Формы внеурочной деятельности по английскому языку в школе.
статья по английскому языку на тему

В данной статье дается определение внеурочной деятельности  согласно ФГОС, указываются формы внеурочной деятельности, их особенности, виды внеурочной деятельности.Описывается технология "Языкового портфеля".

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Тема: Формы  внеурочной деятельности по английскому языку в школе.

  Изучение иностранных языков  относится к числу наиболее актуальных вопросов образования. Это нашло отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах. Социальный заказ определил основные направления реформирования школьного языкового образования, развития научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам.

 Федеральные государственные образовательные стандарты  начального общего образования и  основного общего образования представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В основе Стандартов лежит системно — деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

 Согласно Концепции федеральных государственных образовательных стандартов, изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях  общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях). И в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартами основная образовательная программа  общего образования  всех ступеней реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность учащихся это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. 

            Внеурочная деятельность позволяет наиболее полно сформировать языковую компетенцию обучающихся. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм,  а также, владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. Выходит, что компетенция для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения речевого общения, формируемый через все виды   речевой  деятельности  — чтение, говорение, письме, аудировании.

 Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников кроме учебной деятельности. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы двигаться по пути к совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, а главное «научить учиться» и делать это на протяжении всей жизни. При обучении иностранным языкам главное перебороть языковой барьер и научиться участвовать в акте коммуникации, а языковая компетенция как раз и формируется с помощью умений и навыков речевого общения. Духовно - нравственная и общеинтеллектуальная направленность курса внеурочной деятельности способствует развитию кругозора и широкому выбору тем коммуникации. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

Формы внеурочной деятельности по английскому языку

Традиционно в методической литературе и в школьной практике различают следующие формы внеурочной деятельности по английскому языку: массовые, групповые и индивидуальные.

Индивидуальная внеурочная работа осуществляется с отдельными учениками и заключается в подготовке сообщений или докладов о стране изучаемого языка, о важных событиях и датах, а также о знаменитых людях. Во время внеклассных занятий школьники готовят наглядные пособия, занимаются оформлением альбомов, стендов и стенгазет. Индивидуальная работа может осуществляться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеурочной деятельности имеет четкую организационную структуру и постоянный состав учеников, объединенных общими интересами. К этой форме относятся различные кружки. Обычно занятия в кружках проводятся на регулярной основе.(кружок)

Что касается массовых форм внеурочной деятельности, у них нет четкой организационной структуры. К ним относятся фестивали, вечера художественной самодеятельности, карнавалы, конкурсы и тематические вечера.

По смыслу выделяют следующие формы внеурочной деятельности по английскому языку: соревновательные, культурно-массовые, политико-массовые. Каждая из групп предусматривает проведение определенных мероприятий. Соревновательные мероприятия – это игры, конкурсы, викторины, олимпиады. Мероприятия культурно-массового характера включают в себя вечера-встречи с интересными людьми, вечера-праздники, которые посвящены традициям страны изучаемого языка, вечера-портреты, где изучается биография известных поэтов, композиторов, актеров, вечера-хроники, связанные со знаменательными событиями. К мероприятиям политико-массового характера относятся фестивали, форумы, ярмарки, пресс-конференции, телемосты.

Также возможно и желательно устраивать круглые столы с приглашенными гостями и носителями иностранного языка, а также всевозможные проекты, связанные с иностранным языком. Это особенно увлекает школьников среднего звена, но также актуально и для младших школьников. Творческая подача материала педагогом и умение подвести к намеченной цели во многом способствуют креативному мышлению и формированию языковой компетенции обучающихся, а также способствуют выполнению социального заказа в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО — в формировании поколения, которое может мыслить нестандартно и самостоятельно находить решение в любой жизненной ситуации.

Виды деятельности:

-       игровая;

-       познавательная;

-       волонтерская;

-       досугово -развлекательная;

-       проблемно-ценностное общение;

-       художественное творчество;                                    

-       социальное творчество

          Среди приемов организации внеурочной  деятельности с можно выделить технологию «Языкового портфеля», способствующую развитию навыков самооценки и рефлексии познавательной деятельности. «Языковой портфель» представляет собой пакет рабочих материалов, отражающих опыт учебной деятельности обучающегося по овладению английским языком. В структуру портфеля входят: паспорт, языковая биография его пользователя, досье. В «паспорте» представлена основная информация т. е. данные ученика: имя, возраст, класс, увлечения, изучаемые иностранные языки, контакты с представителями разных стран, опыт пребывания за границей. «Языковая биография» представляет собой «Бортжурнал путешествия по годам обучения английскому языку» и содержит таблицы уровней владения языком, включая параметры оценки каждого уровня по всем видам речевой деятельности. «Досье» состоит из материалов, отражающих достижения обучающегося в освоении иностранного языка: дипломы, сертификаты, свидетельства.

Компьютер, мультимедиа выполняют важную роль в процессе обучения иностранному языку и являются средством поиска и самостоятельного добывания знаний, информации (в проектной и прочей познавательной деятельности), а также иллюстративным средством для представления в наглядной форме материала.

На занятиях внеурочной деятельности каждый школьник может проявить свои способности и самостоятельно оценить себя, то есть, провести рефлексию. Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть, определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль).

  Подводя итог, можно сделать вывод о том, что формирование языковой личности является основной задачей обучения языку в школе, создание единой системы учебной и внеурочной деятельности по английскому языку способствует достижению результатов освоения программы начального и среднего общего образования на трёх уровнях — личностном, метапредметном и предметном.

Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, что позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения английскому языку. Таким образом, внеурочная деятельность по английскому языку   оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей, а также создаёт ситуацию успеха, в которой каждый обучающийся может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, становится участником диалога культур, что помогает достигнуть  определённых результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией выпускников в новом мире компьютерных и других современных технологий. А начинать эту работу надо именно со школы, используя возможности организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.

То есть внеурочная деятельность становится обеспечением импульса самодвижения через мотивацию к учению. «Индивидуальная образовательная траектория обучающегося» создаёт условия для формирования истории осмысления образовательной деятельности через рефлексию, методическую помощь в проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы, а также проектирование и построение системы взаимодействия по педагогическому сопровождению для всех субъектов образования.

Организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ОО

«Кто не видит конечной цели, очень удивляется, придя не туда». Это высказывание Марка Твена предостерегает нас от ошибок в организации учебно-воспитательного процесса и заставляет конкретизировать и операционализировать цели современного образования.

 Россия в настоящий момент - это страна, которая ставит целью переход к инновационному социально-ориентированному типу развития общества, признаёт главным фактором стратегических преобразований — развитие человеческого капитала. Современное образование же представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, в соответствии с установленными нормами. Федеральный государственный образовательный стандарт, является совокупностью требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования. Более развёрнуто: ФГОС ОО – это три вида требований к «Основной образовательной программе образовательного учреждения», т.е. к планируемым результатам, структуре и к условиям реализации. «Основная образовательная программа ОУ» является тем документом, который описывает образовательную среду конкретной школы.

Говоря о требованиях к результатам освоения обучающимися«Основной образовательной программы образовательного учреждения», мы понимаем, что все усилия школы направлены на создание условий для формированиятрёх групп планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.Иначе говоря, целью обучения являетсяобщекультурное, личностное и познавательное развитиеобучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию, как «умение учиться».

 Нельзя сказать, что до принятия стандарта школа не занималась проблемами воспитания и развитияобучающихся. Чтобы понять, в чём отличия давайте ответим на такой вопрос: Что является критерием оценивания обучения? Это знания, которые получил ученик и умение применить их при выполнении заданий государственной итоговой аттестации. По сути это проверка усвоения системы знаний. Уровень развития образовательной компетенции и сформированность воспитанности у конкретного обучающегося не отслеживались, а значит и не рассматривались как результат обучения. Новые цели образования предполагают оценивание сформированности умения учиться, т.е. овладение обучающимся системой учебных действий на основании системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке.

Вот почему необходимо вести речь не об отдельных изменениях в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, а именно о создании образовательной целостной среды школы, которая в своей совокупности охватывает все характеристики процесса обучения. Раздел III. «Требования к структуре основной образовательной программы» ФГОС ООО п.13. конкретизирует: «Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов». В трактовке Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова сущность «учебной деятельности» состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание «учебной деятельности» заключается в овладении им обобщёнными способами действий в сфере научных понятий.

 Исходя из методических соображений и удобства раскрытия организационной сущности изменений, рассмотрим сначала описание их особенностей, т.е. процесса формирования «умения учиться» у обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.

 Урочная деятельность трактуется А.В.Хуторским как «…организованный в рамках урока процесс взаимодействия учеников и учителя, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками и развивает личностные качества».

Похожая статья: Диагностический потенциал технологии решения проектных задач в 1–4 классах в условиях реализации ФГОС

 Внеурочная деятельность учащихся это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. [14.] Чтобы избежать путаницы в понимании таких видов учебной деятельности как: урочная, внеурочная, классная, внеклассная, внеучебная, обратимся к схеме, предложенной в статье А.Л.Трофимовой «Взаимосвязь видов деятельности школьников и её влияние на информатизацию образования». Следует отметить, что на ней хорошо видны ресурсы внеурочной деятельности школьников, что способствует решению поставленных целей.

 Рис. 1.

Каков же механизм реализации внеурочной деятельности на базе школы?В разделе № 3 п.13 ФГОС ООО сказано: «… внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности».Помним классическое: Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:совокупность социально значимых свойств человека;система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;система деятельности, осуществляемых социальных ролей;совокупность способностей, творческих возможностей и т. д. (Селевко Г.К.) Развитие личности - это ее качественные изменения. Разговор о развитии как процессе - это разговор о динамике этого процесса, о его различных механизмах. Призывы к личностному развитию имеют смысл только тогда, когда возможно реализовать. В п. 6. ФГОС СОО «Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимисяосновной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности…». Формулировки саморазвития и самосовершенствования как результата обучения, чётко определяют, что развитие личности не может быть безликим и произвольным процессом. Человек может развивать, как личность, себя. Люди могут развивать, как личность, других. Помощь в развитии личности, разработка методик развития и самосовершенствования личности, тренинги развития личности - это направление более характерно для практической психологии, именно поэтому особая роль в стандарте отведена психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы (раздел IV, п. 25 ФГОС ООО). Педагогам же отводиться миссия управления процессом познания. Хотелось бы обратить внимание на то, что в Стандарте конкретно прописывается ориентировка на построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающегося и созданию условий развития личности по определённым направлениям (духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному). Такие задачи требуют кардинального изменения всей логики организации и управления процесса познания. Если идёт разговор о приросте личностью социального опыта, уровня развития сформированности «умения учиться», значит необходимо увидеть картину новообразований, а также построить маршрут продвижения от стартовой диагностики к итоговой. А это не что иное, как проектирование «Индивидуальной образовательной траектории обучающегося». Будет уместно развести понятие «внеурочная деятельность» на две составляющие: «внеурочная деятельность» для учителя и «внеурочная деятельность» для обучающегося. Рассмотрим, как будем понимать «внеурочную деятельность» обучающегося. Сначала обратимся к СанПиН 2.4.2.2821-10. В п. 10.5. прописано: «Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей».

Таблица 1

Гигиенические требования к максимальным величинам

недельной образовательной нагрузки

Классы        

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

при 6-дневной неделе, не более        

при 5-дневной неделе, не более

1        

-        

21

2-4        

26        

23

5        

32        

29

6        

33        

30

7        

35        

32

8-9        

36        

33

10-11        

37        

34

Для учащегося первого класса при пятидневной неделе СанПиН 2.4.2.2821-10 разрешает один час на «внеурочную деятельность» [5.] В базисном учебном плане «Примерной образовательной программы начального общего образования» максимальная учебная нагрузка обучающегося составляет 20 часов, и этого часа нет. Как нам представляется в соответствии с адаптационным периодом до ноября месяца четвёртые уроки и будут являться временем реализации форм внеурочной деятельности. Затем перед учителем поставлена задача гибко и дифференцированно строить работу с классом, добавляя этот час. Во втором и третьем классах в части плана формируемой участниками образовательного процесса уже есть 3 часа, а в четвёртом 2,5 часа на обеспечение «внеурочной деятельности», не противоречащих требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10. Именно эти часы являются нормой для обучающегося. А для учителя начальных классов нормой являются 10 часов «внеурочной деятельности» к финансированию. [8.] По сути дела, 10 часов внеурочной деятельности, указанные в базисном учебном плане «Примерной образовательной программы начального общего образования» для учителя начальной школы, являются временем обеспечивающим написание «Индивидуальной образовательной траектории обучающегося» и времени проведения деятельности по указанным в стандарте направлениям.

 На следующих ступенях образования (основном и общем) нет такого точного определения времени к финансированию для педагога в Базисном учебном плане, так как образовательное учреждение само определяет, кто будет осуществлять проектирование «Индивидуальной образовательной траектории обучающегося» - тьютор, классный руководитель с позиции тьютора, тьютор-предметник и т.д.

Похожая статья: Формирование языковой компетенции во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Как следует из выше сказанного, внеурочная деятельность для ученика обеспечивается часами из «Учебного плана ОУ» [7] части, формируемой участниками образовательного процесса, и не противоречит "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10).

 В «Положении об организации внеурочной деятельности в ОУ» прописывается механизм её реализации, через организационно – педагогические условия. В «Положении об организации процесса формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся» или «Положении о технологии проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках личностно – ориентированного образования в ОУ» прописывается регламент «ИОТ».

 Индивидуальная образовательная траектория обучающегося - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа, которые осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности. Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками (И. С. Якиманская). [10] То есть внеурочная деятельность становится обеспечением импульса самодвижения через мотивацию к учению. «Индивидуальная образовательная траектория обучающегося» создаёт условия для формирования истории осмысления образовательной деятельности через рефлексию, методическую помощь в проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы, а также проектирование и построение системы взаимодействия по педагогическому сопровождению для всех субъектов образования.

Особое внимание хотелось бы обратить на систему внутренней оценки сформированности личностных результатов. Здесь необходимо руководствоваться принципами, отвечающими этическим нормам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. В соответствии с методическими рекомендациями Г.С.Ковалёвой и О.Б.Логиновой [3, с. 16] оценка личностного развития учащихся включает три основных компонента:

 характеристику достижений и положительных качеств учащегося;

 определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом, как достижений, так и психологических проблем ребенка;

 систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

Убеждена, что «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося» станет эффективным инструментом формирования самооценочной деятельности личности, а также сделает процесс обучения целенаправленным, индивидуальным и эффективным. Проектирование и реализация их учителем производится только по запросу родителей (в начальной школе), обучающихся (в основной и старшей школе) и в содружестве с психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

 Автором предлагается следующая таблица.

 Таблица 2

Распределение обязанностей педагогических работников школы и делегирование образовательных полномочий другим специалистам

в реализации внеурочной деятельности

Организационно – педагогические условия        

уровни образования

начальное общее образование        

основное общее образование        

cреднее общее образование

Проектирование ИОТ        

Учитель начальных классов (классный руководитель), психолог.        

Психолог, классный руководитель в позиции тьютора, тьютор - предметник.        

Тьютор, психолог.

Реализация деятельности по направлениям (духовно-нравственному, физкультурно-спортивное и оздоровительному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному)        

Учитель начальных классов (классный руководитель), психолог, библиотекарь, педагоги – предметники, специалисты учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.        

Психолог, классный руководитель в позиции тьютора, тьютор – предметник, библиотекарь, педагоги – предметники, социальный педагог, специалисты учреждений дополнительного образования детей, организаций науки, культуры и спорта.        

Психолог, классный руководитель в позиции тьютора, тьютор – предметник, библиотекарь, педагоги – предметники, социальный педагог, специалисты учреждений дополнительного образования детей, организаций науки, культуры и спорта.

 Специалисты и сотрудники общественных организаций и органов местного самоуправления.

Похожая статья: Психолого-педагогические условия успешного воспитания ребёнка в неполной семье

Следует согласиться, что проектированием занимается специалист, осуществляющий педагогический процесс сопровождения, а реализация происходит как педагогическими специалистами школы, так и специалистами учреждений дополнительного образования детей, организаций науки, культуры и спорта.

Особая роль отводится специалистам и сотрудникам общественных организаций и органов местного самоуправления. В разделе № IV ФГОС ООО (Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования) п. 21. говориться: «Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:

 включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

 формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;

 формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

 и т. д.»

Можно констатировать, что результатом реализации указанных требований становится образовательная среда обеспечивающая социализацию личности посредством личностно – значимой деятельности, частично реализуемая в рамках внеурочной деятельности. Именно моделирование образовательной среды ориентированной на новое качество образования является приоритетным направлением модернизации системы образования.

 Рациональная организация учебной деятельности в новой образовательной среде находит подтверждение первого условия в п. 21. раздела № IV ФГОС ООО: «Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:

 развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;

 индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов;

 и т. д.».

Так же в разделе №3 п.15 говорится, что «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

 учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

 внеурочная деятельность».

«Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования» размещённые на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6855в качестве базовой рассматривают несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

 модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

 модель «школы полного дня»;

 оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

 инновационно-образовательная модель.

Все эти модели хорошо вписываются во второе условие, то есть в реализацию внеурочной деятельности по направлениям.

Всё, что было сказано ранее, можно обобщить и сделать вывод: для эффективной реализации методологических основ ФГОС ОО необходимы и обязательны следующие организационно - педагогические условия, способствующие реализации внеурочной деятельности школьников:

 Проектирование «Индивидуальной образовательной траектории обучающегося»;

 Реализация внеурочной деятельности по направлениям (духовно-нравственному, физкультурно-спортивному и оздоровительному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному).

Литература:

 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования» http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6855

 Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб.пособие для студ. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. Ч. 1/[М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А. Кабанова и др.] /под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.–2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 27 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03" http://www.vashdom.ru/sanpin/2441251-03/#sub_800

 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с.

 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2012. - 223 с.

 Психологос. Энциклопедия практической психологии. http://www.psychologos.ru

 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256с.

 Степанов Е.Н. «Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов» http://www.openclass.ru/pages/221595.

 Типовое положение «об образовательном учреждении дополнительного образования детей». (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 № 212, от 08.08.2003 № 470). http://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12882

 Трофимова А.Л. «Взаимосвязь видов деятельности школьников и её влияние на информатизацию образования».

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования http://standart.edu.ru

 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования http://standart.edu.ru

 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования http://standart.edu.ru

Похожие статьи

Диагностический потенциал технологии решения проектных задач в 1–4 классах в условиях реализации ФГОС

Формирование языковой компетенции во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Психолого-педагогические условия успешного воспитания ребёнка в неполной семье

Организационно-педагогические условия повышения информационной культуры преподавателя профессионального колледжа

Организационно-методические условия реализации программ здоровьесбережения на едином образовательном пространстве школы

Автор: Романова Ольга Николаевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в № 8 (43), август 2012 г.

 Скачать PDF

 Купить экземпляры

Библиографическое описание: Домченко Е. А. Формирование языковой компетенции во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС [Текст] / Е. А. Домченко // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 454-456.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится изучение иностранных языков. Необходимость знания, по крайней мере, одного иностранного языка в наши дни очевидна, внеурочная деятельность позволяет включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру. Это нашло отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах. Сложившаяся в данное время социально- политическая и экономическая обстановка наметила ряд изменений в различных структурах общества, в том числе и в образовании. Социальный заказ определил основные направления реформирования школьного языкового образования, развития научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам. Предпосылками введения ФГОС являются: противоречие между новыми целями образования и традиционной школой, снижение мотивации к обучению в классе, кризис классно-урочной системы, использование новых средств обучения (смартфонов, планшетов и т. д.).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В основе Стандарта лежит системно — деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

В связи с этим происходит переосмысление и переоценка того места, которое в учебном процессе отведено учебному предмету «Английский язык», возрастает его значимость. Согласно Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях). [1] В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностьюврамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и ориентированную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03–296)

Внеурочная деятельность позволяет наиболее полно сформировать языковую компетенцию обучающихся. Понятие языковой компетенции обширное и исследования в этой области еще не закончены, но тем не менее именно это понятие отражает конечную цель изучения языка. Языковая компетенция — прежде всего владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом. Обучающийся обладает языковой компетенцией, если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике. Термин «языковая компетенция» был введен Н. Хомским в контексте лингвистических исследований. Он рассматривал ее как полное знание о родном языке, которое позволяет «идеально говорящему — слушающему» судить о правильности и осмысленности высказываний. [2] «Языковая компетенция — это  сложная психологическая система, включающая в себя, помимо усвоенных в ходе специального обучения сведений о языке, накопленный в повседневном использовании языка речевой опыт и сформированное на его основе чувство языка». Такое определение состава языковой компетенции было предложено Е. Д. Божович. [4] Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. Выходит, что компетенция для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах — чтении, говорении, письме, аудировании.

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников кроме учебной деятельности. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. [3, с.7]. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы двигаться по пути к совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, а главное «научить учиться» и делать это на протяжении всей жизни. При обучении иностранным языкам главное перебороть языковой барьер и научиться участвовать в акте коммуникации, а языковая компетенция как раз и формируется с помощью умений и навыков речевого общения. Духовно- нравственная и общеинтеллектуальная направленность курса внеурочной деятельности способствует развитию кругозора и широкому выбору тем коммуникации. В отличие от уроков занятия по внеурочной деятельности радикально отличаются по своему содержанию и в начальной школе в основном представляют собой игровую деятельность. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

Похожая статья: Применение методов проектной деятельности хормейстером в хоровом классе в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения в урочной и внеурочной деятельности в муниципальных общеобразовательных учреждениях

Актуальность и социальная значимость курса внеурочной деятельности по иностранному языку состоит в том, что именно дополнительные занятия позволяют помочь не только одаренным детям в освоении ими иностранного языка, но и позволяют создать уникальную коммуникативную ситуацию, и способствовать мотивации всех обучающихся. Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера дается либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. игровых карточек. [5, с.7–8]

Виды деятельности:

-       игровая;

-       познавательная;

-       волонтерская;

-       досугово-развлекательная;

-       проблемно-ценностное общение;

-       художественное творчество;

-       социальное творчество.

Похожая статья: Организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ОО

Формы деятельности:

-       сюжетно-ролевые игры;

-       просмотр мультфильмов на изучаемом языке;

-       культпоходы, экскурсии;

-       конкурсы, викторины;

-       инсценировки;

-       проблемно-ценностная дискуссия;

-       праздники.

Место проведения занятий:

Похожая статья: Проектирование фонда оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО

-       школа, гимназия;

-       городской парк;

-       городской выставочный зал;

-       ЦДК и ДК.

Также возможно и желательно устраивать круглые столы с приглашенными гостями и носителями иностранного языка, создание местного британского клуба, а также всевозможные проекты, связанные с иностранным языком. Это особенно увлекает школьников среднего звена, но также актуально и для младших школьников. Творческая подача материала педагогом и умение подвести к намеченной цели во многом способствуют креативному мышлению и формированию языковой компетенции обучающихся, а также способствуют выполнению социального заказа в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО — в формировании поколения, которое может мыслить нестандартно и самостоятельно находить решение в любой жизненной ситуации.

Среди приёмов работы можно выделить технологию «Языкового портфеля», способствующую развитию навыков самооценки и рефлексии познавательной деятельности. «Языковой портфель» представляет собой пакет рабочих материалов, отражающих опыт учебной деятельности обучающегося по овладению английским языком. В структуру портфеля входят: паспорт, языковая биография его пользователя, досье [7,с 6–11]. В «паспорте» представлена основная информация т. е. данные ученика: имя, возраст, класс, увлечения, изучаемые иностранные языки, контакты с представителями разных стран, опыт пребывания за границей. «Языковая биография» представляет собой «Бортжурнал путешествия по годам обучения английскому языку» и содержит таблицы уровней владения языком, включая параметры оценки каждого уровня по всем видам речевой деятельности. «Досье» состоит из материалов, отражающих достижения обучающегося в освоении иностранного языка: дипломы, сертификаты, свидетельства.

Компьютер, мультимедиа выполняют важную роль в процессе обучения иностранному языку и являются средством поиска и самостоятельного добывания знаний, информации (в проектной и прочей познавательной деятельности), а также иллюстративным средством для представления в наглядной форме материала.

На занятиях внеурочной деятельности каждый школьник может проявить свои способности и самостоятельно оценить себя, т. е. провести рефлексию. Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т. е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. С кибернетических позиций контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль). [6, c 242]

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что формирование языковой личности является основной задачей обучения языку в школе, создание единой системы учебной и внеурочной деятельности по английскому языку способствует достижению результатов освоения программы начального и среднего общего образования на трёх уровнях — личностном, метапредметном и предметном. Получая совокупность знаний, умений, способов деятельности, учащиеся овладевают языком на уровне компетенции. Компетенция в переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Языковая компетентность способствует формированию важного умения — воспринимать и создавать связные тексты.

Внеурочная деятельность по английскому языку способствует формированию основ языковой и коммуникативной компетенции, поскольку обеспечивает отбор языкового и речевого материала. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения английскому языку, предоставляя возможность выбора материала и возможности проявить себя в соответствии с познавательными предпочтениями и самостоятельно выделенными целями обучения. Благоприятный психологический климат внеурочных занятий создаёт условия для развития ситуации успеха, что способствует успешному личностному росту и мотивации к изучению иностранного языка.

Литература:

1.                  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009.

2.                  Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. [Текст] Н. Холмский — М., 1992.

3.                  Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.

4.                  Божович Е. Д., Козицкая Е. И. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению (на материале родного языка) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 1999. № 1.\ 1 Режим доступа:.http://psyjournals.ru/psyedu/1999/n1/Bozhovich.shtml

5.                  Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образований [Текст]: учебно-методическое пособие: в 3 ч. / авторы-сост.: В. Г. Черемисина, Е. А. Пахомова, О. Б. Лысых и др.; под общей ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. — Часть III. – … с. — ISBN 978–5-7148–0370–3.

6.                  Сластенин В. А., Каширин В. П / Психология и педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, В. П. Каширин — М.:, Академия 2007–477с

7.                  Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков/Н. Д. Гальскова//Иностранные языки в школе. — 2000. — № 5. — С. 6–11.

Похожие статьи

Применение методов проектной деятельности хормейстером в хоровом классе в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения в урочной и внеурочной деятельности в муниципальных общеобразовательных учреждениях

Организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ОО

Проектирование фонда оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО

Формирование у учителей общеобразовательных школ навыков использования электронных образовательных ресурсов во внеурочной деятельности

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС

Автор: Домченко Елена Алексеевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в № 12 (59), декабрь 2013 г.

 Скачать PDF

 Купить экземпляры

 

 

 

 

Обсуждение

Оставить комментарий:

войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий

 

 Формы внеурочной деятельности по английскому языку 

Традиционно в методической литературе и в школьной практике различают следующие формы внеурочной деятельности по английскому языку: массовые, групповые и индивидуальные.

Индивидуальная внеурочная работа осуществляется с отдельными учениками и заключается в подготовке сообщений или докладов о стране изучаемого языка, о важных событиях и датах, а также о знаменитых людях. Помимо этого, детьми разучиваются стихи, отрывки из произведений, написанных иностранными писателями, и английские песни. Во время внеклассных занятий школьники готовят наглядные пособия, занимаются оформлением альбомов, стендов и стенгазет. Индивидуальная работа может осуществляться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеурочной деятельности имеет четкую организационную структуру и постоянный состав учеников, объединенных общими интересами. К этой форме относятся различные кружки: вокальные, драматические, внеклассного чтения, филателистов. Методисты советуют организовывать для всех школьников хоровые и разговорные кружки, а для учащихся старших классов – страноведческие и литературно-переводческие. Также хорошо себя зарекомендовали комбинированные кружки, объединяющие разные виды деятельности, к примеру, подготовку инсценировок, разучивание песен, просмотр диафильмов, внеклассное чтение. Обычно занятия в кружках проводятся на регулярной основе.

Что касается массовых форм внеурочной деятельности, у них нет четкой организационной структуры. К ним относятся фестивали, вечера художественной самодеятельности, карнавалы, конкурсы и тематические вечера.

По смыслу выделяют следующие формы внеурочной деятельности по английскому языку: соревновательные, культурно-массовые, политико-массовые, средства массовой информации. Каждая из групп предусматривает проведение определенных мероприятий. Соревновательные мероприятия – это игры, конкурсы, викторины, олимпиады. Мероприятия культурно-массового характера включают в себя вечера-встречи с интересными людьми, вечера-праздники, которые посвящены традициям страны изучаемого языка, вечера-портреты, где изучается биография известных поэтов, композиторов, актеров, вечера-хроники, связанные со знаменательными событиями. К мероприятиям политико-массового характера относятся фестивали, форумы, ярмарки солидности, пресс-конференции, телемосты.

 Библиографическое описание: Домченко Е. А. Формирование языковой компетенции во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС [Текст] / Е. А. Домченко // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 454-456.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится изучение иностранных языков. Необходимость знания, по крайней мере, одного иностранного языка в наши дни очевидна, внеурочная деятельность позволяет включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру. Это нашло отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах. Сложившаяся в данное время социально- политическая и экономическая обстановка наметила ряд изменений в различных структурах общества, в том числе и в образовании. Социальный заказ определил основные направления реформирования школьного языкового образования, развития научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам. Предпосылками введения ФГОС являются: противоречие между новыми целями образования и традиционной школой, снижение мотивации к обучению в классе, кризис классно-урочной системы, использование новых средств обучения (смартфонов, планшетов и т. д.).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В основе Стандарта лежит системно — деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

В связи с этим происходит переосмысление и переоценка того места, которое в учебном процессе отведено учебному предмету «Английский язык», возрастает его значимость. Согласно Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях). [1] В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностьюврамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и ориентированную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03–296)

Внеурочная деятельность позволяет наиболее полно сформировать языковую компетенцию обучающихся. Понятие языковой компетенции обширное и исследования в этой области еще не закончены, но, тем не менее, именно это понятие отражает конечную цель изучения языка. Языковая компетенция — прежде всего владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом. Обучающийся обладает языковой компетенцией, если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике. Термин «языковая компетенция» был введен Н. Хомским в контексте лингвистических исследований. Он рассматривал ее как полное знание о родном языке, которое позволяет «идеально говорящему — слушающему» судить о правильности и осмысленности высказываний. [2] «Языковая компетенция — это  сложная психологическая система, включающая в себя, помимо усвоенных в ходе специального обучения сведений о языке, накопленный в повседневном использовании языка речевой опыт и сформированное на его основе чувство языка». Такое определение состава языковой компетенции было предложено Е. Д. Божович. [4] Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. Выходит, что компетенция для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах — чтении, говорении, письме, аудировании.

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников кроме учебной деятельности. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. [3, с.7]. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы двигаться по пути к совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, а главное «научить учиться» и делать это на протяжении всей жизни. При обучении иностранным языкам главное перебороть языковой барьер и научиться участвовать в акте коммуникации, а языковая компетенция как раз и формируется с помощью умений и навыков речевого общения. Духовно- нравственная и общеинтеллектуальная направленность курса внеурочной деятельности способствует развитию кругозора и широкому выбору тем коммуникации. В отличие от уроков занятия по внеурочной деятельности радикально отличаются по своему содержанию и в начальной школе в основном представляют собой игровую деятельность. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

Одна из основных задач педагога — воспитывать у учащихся определенную культуру самостоятельной творческой работы, мотивировать их активную познавательную потребность, рационально направляя её в ходе развития разнообразных умений при овладении учебным материалом. Известно, что любая творческая деятельность вызвана, прежде всего, активностью и интересом. Одна из особенностей творчества в том, что оно всегда аутентично и индивидуализировано. Заметить творческие способности ребенка и содействовать их развитию — задача учителя.

Каждый учащийся использует свой источник информации в зависимости от своих потребностей и возможностей, он работает в своём темпе, чтобы достигнуть желаемого результата. Это свойство творческой самостоятельности имеет гибкий и эффективный характер: значительно повышается ответственность каждого отдельного ученика, улучшается его успеваемость и результативность по ряду основных и дополнительных дисциплин.

На уроках иностранного языка творческий потенциал ученика обычно скован многими факторами: ограниченный временной бюджет стандартного занятия, лексико-грамматические нормы, КИМ, «сухие» упражнения и задания и т.п. Широкий простор для творчества открыт ученику в системе внеурочной деятельности, связанной с изучением иностранных языков и культур. Кружок дополнительного лингвистического образования может стать частью этой системы.

Творческая и познавательная деятельность учащихся может осуществляться в различных организационных формах: в парах, индивидуально, в небольших группах и целой группой. Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся, овладение которыми обеспечит продвижение учащихся в освоении учебного предмета в единстве с их общим развитием. Обучение иностранному языку рассматривается новым образовательным стандартом как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета — в его интегративном характере. При этом могут быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи: с родным языком, литературой, историей, географией.

Ученики начальной школы сохраняют в структуре мышления наглядно-образные компоненты. Именно сочетание наглядно-образного мышления с всё увеличивающейся способностью к абстрактному мышлению, к обобщениям и создает благоприятные условия для овладения иностранными языками на начальной ступени. Важным компонентом повышения мотивации, по моему мнению, является эффективное использование внеурочного времени для занятий немецким языком. Поэтому на протяжении многих лет я занимаюсь инсценировкой сказок с учащимися начальных классов. Многие психологи единодушны в том, что эмоциональное сопереживание запоминается лучше, чем нейтральное, индифферентное. Применение драматизации в процессе обучения развивает у детей критическое и интуитивное мышление, способствует большей сосредоточенности, совершенствует навыки и умения в чтении, развивает воображение детей. У школьников увеличивается словарный запас, развиваются умения говорения на немецком языке, что вызывает эстетическое удовлетворение.

В рамках ФГОС внеурочная деятельность является одним из компонентов образовательной системы.

                                                         

        Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность воспринимается сегодня актуально, как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности - как средства мотивации в процессе изучения английского языка.

         Перед учителями современной школы стоят задачи, связанные с совершенствованием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся, подготовки высокоорганизованной личности, способной мыслить общечеловеческими категориями и полноценно наследовать опыт мировых цивилизаций для воспитания у них потребности к самообучению и саморазвитию, для формирования широкого и гуманного взгляда на мир. Существенная роль в этом отводится учителям иностранных языков, которые обладают большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащихся.

        В настоящее время мы должны стремиться вовлечь всех обучающихся во внеурочную деятельность, научить детей применять полученные знания на занятиях   в жизни и быстро находить необходимую информацию из различных источников. И всего этого можно добиться во внеклассной и внеурочной работе. Существует большая разница между обычным уроком и мероприятием не только по форме, но и по содержанию, по работе детей и по умению педагога организовать свою деятельность, чтобы достичь поставленных целей.  проводить внеурочные занятия необходимо так, чтобы дети в форме игры, деловой или ролевой, не заметили, что учитель выполняет свою работу по воспитанию и обучению,  стремясь обучить других учится учиться сам. Как учитель английского языка  во внеурочное время занимаюсь с одаренными детьми,проявляющими повышенный интерес к предмету.

Конец

Таким образом, внеурочная деятельность по английскому языку   оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей. А также создаёт ситуацию успеха, в которой каждый обучающийся может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, становится участником диалога культур, что помогает достигнуть  определённых результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией выпускников в новом мире компьтерных и других современных технологий И начинать эту работу надо именно со школы, используя возможности организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.

Библиографическое описание: Романова О. Н. Организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ОО [Текст] / О. Н. Романова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 369-373.

Под внеурочной деятельностьюврамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и ориентированную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03–296)

Формы деятельности:

-       сюжетно-ролевые игры;

-       просмотр мультфильмов на изучаемом языке;

-       культпоходы, экскурсии;

-       конкурсы, викторины;

-       инсценировки;

-       проблемно-ценностная дискуссия;

-       праздники.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках английского языка в школе" статья для участия в Педагогическом марафоне "Новая школа" (на сайте "Дистанционная волна"

Проектная деятельность на уроках английского языка в школе" статья для участия в Педагогическом марафоне "Новая школа" (на сайте "Дистанционная волна"Ссылка на работу на сайте "Дистанционная вол...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Программа нашей школы предусматривает внеурочную деятельность в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся.Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образоват...

Программа внеурочной деятельности по английскому языку для начальной школы (1-4 класс). Английский язык - окно в мир театра.

Программа «Драматизация на английском языке» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших ...

Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 5 класса средней школы

Данная программа разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также  на основе: Программы воспитания и ...

"Организация внеурочной деятельности по английскому языку в основной школе"

В текущем 2014-2015 учебном году апробирую программу по внеурочной деятельности для 5 классов "Cartoon English" (Английский через мультфильмы). В основе занятий лежит системно-деятельностный подход. Д...

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе " Little Stars"

Программа внеурочной деятельности “LITTLE STARS” направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. Программа призвана помочь ребенку стать ответственным...

Особенности проектной деятельности на уроках английского языка в школе

Статья содержит информацию об особенностях организации проектной деятельности на уроках английского языка в школе...