«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, как средство повышения качества образования и развития творческого потенциала учащихся».
опыты и эксперименты по английскому языку на тему

Шикир Оксана Юрьевна

Здоровье ребенка является основой для его полноценного развития, хорошей учебы, способности противостоять различным вредным влияниям и, в конечном итоге, превращения в достойного члена общества. В системе факторов,  влияющих на здоровье школьников, качество образовательной среды играет немаловажную роль в развитии организма ребенка. Все факторы можно разделить на три категории: неизбежные, корректируемые и устранимые. Все внутришкольные факторы являются корректируемыми и устранимыми, поэтому в организации образовательного процесса по английскому языку на них направляются наибольшие усилия педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_metodicheskoy_sistemy.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема методической системы,  над которой я работаю:  «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, как средство повышения качества образования и развития творческого потенциала учащихся».  

Место апробации: МОБУ Лицей №8 г. Тынды

Период становления системы:  с 2010 года

Конечная цель: (определена на основе Государственного образовательного стандарта): Эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, повышение и поддержание мотивации к изучению английского языка, раскрытие творческого потенциала учащихся на разных ступенях обучения.

Предполагаемые результаты:

  • Повысится качество обучения, успеваемость;
  • У учащихся должна сформироваться мотивация к предмету;
  • Сформируются языковые знания и умения, которые учащиеся смогут использовать в практической деятельности;
  • Совершенствуются как навыки самостоятельной работы, так и работы в группе, умения  высказывать своё мнение, добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ) и передавать ее;
  • Изменится поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение;

Гипотеза: развитие языковых компетенций у учащихся будет наиболее эффективным, мотивация повысится, творческий потенциал раскроется, если в образовательном процессе активно использовать здоровьесберегающие технологии.

Объектом служит процесс развития языковых компетенций у учащихся.

Предметом выступает значение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

  1. По теме здоровьесберегающих технологий и компетентностного подхода мною изучены работы:

  1. Колкова М.К. Обучение иностранным языкам. - Спб.: КАРО, 2003г.
  2. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка. - М.: АСТ Астрель,     2004г.
  3. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения. - М.: Просвещение, 1991г.
  4. Докторского Я.Р. Аутогенная тренировка. - Ставрополь, 1988г.
  5. Роговой Г.В.  Верещагиной И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе. М.: Просвещение, 2000г.
  6.  http://battle.anihub.ru/viewtopic.php?id

Здоровье ребенка является основой для его полноценного развития, хорошей учебы, способности противостоять различным вредным влияниям и, в конечном итоге, превращения в достойного члена общества. В системе факторов,  влияющих на здоровье школьников, качество образовательной среды играет немаловажную роль в развитии организма ребенка. Все факторы можно разделить на три категории: неизбежные, корректируемые и устранимые. Все внутришкольные факторы являются корректируемыми и устранимыми, поэтому в организации образовательного процесса по английскому языку на них направляются наибольшие усилия педагогов.
Прежде всего, создаются условия для здорового развития детей:

1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, физкультминутки, учебная нагрузка).

2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса).

3. Формируется здоровый образ жизни.

Что касается первого условия, то на первых уроках английского языка я избегаю проведения разных видов тестирования, больше использую игровые моменты во время проведения урока. Обязательным условием проведения всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз). Учебная нагрузка соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Второе требование предполагает оценку и создание условий и технологий обучения.  Я стараюсь  использовать разные методики введения, закрепления и использования материала в речевой деятельности с учетом того, чтобы дети с визуальной, аудиальной и кинестетической системами мировосприятия одинаково хорошо освоили материал. Потому, что урок иностранного языка отличается большой интенсивностью и требует от обучающихся концентрации внимания и напряжения сил.  На уроке  я стараюсь создать такие условия, которые обеспечивают детям высокую работоспособность на протяжении всего урока и позволяют избежать переутомления.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 
     

       У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому особенно важной во время урока является смена учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, расслабления во время прослушивания песен.

1. С целью погружения в языковую среду и «разогрева» обучающихся, я начинаю урок с пальчиковой игры «Mr. Thumb».

 2. Запоминание нового материала в сочетании с двигательной активностью происходит гораздо быстрее. Поэтому введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения как верхних, так и нижних конечностей. Количество лексических единиц увеличивается от урока к уроку, следовательно, увеличивается возможность для двигательной активности. При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, то есть, они не просто рассказывают диалоги, а показывают их. Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, воображения, а также познавательных и языковых способностей. Широко используются на уроках игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической.
     2.
Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года, 23 февраля, 8 Марта, окончанию учебного года.
     3. Особую роль играет
разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке, дети занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием. Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. При подборе стихотворений и  рифмовок к уроку я обращаю внимание на следующее: важно, чтобы их грамматический и лексический материал сочетались с темой урока; преимущественно подбираю стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;

текст чаще воспроизводится в записи или проговаривается учителем, особенно в начальной школе, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.

      4. Танцевальные и музыкальные физкультминутки я провожу в младшем и среднем звене по пособию Г. Доля. Музыкальное сопровождение делает урок насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние обучающихся. Это не только знакомит детей с народным творчеством страны изучаемого языка, а также способствует развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений. “Come, my friend and dance with me” (Дети выполняют танцевальные движения).
     5.  Широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д.

   6. Игра - одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Она наиболее согласуются с детской психикой и обеспечивают условия для самовыражения и реализации. Дети очень любят играть. Но в данном случае имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху. Например:

-  при изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать  в воздухе.

- при изучении темы «Животные»: изобразить животное мимикой, жестами, голосом, движениями.

- игра «Бинго» (алфавит, цвет, цифры, животные, фрукты и овощи, одежа, город и т. д.)

 7. Песня на уроке – хороший вид релаксации, которая представляет возможность не только отдохнуть, но и служит способом для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. На примере следующих песен  можно показать изучение спряжения глагола «to have», активизацию лексики по темам: «Семья»,  «Животные».

    8. Релаксация - состояние покоя, расслабленности,  возникающее вследствие снятия напряжения. Этот вид разрядки я провожу преимущественно с обучающимися средней и старшей школы. Упражнения можно проводить под спокойную, тихую музыку.

Teacher: Imagine you can see a tree with apples on it. Try to get them. They are so high. Stand up! Take them. You can’t do it? Raise your hands up! It’s so difficult to get the apples. Jump! Is there anything in your hands? Nothing? Jump once more. Now have a rest.

     Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке я стараюсь  проводить разрядку в виде упражнений для глаз.

Teacher: Close your eyes! Open your eyes! Turn your eyes to the left; turn your eyes to the right. Your eyes up, your eyes down!  

       9. Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке. Упражнение «Шарик»: Я предлагаю детям представить, что они воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт 1234 - дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».

         Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. И, хотя традиционно считается,  что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в средней и старшей школе. 
     Учащиеся средней и старшей школы уже более серьезно и основательно изучают темы, способствующие здоровьесбережению, знакомясь с проблемами взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни. Глубоко и всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи, такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние на только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс-конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей, учебной компетенции.

      Для формирования здорового образа жизни   дети изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам:
- «Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»;
- «Климат и его влияние на здоровье человека»;
- «Спорт и здоровый образ жизни»;
- «Здоровое питание и влияние его на здоровье»;
- «Экстремальные виды спорта»;
- «Генетически-модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей»; - «Профилактика болезней»;
- «Природная среда как фактор здоровья населения»;
- «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- «Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации»;
- «Проблемы выживания в современном мире»;
- «Проблемы молодежи»;
- «Здоровье и культура общения»;
- «Труд, здоровье, долголетие»;
- «Генетические проблемы здоровья»;
- «Технический прогресс и человеческие способности».

   Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся средних классов очень нравятся ролевые игры (Больница, Аптека, Прием у врача, На рынке, Покупка продуктов, Интервью со спортсменами). Они забывают о своем психологическом дискомфорте.

   Новизна и нетрадиционность учебного материала. Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит снятию напряжения учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Вызывать интерес может, например, рассказ о каком- либо городе англоязычных стран с применением иллюстраций, либо об интересной традиции или празднике.

  Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее полно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение речевого партнера и конечно учителя.

     Каким должен быть урок с позиций здоровьесбережения? Идя на урок, я стараюсь всегда  помнить, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей), урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала). Урок  заканчиваю  спокойно, не задерживаю учащихся, не перегружаю домашним заданием.

При работе над темой были сформулированы следующие задачи:

  • Проанализировать и структурировать педагогическую деятельность в рамках системы здоровьесберегающих технологий;
  • Находить новые, эффективные способы и приемы педагогических действий в учебно-воспитательном процессе;
  • Стимулировать и организовывать различные формы деятельности учащихся;
  • Оценивать эффективность используемых форм, методов и средств педагогической деятельности;
  • Рефлексировать свою профессиональную деятельность, прогнозировать трудности и ошибки в процессе конструирования методической системы.

Продолжать работу:

  • над повышением качества образования;
  • по поиску новых форм, методов и приёмов для раскрытия творческого потенциала учащихся;

  • над повышением собственного научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания английского языка;
  • по разработке и апробации рабочих программ по английскому языку с применением здоровьесберегающих технологий;
  • по разработке методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации;
  • по изучению психолого-возрастных особенностей школьников и степени мотивации обучаемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат " Дифференцированный подход как одно из средств повышения качества знания и развития творческой активности учащихся"

В реферате раскрывается система дифференциации и технология дифференцированного подхода на уроках русского языка....

Эффективность урока иностранного языка как средство повышения качества образования

В статье рассматривается эффективность урока иностранного языка как средства повышения качества образования и мотивации учащихся в современной системе школы. Подчеркивается значение урока как...

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка как средство повышения качества знаний учащихся

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.Задача учителя состоит в том, чтобы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Современная система образования открывает новые горизонты и возможности и в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной деятельности учителя. Только  лишь, владеющий современ...

Повышение качества образования и развитие творческих возможностей учащихся путем использования современных инновационных и информационных технологий

Доклад на тему: «Повышение качества образования и развитие творческих возможностей учащихся путем использования современных инновационных и информационных технологий»...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка и формирование культуры здоровья учащихся.

Доклад на тему: "Актуальные вопросы преподавания иностранного языка в 2021-2022 учебном году."...