«ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»
статья по английскому языку на тему

Буздалова Екатерина Сергеевна

Можно ли начать подготовку к ЕГЭ детей младшего школьного возраста в начальных классах? Какие возможности для этого предоставляют используемые нами УМК?  Эти вопросы я задала себе. Для этого сначала нужно разобраться, что представляет собой ЕГЭ по иностранному языку.

Предоставленные в работе материалы подготовлены с учетом действующей спецификации ЕГЭ, требований Государственных образовательных стандартов для полной средней школы по иностранным языкам с учетом перспектив развитий ЕГЭ. Материалы готовят учащихся к выполнению заданий, представленных в устной или письменной части экзамена. Спектр этих заданий достаточно широк. Подобраны для использования различные типы текстов, которые соответствуют требованиям спецификации ЕГЭ и Государственного образовательного стандарта для полной средней школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ гимназии №2 г. Чехова

ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ШКОЛЬНОГО МО НА ТЕМУ:

«ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

Учитель английского языка

МОУ гимназии №2 г. Чехова

Буздалова Екатерина Сергеевна

Чехов

2010г.


Содержание

Введение

1. Содержание ЕГЭ по английскому языку

2. Упражнения направленные на подготовку в выполнению заданий ЕГЭ и решение коммуникативной задачи в УМК «Английский язык для 2-го года обучения. В 2-х частях./ И.Н. Верещагина, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкина»

3. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English для 4 класса общеобразовательных учреждений/ Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.

4. Заключение

5. Библиография и источники

6. Приложение


Издревле известно, что любой экзамен – это испытание не только для учеников, но и их учителей.

        Сейчас существует много различных экзаменов по английскому языку как иностранному: переводные и выпускные экзамены в школе, вступительные экзамены в вузы, международные экзамены для продолжения образования за рубежом и т.д. При всех кажущихся различиях международных и национальных экзаменов по иностранному языку у них много общего.

Может ли начать подготовку к ЕГЭ детей младшего школьного возраста начальных классах? Какие возможности для этого предоставляя ют используемые нами УМК?  Эти вопросы я задала себе. Для этого сначала нужно разобраться, что представляет собой ЕГЭ по иностранному языку.

Все языковые экзамены в настоящее время направлены на контроль эффективности коммуникаций в устной и письменной речи, что предполагает наличия в них заданий на контроль аудирования, чтения, говорения, письма, а также лексико-грамматического текста.

И международные и национальные экзамены ориентируются на единую шкалу уровней владения иностранным языком (А1-С2), разработанную Советом Европы.

Однако время от времени, в том или ином экзамене, появляются новые типы заданий, меняется формат экзамена, при этом объекты контроля остаются практически неизменными. В основе эффективной коммуникации лежат конкретные речевые стратегии, на их контроль и направлены языковые экзамены.

Таким образом, предоставленные в работе материалы подготовлены с учетом действующей спецификации ЕГЭ, требований Государственных образовательных стандартов для полной средней школы по иностранным языкам с учетом перспектив развитий ЕГЭ. Материалы готовят учащихся к выполнению заданий, представленных в устной или письменной части экзамена. Спектр этих заданий достаточно широк. Подобраны для использования различные типы текстов, которые соответствуют требованиям спецификации ЕГЭ и Государственного образовательного стандарта для полной средней школы.

В разработке будет рассмотрен ряд упражнений, без которых невозможна сдача устной и письменной частей любого языкового экзамена, включая базовые, повышенный и высокий уровень ЕГЭ.

Здесь также представлен один из возможных вариантов итоговой проверочной работы в конце четвертого класса, с учетом сформированных у выпускников начальной школы умений и навыков.

Это связано с широко обсуждаемой в методике проблемой уровня подготовки учащихся по иностранному языку, в т.ч. и на начальном этапе. Эта проблема становиться особенно актуальной в связи с введение обучения иностранному языку со второго класса


Цель данной работы 

определить насколько используемые УМК отвечают задаче развития коммуникативных навыков у учащихся на уроках английского языка и возможность контроля таких навыков в конце четвертого класса.

Задачи данной работы:

  1. Установить наличие коммуникативных упражнений на примере одной из тем УМК «Английский язык для 2-го года обучения. В 2-х частях./ И.Н. Верещагина, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкина».
  2. Рассмотреть возможность итогового контроля знаний учащихся 4-го класса на примере на примере УМК «Английский язык для 2-го года обучения. В 2-х частях./ И.Н. Верещагина, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкина».

1. Содержание ЕГЭ по английскому языку

  1. Аудирование
  2. Чтение
  3. Лексика и грамматика
  4. Письмо (письмо личного характера – 100-140 слов     + сочинение-рассуждение – 200-250 слов)
  5. Говорение (монологическая речь + диалогическая речь)

Аудирование.

  • Установление соответствия приведенных утверждений прослушанному тексту;
  • определение правильного варианта ответа из ряда предложенных;
  • соотнесение содержания услышанного текста с текстом задания;
  • расположение информации или событий в определенном порядке.

Чтение.

  • Установление соответствия утверждений информации в прочитанном тексте;
  • задания на множественный выбор;
  • задания на множественные соответствия;
  • подбор соответствий предложенных вариантов  прочитанному тексту;
  • установление структурно-смысловых связей. Восстановление текста.

Письмо.

  • Написание личного письма, изложение общей информации о себе, о семье, о своих увлечениях  в рамках пройденного материала;

Лексико-грамматические задания.

  • Задания на восстановление в тексте пропущенных слов;
  • задания на множественный выбор;
  • задания на трансформацию;
  • задания на словообразование.

Говорение

  • направляемый диалог;
  • диалог-обсуждение;
  • монологическое высказывание


2.1. Упражнения направленные на подготовку в выполнению заданий ЕГЭ и решение коммуникативной задачи в УМК Английский язык для 2-го года обучения. В 2-х частях./ И.Н. Верещагина, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкина

УМК «Английский язык для 2-го года обучения. В 2-х частях./ И.Н. Верещагина, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкина (далее – УМК Верещагиной) включает: учебник, книгу для учителя с планированием, рассчитанным на 3 часа в неделю, рабочую тетрадь, аудиоматериалы и книгу для чтения.

Необходимо пояснить, сто 13 уроков в начале года отведены на повторение материала 1-го года обучения. Первой темой (учебной ситуацией) базового курса является тема «Кем ты хочешь быть (по профессии)?».Эта учебная тема занимает 12 уроков, в т.ч. 1 урок – повторение, 1 урок – домашнее чтение, 3 резервных урока и 1 урок для самостоятельного контроля знаний. Тема включает изучение новой лексики, повторение пройденных и знакомство с новыми грамматическими структурами, совершенствование навыков чтения в слух и про себя (с преобладанием первого способа), разучивание и воспроизведение наизусть стихов, песен, диалогов, знакомство с простейшими элементами словообразования.

Перейдем к подробной характеристике заданий данной темы.

Урок 14.

Задание 1. Назвать профессии людей, изображенных на картинке, используя в качестве подсказки аудиозапись.

Задание 2. Скажи о людях на картинке – кто они по профессии, или кем они хотят быть. Закончи предложения, заполнив пропуски.

Задание 3. Расскажи одноклассникам о своей семье.

Задания 7-10. Прочти текст о Джеке и Генри, ответь на вопросы. Скажи, что они любят делать дома. Расскажи о себе и своих друзьях – что вы любите делать дома, куда вы любите ходить? Почему?

Задание 10. Напиши 5 предложений о своей семье.

Т.о. 8 из 14 упражнений носят полностью или частично коммуникативный характер.

Урок 15.

Задание 1. Назвать профессии животных, изображенных на картинке.

Задание 2. Скажи, кто твои родственники по профессии.

Задание 3-4. Спроси своего друга, кто его родственники, с опорой на грамматическую структуру. Скажи, что ты узнал о родственниках своего друга.

Задание 7, 10. Прочитай вопросы и выбери подходящие к ним ответы, скажи, что ты узнал о Майке. Запиши 5 вопросов и 5 ответов на них.

Задание 8. Представь себя на месте учителя. Пусть учащиеся ответят на твои вопросы.

Задание 9. Игра «Чемпион»: Посмотрите на картинку. Составьте как можно больше предложений.

Т.о. 10 из 13 упражнений носят полностью или частично коммуникативный характер.

Урок 16.

Задание 1. Игра «Цепочка»: Расскажи о своих родственниках и задай вопрос другу. Используй грамматическую опору.

Задание 2. Скажи, люди каких профессий изображены на картинках. Используй для подсказки аудиозапись.

Задание 3. Согласись или не согласись с подписями к картинкам.

Задание 4. Работайте в парах. Скажи другу, кем ты хочешь быть.

Задание 8-12. Прочти текст, вслед за диктором. Прочти предложения о папах, скажи, кто они по профессии и что они любят делать. Запиши ответы. Расскажи о своем папе. Работая в парах, поговорите о своих папах, дедушках и дядях.

Т.о. 9 из 14 упражнений носят полностью или частично коммуникативный характер.

Урок 17.

Задание 1. Скажи правильно о членах своей семьи. Закончи предложения.

Задание 2-4. Разыграй диалог. Представь, что мальчик из Америки рассказал тебе о своих родственниках. Перескажи его рассказ одноклассникам. Задай ему вопросы, чтобы узнать о нем больше. Придумай, что он ответит на твои вопросы. Расскажи, что ты узнал об этом мальчике из Америки.

Задание 5-6. Прослушай аудиозапись диалога Теда и Фреда, прочти и выучи его наизусть. Разыграй его по ролям с другом.

Составь собственный диалог на основе выученного и разыграйте его.

Задание 9-11, 13. Прочти рассказы Пола и Карен об их мамах. Прочитай тексты. Найди предложения, в которых рассказано о мамах кто они, что они могут делать. Запиши эти предложения. На основе рассказов Пола и Карен составь рассказ о своей маме.

Задание 12. Работа в парах – поговорите о своих бабушках и тетях.

Т.о. 11 из 15 упражнений носят полностью или частично коммуникативный характер.

Урок 18.

Задание 1. Игра «Снежный ком». Дополните список профессий.

Задание 2. Расспроси своих друзей об их родственниках.

Задание 3. Прочтите утверждения и выразите несогласие.

Задание 4. Работа в парах. Прочтите разделительные вопросы и ответьте на (разделительные) вопросы.

Задание 5-6. Прослушай запись и расскажи, где трудятся люди, изображенные на картинках. Побеседуйте друг с другом, используя картинку упр.5.

Задание 10-12. Прочитай диалог Анн и Боба о его семье, изображенной на фотографии. Скажи, верны или нет следующие утверждения (к упр.10).

Работа в парах. Возьмите фотографии своих родственников. Побеседуйте с партнером о том, кто они и где работают. Поменяйтесь ролями.

Задание 13. Напиши 4 предложения о своей семье, используя предложенные опоры.

Т.о. 10 из 16 упражнений носят полностью или частично коммуникативный характер.

Урок 19. (Резервный)

Урок 20.

Задание 1-3, 13-14. Посмотри на картинку и расскажи, кто эти животные по профессии.

Работа в парах. Задайте вопросы к картинкам о профессии изображенных на них животных.

Выскажи неверное утверждение по картинке. Попроси одноклассников не согласиться с тобой.

Посмотри опять на картинку упр.1 и расскажи о животных всё, что можешь. Придумай рассказ о семье какого-нибудь животного и нарисуй картинку.

Задание 4. Игра «Цепочка». Задай вопрос соседу о его родственниках. Сосед должен дать ответ и задать встречный вопрос, и т.д.

Задание 5. Скажи, кем хочет и кем не хочет стать твой друг.

Задание 6. Посмотри на картинки и прослушай аудиозапись, скажи, какие профессии изображены на картинках и где работают эти люди.

Задание 7-8. Прослушай аудиозапись диалога о знакомстве с Кэролл, прочти и выучи его наизусть. Разыграй его по ролям с другом. Составь свой собственный диалог и разыграй его с партнером.

Задание 11. Прочитай высказывания детей и скажи, кем они хотят быть.

Задание 15. Закончи предложения о членах своей семьи.

Т.о. 13 из 17 упражнений носят полностью или частично коммуникативный характер.

Урок 21.

Задание 1. Посмотри на картинки и скажи, кто на них изображен.

Задание 2, 9. Скажи, где работают перечисленные люди, закончите предложения. Запишите ответы.

Задание 3. Игра «Отгадай». Угадай, кем работают родственники одноклассников.

Задание 6. Прочти две истории и скажи, какая из них соответствует картинке.

Задание 7-8. Прослушай письмо из Британии и скажи, о чем оно. Прослушай письмо еще раз. Ответь на него.

Т.о. 7 из 11 упражнений носят полностью или частично коммуникативный характер.

Урок 22. (Повторение)

Задание 1. Игра «Снежный ком». Закончите список профессий.

Задание 2. Скажи, кем хотят стать дети, изображенные на картинках.

Задание 3. Работа в парах. Возьмите фотографии своих родственников. Побеседуйте с партнером о том, кто они и где работают. Поменяйтесь ролями.

Задание 4, 12. Скажи, где работают перечисленные люди. Запишите предложения.

Задание 5. Скажи, где работают твои родственники.

Задание 6-7. Прослушай историю мальчика о себе и о его семье и ответь на вопросы.

Задание 8. Представь, что ты на английском утреннике. Прочитай стихотворение, и спой песню, которые тебе нравятся.

Задание 9-10. Прочитай письмо Вовы о его семье и ответь на вопросы к нему.

Задание 11. Расскажи о своей семье.

Т.о. 10 из 13 упражнений носят полностью или частично коммуникативный характер.

Урок 23-24. (Резервный)

Урок 25. (Домашнее чтение)

Урок 26. (Самопроверка знаний)

Задание 1. Прослушай аудиозапись и выполни задание. Вырази согласие или несогласие.

Задание 2. Расскажи о себе и о своей семье. Используй в качестве подсказки пройденные аудиоматериалы.

Задание 3. Прочти письмо и ответь на вопросы.

Т.о. 3 из 4 упражнений носят полностью или частично коммуникативный характер.

Таб.1: Отношение коммуникативно-направленных заданий к общему числу

Всего

Общее количество заданий

14

13

14

15

15

Opt.

17

11

13

Opt.

Opt.

Home-reading

4

116

Из них ком-ые задания

8

10

9

11

10

Opt.

13

7

10

Opt.

Opt.

Home-reading

3

81 или 69,8%

Таб.2: По направленности коммуникативных заданий включают элементы заданий на следующие виды речевой деятельности:

№ урока

Чтение

Говорение монолог

Говорение диалог

Аудирование

Письмо

В т.ч. комб. задания

14

1

6

0

1

1

1

15

1

6

2

0

1

0

16

1

4

3

2

1

0

17

1

3

4

1

1

0

18

4

4

2

1

1

4

20

3

6

5

2

0

3

21

2

3

2

2

2

4

22

1

7

1

1

2

2

26

1

3

0

2

0

2

Итого, упр., содержащих ком-ые задания:

15

42

19

12

9

16


3. Задания направленные на подготовку в выполнению заданий ЕГЭ в УМК Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English для 4 класса общеобразовательных учреждений/ Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.

Безусловно, формирование речевых умений у учащихся невозможно без кропотливой работы над языковыми умениями и навыками, проверка которых является объектом регулярного текущего и промежуточного контроля, по результатам которого можно внести коррективы в процесс обучения, организовать дополнительную тренировку учащихся.

В ходе итогового контроля, в первую очередь, оцениваются коммуникативные навыки учащихся, т.е. их умение общаться в устной и письменной формах.

Необходимо помнить, что контроль уровня обученности в начальной школе направлен на выявление достижений учащихся и мотивирует школьников к дальнейшему изучению иностранного языка.

Ниже мы рассмотрим один из вариантов проверочной работы, формат которой хорошо знаком учащимся и приведем способ ее оценивания для выпускников начальной школы.

Исходя из содержания программы по курсу “Enjoy English” в итоговые проверочные задания в четвертом классе следует включить (с учетом соответствия текстов возрасту и интересам младших школьников):

Часть 1 (письменная)

  1. задание на Аудирование (с пониманием основного содержания). Для этого можно предложить учащимся 2 текста, один из которых – диалог.
  2. задание на проверку умения учащихся в чтении про себя, с пониманием основного содержания. Объем текста около 200 слов, он может содержать отдельные незнакомые слова.
  3. задания на проверку умений учащихся в письменной речи. Можно предложить учащимся заполнить анкету.
  4. задания на проверку лексико-грамматических знаний и умений учащихся.

Для проверки речевых умений учащихся 4-го класса в аудировании, чтении, а также лексико-грамматических знаний и навыков предлагается использовать в работе задания с выбором ответа. Задания этого типа снимают дополнительные трудности, связанные с правильным оформление высказывания, экономят время, и тем самым позволяют увеличить объем содержания, подлежащего проверке. Для проверки лексико-грамматических знаний и навыков также предлагаются задания на восстановление пропущенных слов в тексте (нужные слова расположены в рамке в произвольном порядке).

Часть 2 (устная)

  1. задания на проверку умений учащихся в говорении на заданную тему (в монологической форме).
  2. задания на проверку умений учащихся в говорении на заданную тему в диалогической форме.

В устной части для проверки умений в говорении используются задания, требующие самостоятельного устного высказывания учащегося в связи с заданной ситуацией общения или беседы с партнером по заданной теме, ситуации. Все предлагаемые темы/ ситуации знакомы учащимся.

Пример Итоговой проверочной работы для учащихся 4 классов приведен в Приложении 1.


Заключение

В данной работе были рассмотрены две проблемы.

Во-первых, отношение коммуникативно-направленных заданий к общему числу (на примере одного раздела). Основываясь на приведенных выше данных можно сделать вывод о том, что такие упражнения представлены в большом разнообразии и составляют более половины от общего числа, а для рассмотренного раздела около 69%. Из 81 задания 61 содержит элементы, направленные на развитие говорения,

15 – чтения, 12 – аудирования, 9 – письменной речи (в т.ч. 16 заданий носят комбинированный характер).

Во-вторых, рассмотрев возможность итогового контроля знаний учащихся 4-го класса на примере на примере УМК «Английский язык для 2-го года обучения. В 2-х частях./ И.Н. Верещагина, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкина, необходимо отметить возможность и целесообразность такого контроля, с подбором заданий, формат которых хорошо знаком учащимся, с учетом соответствия текстов возрасту и интересам младших школьников.


Библиография и использованные источники

  1. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Контроль обученности учащихся начальной школы английскому языку в курсе “Enjoy English”//Английский язык в школе. № 3, 2003.
  2. Клековкина Е.Е. Курс подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку./ Курс лекций/ http://eng.1september.ru/ 
  3. Слюнина И.К., Система подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку. (учитель английского языка МОУ-гимназии №12 г. Белгорода)/ http://www.it-n.ru  (Сообщество учителей английского языка)
  4. Януш И. М. Что для ЕГЭ может сделать учитель начальных классов?/ http://www.alleng.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно- развивающие программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталости на начальном этапе обучения

Целью данных программ является  развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование  позитивных качеств, развитие познавате...

Повышение уровня фонетической подготовки учащихся на начальном этапе обучения французскому языку как второму иностранному.

Примеры упражнений на повышение уровня фонетической подготовки учащихся на начальном этапе обучения французскому языку как второму иностранному....

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

Статья. Формирование музыкально-художественного мышления у учащихся класса скрипки на начальном этапе обучения.

 Начало систематического обучения музыке в ДШИ является переломным моментом в музыкальном развитии ребенка. Одной из основных задач музыкального образования является воспитание художествен...