Доклад на тему: «Внедрение приемов и стратегий технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися на уроках английского языка».
учебно-методический материал по английскому языку на тему

В докладе рассматриваются некоторые приемы и стратегии технологии развития критического мышления, которые способствуют  учащимся овладеть самыми разнообразными ресурсами в работе с различными типами информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Внедрение приемов и стратегий технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися на уроках английского языка».

Дайте человеку рыбу,
И вы накормите его на день.
Научите человека ловить рыбу,
И Вы накормите его на всю жизнь.
 
(Английская пословица)

  Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Гуманистическая педагогика ставит своей целью максимально реализовать возможности личности, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях, в отличие от формализованной передачи знаний и социальных норм в традиционной педагогике.

  Целью обучения иностранному языку в гуманистической педагогике, по мнению Гальсковой Н.Д., является развитие у учащегося способности к межкультурному взаимодействию и к использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия. Сопоставление нового, приобретаемого учеником опыта, с имеющимися у него знаниями сопровождается приобретением его индивидуального опыта. Приобретение индивидуального опыта обучающегося осуществляется за счет активизации процесса обучения. А это достигается путем применения развивающих педагогических технологий, одной из которых является технология развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП).

  Сегодня в различных источниках можно найти разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Вэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.

  Дайана Халперн определяет критическое мышление в своей работе “Психология критического мышления” следующим образом: “… использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление”.

  Таким образом, при всем разнообразии этих и других определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

  Следует подчеркнуть, что в данной технологии принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Обучающиеся учатся бесконфликтному обмену мнений. Данная технология осознанно отказывается от традиционного авторитарного подхода в процессе обучения. Вместо этого осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором каждый ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений.

  Американские педагоги Дж. Стил, К. Меридит и Ч.Темпл разработали структуру технологии РКЧМ, состоящую из трех стадий: вызов, осмысление содержания, рефлексия. И немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы и стратегии, удачно их комбинировать, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.

  Первая стадия (стадия вызова) – актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используются различные приемы и стратегии, например, кластеры (гроздья).

Правило простое: в центре – тема, а вокруг крупные смысловые единицы. У каждой крупной смысловой единицы есть менее крупные и т.д. Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов – мозгового штурма и создания кластера. Информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется в группах.

  Вторая стадия – осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа с текстом. Причем “текст” следует понимать достаточно широко (текст, фильм, лекция и т.д.)

  На данном этапе обучения в процессе работы с новой информацией учащимся предлагается использовать такой прием, как маркировка (Инсерт) текста символами: “v” – знаю, “+” – новая информация, “-” – , что я узнал, не совпадает с тем, что я знал, “?” – сомнительная или недостаточная информация; надо побольше узнать. Данные заносятся в таблицу и озвучиваются обучающимися. Так же на данной стадии можно использовать стратегии и приемы, развивающие умение задавать вопросы.

  Учащиеся вспоминают различные понятия, связанные с темой, и записывают их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть учащиеся записывают различные вопросительные слова. После этого предлагается за 5 – 7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Одно условие! Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы.

  Затем нужно, чтобы обучающиеся обсудили и выбрали из списка два (три или четыре) наиболее интересных (продуктивных, неожиданных, проницательных и т.д.) вопросов. Учащимся следует подумать, на основании каких критериев они осуществляют свой выбор. После этого можно организовать целенаправленную работу с информацией, чтобы учащиеся искали ответы на свои вопросы.

  Прием “толстый и тонкий вопросы”: “толстые” вопросы предполагают развернутый и обстоятельный ответ. Например, предположите, что будет, если …? Объясните, почему …? В чем различие между …? “Тонкие” вопросы предполагают однозначный и фактический ответ. Например, кто? Что? Когда? За 5 – 7 минут учащимся нужно составить три “толстых” вопроса и три “тонких” вопроса.

  Прием “перекрестная дискуссия”.

  За указанное время нужно заполнить таблицу, обменяться мнениями с одноклассниками, используя их аргументы, которые покажутся убедительными, продолжить заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделать вывод.

  “Бортовой журнал” - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. При чтении текста по заданной теме, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему (что нового я узнал из текста) со своим личным опытом (что мне известно по данной теме).

  Третья стадия – размышления или рефлексии. Здесь обучающийся осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данном этапе можно предложить вернуться к кластеру, чтобы исправить неверные предположения и дополнить необходимые факты, организовать различного рода дискуссии, а также выполнить творческую работу в форме пятистишия-синквейна (это стих из пяти строк, который требует систематизации информации в сжатой форме по теме).

Структура пятистишья:

  1. Первая строка – одно слово, описывающее тему (обычно имя существительное).
  2. Вторая строка – два слова, описывающие тему (обычно имена прилагательные).
  3. Третья строка – три слова, описывающие тему (обычно глаголы).
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка – одно слово (обычно синоним слова из первой строки), которое еще раз подчеркивает сущность темы.

  Таким образом, рассмотрев некоторые приемы и стратегии технологии развития критического мышления, можно сделать вывод, что они способны вооружить учащегося самыми разнообразными ресурсами в работе с различными типами информации. Обучающиеся, умеющие критически мыслить, владеют разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, они способны выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Критически мыслящие учащиеся способны принимать многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии развития критического мышления в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чт...

Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка

Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения....

Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...

Применение приемов и методов технологии развития критического мышления на уроках биологии

В работе описаны цели и задачи данной технологии, стадии,приемы применяемые мною на уроках биологии  в 5-9 классах.        Вызов –  стимулирование интереса...

Методическая разработка урока английского языка по теме «Давайте праздновать» с применением технологии «развития критического мышления».

Комбинированный  тип урока по теме «Давайте праздновать с  применением технологии  развития критического мышления и работой над грамматическим временем  Present Continuous....

.Методическая разработка урока английского языка по теме «Кто ты» с применением технологии «развития критического мышления».

Комбинированный  тип урока по теме «Кто ты?»  с  применением технологии  развития критического мышления и  умением употреблять в речи абсолютную форму притяжательн...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (из опыта работы учителя английского языка )

В данном материале рассматривается ТРКМЧП, применяемая автором в своей работе на уроках английского языка по УМК "Английский в фокусе"....