English Tenses?Изучение грамматических правил английского языка   зачастую вызывают трудности у пятиклассников. Осо...