Специфика обучения английскому языку в начальной школе.
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Белова Любовь Александровна

Ответы на вопрос о целях иноязычного образования в начальной школе, трудностях обучения  и их причинах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetsifika_obucheniya_angliyskomu_yazyku.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

« СПЕЦИФИКА  ОБУЧЕНИЯ  АНГЛИЙСКОМУ  ЯЗЫКУ

                               В  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ »

В чем значимость  и основные цели иноязычного образования в начальной школе?

    Язык – является элементом культуры народа, и  поэтому иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира ,повышает уровень гуманитарного образования, способствует формированию личности. ИЯ расширяет лингвистический кругозор учащихся, формирует культуру общения, содействует общему речевому развитию учащихся.

     Начальный этап обучения ИЯ   во многом определяет успех овладения предметом в последующие годы. Именно на нем реализуется методическая система ,положенная в основу обучения ИЯ , с первых шагов учитель входит в эту систему и осуществляет учебный и воспитательный процесс.

      Процесс овладения младшими школьниками ИЯ будет успешным, если изучать ИЯ дети начинают в возрасте до 9 лет. Раннее обучение ИЯ на фоне родного языка считается необходимым по следующим соображениям:

   1). Это наиболее сензитивный период жизни человека к усвоению нового.

   2). У младших школьников ещё присутствует игровая мотивация, что позволяет использовать её при обучении и сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы.

   3). Освоение нескольких языков развивает и расширяет смысловое поле ребенка, развивает его языковое чутьё, закладывает прочный фундамент для формирования у учащихся способности к межкультурному общению.

   4). Как показывают многочисленные исследования психологов (А.А, Леонтьев, Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович ), алгоритм осознания родного языка лежит в основе познавательной деятельности при усвоении второго языка.

         Ведущая цель иноязычного образования – коммуникативная, (т.е. формирование элементарных умений в говорении, аудировании, письме и чтении, а также использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.) В процессе достижения коммуникативной цели реализуются:

        - воспитательная цель обучения  ( это воспитание интереса к ИЯ, умение внимательно слушать собеседника, вежливо реагировать, устанавливать добрые отношения между людьми; воспитание культуры

чтения, навыков интеллектуального труда; осуществление эстетического воспитания средствами ИЯ.)

                             - образовательная цель обучения ( усвоение слов и грамматики ИЯ , филологического и общего кругозора учащихся, изучение культуры другой страны.)

                             - развивающая цель обучения ( развитие познавательной сферы и эмоциональной речи в целом, мотивационной сферы.)

 С какими трудностями  обычно сталкивается учитель при обучении детей рецептивным видам иноязычной речевой деятельности – аудированию и чтению? В чём причина этих трудностей?

   Аудирование и чтение относятся к рецептивным видам речевой деятельности, т. к. происходит восприятие – понимание ( активная переработка информации ) речевых сообщений - через слуховой канал при аудировании, через зрительный канал - при чтении .

    В процессе обучения детей аудированию и чтению я периодически сталкиваюсь со следующими трудностями.

Трудности при обучении аудированию и чтению

Причины  трудностей обучения аудированию и чтению

1.        Научить группу учащихся                        удерживать внимание на прослушиваемом тексте.

1.Организационно – дисциплинарные проблемы: при включении аудиозаписи повышается эмоциональность уч-ся, отвлекаемость.                                     2.Не достаточная мотивация уч-ся: не верное целеполагание задания.              

2.  Научить детей понимать звукозапись с первого предъявления.

1.Дети отвлекаются и не сразу включаются в слушание.

2.Диалоги воспринимаются сложнее монолога.

3.Высокий темп речи говорящего.

4. Не всегда качественная запись на кассете.

5.Не всегда удается снять трудности по прослушиванию текста.

6.Звукозапись воспринимается труднее, чем речь учителя, когда не видят говорящего: его мимику, артикуляцию, выражение глаз, лица

3.Научить учащихся правильно обращаться со звукозаписью (для использования дома).

1.Не располагаю временем на уроке для этого.

4.Научить сознательной технике чтения: по ключевому слову.

1.Излишняя опека учителя: боязнь ошибочного чтения учащимися слов, поэтому прошу сначала читать за мной, что мешает формировать чтение на осмысленной основе.

С какими трудностями сталкиваются  дети при овладении аудированием и чтением? Чем они обусловлены?

     В процессе овладения аудированием и чтением учащиеся могут испытывать следующие трудности:

Трудности овладения уч-ся аудирования и чтения

Причины трудностей овладения чтением и аудированием

1. Не слышат разницы  в звуках ([e], [ae], в их долготе [i], [I:] и т. д.

1.Не развит фонематический слух.

2.Не улавливают большие речевые единицы, теряют смысл слушаемого текста.

1.Не хватает концентрации внимания, отключает внимание от слушания.

2.Не может делить воспринимаемый текст на смысловые отрезки.

3.Не запоминают длинные звуковые цепочки.

1.Не достаточно развита слуховая память.

4.Фантазируют, домысливают  то, чего нет в сообщении.

1.Не могут быстро переключить внимание с помехи на основное содержание.

2.Не умеют выделять главное.

5.Не понимают того, что читают, и каждое слово читает как отдельно взятую единицу.

1.Для начинающих характерно послоговое чтение, они еще не научились объединять их в смысловые группы.

2.В тексте есть лексико – грамматический материал, предварительно устно не изученный (более 5 % слов).

3.Дети предварительно не просматривают текст (не читают про себя).

6.Возникают трудности ,связанные с графическими и орфографическими особенностями ИЯ (буквы не похожи  на русские и по-разному читаются, в зависимости от положения в словах (man – name, day – rain, pencil – cat ).

1. Не усвоены основные правила чтения: чтение сочетаний гласных, чтение в открытом и закрытом слоге и т.п.

Формирование у детей орфографической грамотности и письменной речи на ИЯ.

     Письмо тесным образом связано с другими видами речевой деятельности – прежде всего с чтением, т.к. и письмо и чтение пользуются одной графической системой языка, при помощи которой обеспечивается опосредованное (через текст) общение. Продуктом этого вида речевой деятельности является текст, предназначенный для прочтения другими людьми. Письменная речь – это процесс выражения мыслей в графической форме. Он базируется на графической и орфографической системах ИЯ,

     Письмо и письменная речь в иноязычном образовании в начальной школе является средством и целью обучения.

      В обучении английскому языку на начальном этапе письмо играет большую роль. Оно способствует более прочному усвоению лексико – грамматического материала и совершенствованию умений чтения и устной речи.

       На первом году обучения учащиеся должны усвоить технику письма, научиться писать буквы, овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи.

        Орфография – это правописание или система правил использования письменных знаков при написании слов. Английская орфография отличается от русской. Здесь много буквосочетаний в лексике, которые имеют несколько звучаний в разных позициях, несоответствия между звучанием слова и его графическим изображением (right – write) и т.п.

        Запись устно усвоенного материала рассматривается как учебная деятельность, которая помогает учащимся в овладении английским языком. Письмо помогает фиксировать в памяти графические комплексы, т.к. при письме работают зрительный, слуховой, речедвигательный , моторный анализаторы. Всё это создаёт благоприятные условия для запоминания.

        Овладение письменной грамотной речью так же необходимо для учащихся, т.к. существует такая форма контроля, как письменный контроль, необходимый для выявления не только речевых навыков , лексики ,но и знания грамматических форм (ГИА, ЕГЭ и др. формы контроля).

         Письмо, как уже было сказано, является целью обучения, т. к. является продуктивным видом речевой деятельности развивающим языковую личность школьника, готового к межкультурному общению на ИЯ с учетом различных ситуаций общения.

Какие универсальные действия должны являться предметом формирования в начальной школе в первую очередь?

               Я считаю, что формируя одни универсальные действия, мы одновременно формируем и остальные блоки действий. Любая деятельность характеризуется в некотором роде «круговоротом», когда появляется мотив, порождающий цель, которая формирует ряд действий, направленных на достижение цели. В свою очередь, в процессе действий возникают новые мотивы, а затем и новые цели и действия и т.д.

                Процесс деятельности можно соотнести с блоками универсальных учебных действий:

          Д  Е  Я  Т  Е  Л  Ь  Н  О  С  Т  Ь:

1.Возникает МОТИВ, он порождает>

2.  ЦЕЛЬ, которая формирует >  

3.ДЕЙСТВИЯ, которые осуществляются в процессе взаимодействия в социуме >и порождают новые >>>

4.НОВЫЕ

МОТИВЫ

И т. д.

1.Блок ЛИЧНОСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ

2.Блок РЕГУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

3.Блок ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

                На начальном этапе обучения очень важны – познавательные действия.

         Познавательные универсальные действия – это:

Общие учебные действия

Логические действия

Действия по постановке и решению задач

Выделение и формулирование познавательной задачи, выбор необходимой информации, осознанное и самостоятельное построение речевого высказывания на ИЯ, выбор языковых средств, рефлексия деятельности по овладению ИЯ, смысловое чтение.

Анализ, синтез, сравнение и выведение правил построения речи, установление причинных и следственных связей, выдвижение гипотез.

Формирование проблемы творческого и поискового характера, её самостоятельное решение.

                                         

               Этот блок действий, на мой взгляд, является предметом формирования в начальной школе в первую очередь. Во-первых, умение решать познавательные проблемы и задачи является важнейшим познавательным универсальным действием, которое призвана формировать система образования в начальной школе. Решение речевых и коммуникативных задач является и целью и средством овладения младшими школьниками иноязычной речевой деятельностью.

                 Это подтверждается фактом, что при переходе из начальной школы в 5 класс уч-ся имеют трудности  (неумение самостоятельно учиться : планировать свою деятельность , ставить цели и достигать их, оценивать процесс и результат своей деятельности по овладению ИЯ ). Эти же трудности испытывают и выпускники школ. Причины – в начальном образовании. Таким образом, начальная школа должна обеспечить формирование основных компонентов учебной деятельности и развитие универсальных учебных действий.

                   Во-вторых, регулятивный блок учебных действий, хотя и отражает содержание ведущей деятельности младшего школьника – учебной деятельности, и его развитие является важной задачей начального образования, не может быть первоначальным предметом формирования в начальной школе.

                   Основы регулятивной деятельности начинают формироваться у детей ещё в дошкольном образовании. Согласно данным психологов, к моменту поступления в школу у ребенка уже сформирован ряд умений, являющихся показателем сформированных регулятивных универсальных учебных действий.

                     В – третьих, по мнению автора З. Н. Никитенко, личностный блок действий является ведущим, он включает личностное самоопределение и действия смыслообразования в нравственно – этическом контексте.

                     Процесс обучения ИЯ должен быть построен на взаимодействии игровой, учебно-познавательной, музыкальной, художественной деятельности. Это даст возможность доминировать внутренним учебно-познавательным мотивам. А усиление мотивационной стороны изучения ИЯ происходит за счёт овладения детьми эффективными способами и приемами деятельности.

                     И наконец, коммуникативные действия обеспечивают социальное взаимодействие при условии - умения точно выражать свои мысли на ИЯ, планировать общение на ИЯ, владения определенными навыками языкового общения и т. д. Поэтому решение коммуникативных задач является целью овладения младшими школьниками иноязычной речевой деятельностью, как новым способом общения. Совместная деятельность развивает коммуникативные универсальные действия.

                      Итак, в ходе формирования одних универсальных учебных действий развиваются и остальные блоки действий, но в первую очередь в начальной школе следует формировать познавательные универсальные действия.

Формирование межкультурной компетенции младших школьников.

         Формирование межкультурной компетенции ( способности и готовности принимать участие в диалоге культур на основе принципов сотрудничества, взаимного уважения , терпимости к культурным различиям) очень актуально в современном мире.

        Россия – государство, в котором проживают 176 народов, наций и национальных групп. В России наряду с русским языком, общение осуществляется более чем на 160 языках. Это дает возможность отдельной личности осознать актуальность изучения языков международного значения и языков народов, проживающих рядом с ней. Важно формировать у уч-ся чувство гордости по поводу своего двуязычия / многоязычия.

         В современном обществе формирование межкультурной компетенции у младших школьников необходимо, поскольку оно поможет ребенку:

            1. Правильно воспринимать привычное и чужое (испытывать гордость за свою страну, культуру, уважение к чужой культуре).

            2. Быть открытым для других культур.

            3. Расширить свою индивидуальную картину мира (узнать об  образе жизни, поведении носителей языка).

            4. Приобрести новые знания, расширить свой кругозор.

          Иными словами, процесс формирования межкультурной компетенции имеет развивающий и воспитательный характер, т.е. имеет образовательную и гуманистическую ценность.

           В наши дни активно расширяется международное сотрудничество и контакты людей, интенсивно развивается межкультурный обмен. В этих условиях важно, чтобы многообразие языков и культур не препятствовало диалогу между представителями разных сообществ.

           Именно языковое образование формирует не только коммуникативную компетенцию, но и межкультурную как способность к диалогу культур.

           

Наиболее актуальная методическая проблема начального иноязычного образования.

            Я считаю, что наиболее актуальной методической проблемой является – развитие самостоятельности младших школьников.

           Самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке  и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

           Самостоятельность личности связана  с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя: 1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов – необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий; 2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям. Такое определение самостоятельности дает психологический словарь.

            Исследователь А. Г. Асмолов утверждает, что слабое место школы – её неспособность научить школьников самостоятельно учиться, а слабое место языкового образования – неспособность начального иноязычного образования обеспечить достаточную готовность уч-ся к успешному включению в иноязычную речевую деятельность более сложного уровня.

             Психологи считают, что несформированные учебно-познавательные мотивы, низкая любознательность и активность уч-ся, трудности регуляции учебной деятельности и школьной адаптации обусловлены не сформированными учебными действиями.

               А мы знаем, что «универсальные учебные действия»- это умение учиться, это способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому уч-ся необходимо вооружить рациональными приемами учения, формировать у них умение пользоваться средствами изучения ИЯ: учебником, грамматическим справочником, словарем, магнитофоном и т.п. Без воспитания культуры умственного труда, а также четкого планирования самостоятельной систематической работы - овладеть ИЯ не представляется возможным даже на уровне требований программы.  Уч-ся должны уже на начальном этапе усвоить, что их успехи в овладении  ИЯ будут определяться тем, как они будут заниматься им сами на уроке и во внеурочное время. Умение учиться, самостоятельно работать над языком, развиваться  и самосовершенствоваться субъект может при сформированных учебных действиях.

                 Осмысление данной методической проблемы должно протекать в личностно - ориентированной стратегии обучения, где учитываются факторы, которые влияют на процесс овладения детьми ИЯ, а также индивидуальные особенности каждого уч-ся, и осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку в условиях коллективных форм обучения.

           Также обучение самостоятельности в начальной школе должно идти с использованием проектной деятельности. Она является актуальной в начальной школе, т.к. идет период интенсивного личностного развития уч-ся. Уч-ся самостоятельно планируют и реализуют работу. Это творческий процесс поиска разрешения проблемы, где ребенок самостоятельно переносит знания, умения и навыки в новую ситуацию. Здесь уч-ся не являются пассивным исполнителем воли учителя. Иными словами, выполняя проект, каждый ученик имеет возможность проявить свою фантазию и творчество, активность и самостоятельность.

             Организация самостоятельной работы уч-ся – является условием их саморазвития.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика обучения английскому языку в начальной школе

С наступлением нового века изменился социокультурный контекст изучения ин.языка в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции, профессиональная значимость на рынке тр...

Специфика обучения английскому языку в начальной школе

С наступлением нового века изменился социокультурный контекст изучения иностранного языка в России. Значительно возросла их образовательная и самообразовательная функции, профессиональная значимость н...

Статья "Специфика обучения английскому языку в начальной школе"

                    «Специфика обучения...

Специфика обучения английскому языку в начальной школе

В данной работе я попыталась обобщить свой опыт преподавания английского языка в начальной школе. Материал представлен в виде вопросов и ответов...

Специфика обучения английскому языку в начальной школе.

Специфика обучения английскому языку в начальной школе....