Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка и формирование культуры здоровья учащихся.
презентация к уроку по английскому языку

Доклад на тему: "Актуальные вопросы преподавания иностранного языка в 2021-2022 учебном году."

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Среди актуальных вопросов преподавания иностранного языка в 2021/2022 учебном году можно выделить несколько важных проблем: выбор УМК, отвечающего современным требованиям; использование современных образовательных технологий в обучении иностранному языку (электронная образовательная среда) и др. Я же считаю необходимым уделить внимание не менее важному вопросу, особенно сейчас в связи с ситуацией в мире и в нашей стране, поэтому темой моего доклада будет «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка и формирование культуры здоровья учащихся».

     Здоровье школьников вызывает тревогу и ухудшается по сравнению со сверстниками пару десятилетий тому назад. Объясняется это как        объективными, так и субъективными причинами. Ухудшение здоровья происходит чаще всего в школьные годы. Не так давно задача по сохранению здоровья являлась первостепенной для уроков физкультуры. Сейчас возникла необходимость ставить эту задачу на каждом уроке, проводимом в школе. Современный урок должен решать не только образовательные задачи, но и воспитательные, в том числе   задачу формирования у школьников понимания необходимости, желания и умения быть здоровым, другими словами «формирование культуры здоровья учащихся».

        Английский язык – это серьёзный и сложный предмет. По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. Иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной системы учащихся. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. На уроках школьникам приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию. Имеет место особая интенсификация учебного процесса, ускоренный темп работы. Поэтому, безусловно, применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка имеет первостепенное значение.

   Обратимся к словарю: «Здоровьесберегающая технология в образовании- это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых образовательным учреждением для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических и личностных состояний в рамках традиционной системы образования». Какие же значимые факторы, влияющие на сохранение здоровья и формирование у учащихся здорового образа жизни на уроках иностранного языка, можно выделить?

     Во-первых, это соблюдение гигиенических норм и правил: создание комфортных условий для занятий (соблюдение температурного режима, гигиеническая чистота кабинета, влажность, свежесть воздуха, освещение).

     Во-вторых, организация урока иностранного языка с использованием технологий здоровьесбережения и создание психологической комфортности для обучающихся.

     Для этого необходимо учитывать следующие моменты:

-        количество видов учебной деятельности. Начальные классы включают 6-7 видов деятельности, средние 5-6, старшие 4-5. Проводится смена видов работ во избежание усталости учащихся: самостоятельная работа, чтение, письмо, ответы на вопросы, слушание, работа с учебником (письменно и устно), творческие задания, "мозговой штурм” – необходимый элемент на каждом уроке. Данная деятельность способствуют развитию памяти, мыслительных операций и отдыху учеников, одновременно. Смена различных видов должна  проводиться через каждые 7-10 минут (признаки утомления появляются через 15-20 минут).

-        количество видов преподавания        (словесный, аудиовизуальный, наглядный, самостоятельная работа и пр.) должно составлять не более 3-х, их  чередование должно быть, так же, не позже чем через 10-15 минут.

-        выбор методов обучения, способствующих активизации учащихся. Такие методы, которые направлены на саморазвитие, самопознание (исследовательские методы, ролевая игра, деловая, коммуникативно- ориентированный метод и др).

В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок необходимо включать оздоровительные моменты: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.

Для проведения физкультминуток необходимо знать некоторые важные  правила:

-        Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его  содержания;

-        Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт  желаемого результата;

-        Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп  мышц.

Активное поведение учеников на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки продолжительностью 2-3 минуты через 15-20 минут после начала урока. Физкультминутки проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток могут входить:

•        упражнения по формированию осанки,

•        укреплению зрения,

•        отдых позвоночника,

•        релаксационные упражнения для мимики лица,

•        потягивание,

•        психогимнастика,

Во время физкультминутки можно применять разнообразные рифмовки, вот  некоторые из них:

***

Hands up, Hands down, Hands at side, Sit down.

***

My hands

Here’s my left hand, And here is my right, I clap them

With all my might.

***

Head, shoulders, knees, and toes, Knees and toes.

Head, shoulders, knees, and toes, Knees and toes.

Eyes and ears, and mouth and nose. Head, shoulders, knees, and toes.

Knees and toes.

Большое разнообразие рифмовок и упражнений позволяет поддерживать интерес школьников к этому виду деятельности. Когда физкультминутка заканчивается, ребята становятся более организованными и  дисциплинированными. На младшей ступени обучения используется мяч при  речевой зарядке или при постановке вопросов.

Во время обсуждения темы «Спорт и игры», можно выучить с детьми наизусть стихи о  различных видах спорта:

***

Sport is fun for girls and boys It’s much better than the toys. You can sledge and ski and skate And throw snowballs with Kate. You can swim and play football, Hockey, tennis, basketball.

***

You can jump and you can run, You can have a lot of fun

***

If it snows, if it snows

What’ll you do? What’ll you do? I’ll go skiing if it snows,

That’s what I’ll do.

If it rains, if it rains,

What’ll you do? What’ll you do? I’ll stay at you do? What’ll you do? I’ll stay at home if it rains, That’s what I’ll do.

Эти стихотворения не только развивают память, но и помогают запомнить новые слова. В рифмовке «If It Snows» ребята также повторяют придаточные условия первого типа. И, конечно же, роль учителя состоит в том, чтобы сделать акцент на том, что спорт и физическая активность делают  человека здоровым, более организованным и помогают поддерживать форму.

Кроме того, на уроках английского языка можно проводить и гимнастику для глаз, не забывая при этом повторять лексику (например, цвета, названия стран и т. д.), буквы, числа. Вы можете разместить в разных местах в классе разноцветные кружки (цветочки, буквы, числа) и попросить учеников: “Look at the yellow/ red / blue flower, please! Find the letter “H” in our  classroom, please!” А в средних классах: “Look at the map of Great Britain/the USA/ Australia / Etc.” При изучении алфавита гимнастику для глаз можно проводить следующим образом: «Нарисуйте в воздухе взглядом букву “G” / “F” / “S”» и т. д.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень  трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут еще «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них необходима психологическая поддержка.

На уроках английского языка успешно можно использовать песни, причем не только с малышами. Песня хороша на всех уровнях обучения. Через песню заучивается лексика, отрабатываются грамматические структуры, фонетика языка и т.д. Слова песни можно сопровождать еще и соответствующими движениями. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это  своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна пауза, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.

       Также одной из форм релаксации является игра. Она используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности (например, игра в мяч).     Игра – одна из важнейших форм выхода из режима высокой ментальной концентрации. В данном случае под игрой подразумевается деятельность вызывающая положительные эмоции и способствующая отдыху. Примером может служить игра-пантомима «В магазине Лондона». Учащимся дается задание «вы хотите совершить покупку, но Вам мешает языковой барьер. Используйте жесты и мимику для совершения коммуникации.»

     Другая широко-известная игра «съедобное-несъедобное» развивает у учащихся концентрацию внимания. Учитель произносит существительные, обозначающие съедобные и несъедобные предметы. Если предмет съедобный. Дети хлопают в ладоши, если несъедобный, топают ногами.

      Определенный интерес у учащихся вызывает игра на отгадывание задуманного слова, различные конкурсы-состязания, например, «Кто больше знает слов»; занимательные задания: «Найди третье лишнее», «Чтение до первой ошибки», «Чтение с различной силой голоса» (громко, шепотом); ролевые игры: «Разговор по телефону».

Еще пример: игра «Stille», аналог «молчанки», которая помогает развивать умение слушать. Данная игра не только улучшает эмоциональное состояние учащихся и преподавателя, но и создает период легкого отдыха.

     Другим важным фактором сбережения здоровья во время процесса обучения это – новизна и холистичность учебного материала. Некоторая степень непредсказуемости изучаемого материала способствуют снятию напряжения учащихся, воздействуя на эмоциональную его сторону. Для этого подойдут следующие материалы: страноведческая информации, использование иллюстраций, слайдов, видео, рисование, сказочных персонажей. Например, учащимся дается задание изобразить предметы, о которых они услышат в зачитанном тексте, на бумаге. Другой вариант данного упражнения «нарисуйте словами» – например «нарисуйте  словами, какой подарок ты бы хотел получить на Новый год» и т.д. При изучении темы «Animals» детям предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями. При изучении темы «My Day» детям дается задание изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

       Использование на уроках элементов дыхательной гимнастики помогает повысить возбудимость коры больших  полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Например, упражнение

«Шарик».  Детям предлагают  представить, что они воздушные шарики. «You  are balloons»! На счёт 1234 – дети делают глубокий вдох «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!» 

     Упражнение «Лягушка». Тренировка свободного звучания голоса при движении. Присесть на корточки, прыгать по кругу, как лягушка, произнося рифмовку, стихотворение или скороговорку. Прыжок должен совпадать с произнесением ударных слогов в словах. Во время прыжков дыхание свободное.

      Упражнение «Эхо». Развитие диапазона и силы голоса. Дети встают в круг. Начинающий упражнение подносит руки как рупор к губам и произносит фразу громко, следующий произносит её тише и т.д. последний произносит фразу шёпотом, при этом сохраняя интонационный рисунок фразы.

      Используя такие технологии в образовательном процессе, можно научить детей решать стоящие перед ними проблемы, избавить от ненужных волнений, научить вести правильный образ жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются необходимой помощью , они  способствуют самоопределению и самореализации ребенка, вводят ученика в образовательное поле с повышенной мотивацией и, что самое главное, без потерь для здоровья.

     Перечисленные выше способы эмоциональной и физической разрядки учащихся на занятиях по иностранному языку не являются исчерпывающими. Задача каждого креативного педагога состоит в поиске новых, наиболее эффективных форм работы, позволяющих не только достигнуть образовательных целей, но и сохранить и укрепить здоровье школьников.

     Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

     Перечисленные выше факторы, приемы и методы позволяют учителю успешно интегрировать учебный процесс с активной динамической нагрузкой, повышают умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка, повышают качество образования по предмету, прививают учащимся навыки здорового образа жизни, укрепляют и сохраняют здоровье школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: практическое пособие /

В.Ф. Базарный. – М.: АРКТИ, 2005. – 176 с.

2.        Герасименко, И.В. Физкультпаузы в коррекционных классах /

И.В. Герасименко // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 1. – С.45.

3.        Жаркова, Т.И. Разрядка на уроке французского языка / Т.И. Жаркова

// Иностранные языки в школе. – 2008. – № 8. – С.63.

4.  Маджуга А.Г., Салимова Р.М. и др. Таксономия технологий здоровьесберегающей педагогики. //Здоровье и образование в 21 веке. – 2014. - №4. – С.178-182

5.         Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121 с.

6.        Советова, Е.В. Эффективные оздоровительные технологии /Ростов-на/Д: Феникс,2007-285 с.

7.        Шляхтова, Г.В. Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка / Г.В. Шляхтова // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 2. – С.34.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Панорама педагогических идей и находок «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка и формирование культуры здоровья учащихся».

Слайд 2

Значимые факторы, влияющие на сохранение здоровья учащихся: соблюдение гигиенических норм и правил; организация урока иностранного языка с использованием технологий здоровьесбережения ; создание психологической комфортности для обучающихся.

Слайд 3

Для организации урока иностранного языка с использованием здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать: - количество видов учебной деятельности. Начальные классы включают 6-7 видов деятельности, средние 5-6, старшие 4-5. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (признаки утомления появляются через 15-20 минут). - количество видов преподавания (словесный, аудиовизуальный, наглядный, самостоятельная работа и пр.) должно составлять не более 3-х, их чередование должно быть, так же, не позже чем через 10-15 минут. - выбор методов обучения, способствующих активизации учащихся. Такие методы, которые направлены на саморазвитие, самопознание (исследовательские методы, ролевая игра, деловая, коммуникативно- ориентированный метод и др ). - в целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок необходимо включать оздоровительные моменты: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.

Слайд 4

Формы, виды и приёмы физической и эмоциональной разрядки на уроках иностранного языка: физкультминутки, динамические паузы игры, занимательные задания песни дыхательная гимнастика минутки релаксации гимнастика для глаз

Слайд 5

Физкультминутки включают: • упражнения по формированию осанки • укреплению зрения • отдых позвоночника • релаксационные упражнения для мимики лица • потягивание • психогимнастика

Слайд 6

Примеры рифмовок во время физкультминуток: Hands up, Hands down, Hands at side, Sit down. *** My hands Here’s my left hand, And here is my right, I clap themWith all my might. *** Head, shoulders, knees, and toes, Knees and toes. Head, shoulders, knees, and toes, Knees and toes. Eyes and ears, and mouth and nose. Head, shoulders, knees, and toes. Knees and toes . *** Sport is fun for girls and boys It’s much better than the toys. You can sledge and ski and skate And throw snowballs with Kate. You can swim and play football, Hockey, tennis, basketball. *** If it snows, if it snows What’ll you do? What’ll you do? I’ll go skiing if it snows, That’s what I’ll do. If it rains, if it rains, What’ll you do? What’ll you do? I’ll stay at you do? What’ll you do? I’ll stay at home if it rains, That’s what I’ll do.

Слайд 7

Примеры игр и занимательных заданий: «В магазине Лондона» «Кто больше знает слов» «Угадай задуманное слово» «Найди третье лишнее» «Чтение до первой ошибки» «Разговор по телефону» «Чтение с различной силой голоса» (громко, шёпотом) «Съедобное – несъедобное» игра « Stille » ( аналог «молчанки»)

Слайд 8

Примеры упражнений для дыхательной гимнастики: упражнение «Шарик». Детям предлагают представить, что они воздушные шарики. « You are balloons »! На счёт 1234 – дети делают глубокий вдох « Breath in !» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают « Breath out !» упражнение «Лягушка». Тренировка свободного звучания голоса при движении. Присесть на корточки, прыгать по кругу, как лягушка, произнося рифмовку, стихотворение или скороговорку. Прыжок должен совпадать с произнесением ударных слогов в словах. Во время прыжков дыхание свободное. упражнение «Эхо». Развитие диапазона и силы голоса. Дети встают в круг. Начинающий упражнение подносит руки как рупор к губам и произносит фразу громко, следующий произносит её тише и т.д. последний произносит фразу шёпотом, при этом сохраняя интонационный рисунок фразы.

Слайд 9

Примеры упражнений гимнастики для глаз: Разместить в разных местах в классе разноцветные кружки (цветочки, буквы, числа) и попросить учеников: “ Look at the yellow / red / blue flower , please ! Find the letter “H” in our classroom, please!” В средних классах : “Look at the map of Great Britain/the USA/ Australia / е tc .” При изучении алфавита гимнастику для глаз можно проводить следующим образом: «Нарисуйте в воздухе взглядом букву “G” / “F” / “S”» и т. д. Дети по команде учителя медленно переводят свой взгляд с одного предмета на другой. Look left, right Look up, look down Look around. Look at your nose Look at that rose Close your eyes Open, wink and smile. *** One, two, three, four. Look at the window, look at the door, Look at the ceiling, look at the floor. One, two, three, four.

Слайд 10

Перечисленные выше факторы, приемы и методы позволяют учителю успешно интегрировать учебный процесс с активной динамической нагрузкой, повышают умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка, повышают качество образования по предмету, прививают учащимся навыки здорового образа жизни, укрепляют и сохраняют здоровье школьников.

Слайд 11

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила учитель МБОУ Ерофеевской ООШ Бережнова С. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о значимости применения здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка.

План.1. Концепция здоровьесберегающего образования.2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.3. Культура здорового образа жизни личности.4. Оп...

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, как средство повышения качества образования и развития творческого потенциала учащихся».

Здоровье ребенка является основой для его полноценного развития, хорошей учебы, способности противостоять различным вредным влияниям и, в конечном итоге, превращения в достойного члена общества. В сис...

Формирование ценностного отношения студентов к здоровью в процессе профессиональной подготовки в ССУЗе. Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка.

Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

В данной работе рассматриваются принципы применения здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка....

«Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка»

Что мы понимаем под «здоровьем учащихся» и как это связано с уроками иностранного языка? Я постараюсь ответить на эти вопросы в своей статье. Почему же возникает необходимость в формировании особой, щ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках плавания как средство формирования культуры здорового образа жизни.

 Использование бассейна в оздоровительной работе является мощным  фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих ...