Система упражнений и методических приемов как средство контроля и формирования навыков письменной речи на английском языке
методическая разработка по английскому языку на тему

Мокроусова Татьяна Ивановна

Данная статья предназначена для учителей иностранного языка. Она поможет при организации урока иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upr._angl._yaz.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Система упражнений и методических приемов как средство контроля и формирования навыков письменной речи на английском языке

Автор: Мокроусова Татьяна Ивановна, учитель иностранного языка.

Для формирования навыков письменной речи как аспекта иноязычного коммуникативного общения были поставлены следующие цели:

  1. Формировать у учащихся коммуникативную компетентность.
  2. Расширять словарный запас за счёт работы над словообразованием и чтения аутентичных текстов.
  3. Формировать у учащихся умения практически пользоваться письмом как способом общения, познания и творчества.

Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:

– формирование у учащихся необходимых графических навыков, доведение их до автоматизма;
– формирование речемыслительных навыков и умения формулировать мысль согласно стилю письменной работы;
– совершенствование языковой и компенсаторной компетентности;
– расширение социокультурной компетентности;
– формирование интеллектуальной готовности создавать содержание письменного сообщения.

Кроме того, следует учитывать, что обучение письменной речи может быть как целью. Так и средством обучения, так как этот процесс помогает овладеть другими видами речевой деятельности.

Рассматривая письменную речь в трех плоскостях: исполнения (графическое изображение), выражения (речи) и содержания (мышления), обучение письменной речи предполагает овладение орфографией и выполнение тренировочных (языковых) упражнений в письменной форме, т.е. обучение письму, а также речевые упражнения для обучения составлению письменного сообщения, письменно-речевые упражнения в работе с печатным текстом, упражнения, обусловленные процессом чтения, аудирования и устного общения.

Для формирования графико-орфографического аспекта письменной речи можно использовать следующие упражнения:

Обучение орфографии.

  1. Напишите букву. Многократно повторяя ее в изолированном положении, в сочетании с другими указанными буквами.
  2. Найдите среди данных пары строчных и прописных букв и напишите их.
  3. Расположите все буквы в алфавитном порядке и запишите их.
  4. Соотнесите печатные буквы с письменными.
  5. Найдите данную букву в словах, выпишите эти слова.
  6. Соотнесите транскрипцию с указанными словами, напишите слова в необходимом порядке.
  7. Сгруппируйте слова по звукобуквенным соответствиям.
  8. К транскрипции слова подберите его написание.
  9. К слову подберите его транскрипционное обозначение.
  10. Сгруппируйте слова по буквам алфавита.
  11. Выберите из списка слова, которые содержат заданную букву или буквосочетания.
  12. Вставьте пропущенные в словах буквы.
  13. Исправьте ошибки в написании слов.
  14. Расставьте буквы в слове в нужном порядке и запишите его.
  15. Прочтите все слова в соответствии с правилами чтения, запишите их.
  16. Выпишите из списка слова, которые читаются не по правилам.
  17. Прослушайте слова, отметьте в карточках слова, которые не были произнесены и наоборот.
  18. Сгруппируйте слова по правилу чтения.
  19. Сгруппируйте слова по частям речи.
  20. Выберите из текста слова, имеющие общие корни или другие словообразовательные элементы с русскими, проанализируйте их, соотнесите значения.
  21. Сгруппируйте все формы слова вокруг исходного.
  22. Выпишите из текста все слова, обозначающие предмет, действия и т.п.
  23. Образуйте существительные от глаголов и т.п.
  24. Преобразуйте количественные числительные в порядковые.
  25. Запишите слова по памяти (проверка знания тематической лексики и орфографии).
  26. Выполните зрительно-слуховой диктант (найдите слово на доске, в списке, тексте и запишите).

Для того чтобы научить учащихся использовать письмо в коммуникативных целях необходимо сформировать навыки, обеспечивающие выражение мыслей в письменной форме. Главной особенностью упражнений, формирующих речевые навыки, состоит в переключении произвольного внимания учащихся с формальной на смысловую сторону высказывания, которому способствует определенный уровень автоматизации действий с языковым материалом.

Письменные тренировочные языковые упражнения.

  1. Ответьте на вопросы в письменной форме.
  2. Выберите и запишите правильный ответ на вопрос (из списка).
  3. Соотнесите утвердительные предложения с вопросительными, отметьте различия в порядке слов.
  4. Поставьте вопросы к выделенным словам в предложении, определите тип вопроса.
  5. Поставьте вопросы к предложению, запишите их.
  6. Раскройте скобки в предложении.
  7. Подставьте слова в предложения.
  8. Вставьте в предложения необходимые слова, используя в качестве подсказки русские слова.
  9. Расширьте либо сократите предложение по образцу.
  10. Составьте ряд из 5 предложений, добавляя в каждое по новому члену предложения.
  11. Составьте предложения по образцу.
  12. Составьте предложение из набора слов.
  13. Объедините несколько предложений в одно и наоборот.
  14. Трансформируйте прямую речь в косвенную и наоборот.
  15. Выпишите из текста предложения, иллюстрирующие определённые грамматические явления.
  16. Объедините разрозненные реплики диалога и перепишите их в форме единого, логического текста.
  17. Составьте связный текст из данных предложений.
  18. Определите “лишние” предложения в тексте.

Успешное выполнение речевых упражнений свидетельствует о достаточном усвоении изучаемых языковых явлений. Они приучают учащихся пользоваться изученным материалом спонтанно, без сосредоточения внимания на его форме. Задания к речевым упражнениям предусматривают развитие умений логически осмысливать воспринимаемую информацию, критически оценивать события, выделять главное, умение дать личностную оценку, аргументировать свою точку зрения, комментировать, используя элементы оценочного характера.

Речевые упражнения для обучения написанию письма.

  1. Определите адресатов названных форм письменного обращения.
  2. Выпишите из письма различные способы выражения благодарности и признательности.
  3. Сгруппируйте речевые формулы из данного списка на выражающие подтверждение получения письма, надежды на скорый ответ, окончание письма и т.п.
  4. Сравните схемы различных писем с текстами и соедините их.
  5. Составьте детальную схему писем, используя опорные мысли и ключевые слова из текстов.
  6. Просмотрите тексты писем и определите их коммуникативную задачу.
  7. Определите характер каждого письма (личное, семейное, деловое, проблемное; с выражением благодарности, поздравление, приглашение и т.д.).
  8. Определите характер письма по его структуре (описание, сообщение, повествование, уведомление, выражение благодарности и т.д.).
  9. Определите средства изложения мыслей в разных по стилю и характеру письмах; отметьте способы перехода от одной мысли к другой.
  10. Укажите средства обращения к адресату, средства выражения отношения автора и оценки событий, описываемых в письме.
  11. Проанализируйте образцы оформления писем и конвертов, заполните ряд конвертов и листов бумаги для письма.
  12. Проанализируйте несколько писем по вопросу оформления, найдите и исправьте ошибки.
  13. Составьте письмо по предложенному плану, ориентируясь на конкретный тип адресата, коммуникативную задачу и ситуацию написания письма.
  14. Составьте письмо по плану, используя образцы ключевых фраз и слов.
  15. Составьте письмо проблемного характера (письмо-сообщение, письмо-описание, письмо-рассуждение, письмо-повествование), используя соответствующий стиль, подбирая речевые клише, соответствующие ситуации общения.
  16. Напишите письма разным адресатам, внося изменения в один и тот же текст с учетом характера и структуры письма.

Письменно-речевые упражнения для работы с печатным текстом.

  1. Выпишите из текста предложения с ключевыми словами, которые раскрывают тему.
  2. Озаглавьте абзацы текста.
  3. Составьте тезисы к каждой смысловой части текста.
  4. Выпишите из текста 7-10 наиболее значимых с точки зрения содержания предложений.
  5. Составьте план пересказа текста по ключевым словам.
  6. Составьте сжатый пересказ текста.
  7. Составьте письменное высказывание – рассуждение относительно содержания текста, учитывая при этом характер адресата.
  8. Составьте письменное высказывание на основе плана содержания.
  9. Составьте письмо-описание на основе иллюстраций по заданной теме.
  10. Извлеките из текста информацию в соответствии с планом; целевой установкой; учитывая мотив автора сообщения, особенности адресата.
  11. Подготовьте тематическое или проблемное сообщение в письменном виде для последующего устного воспроизведения.
  12. Подготовьте тезисы для устного публичного выступления по определенной проблеме, включите в выступление содержательный материал текста.
  13. Составьте конспект содержания текста, укажите ключевые слова согласно содержания текста.
  14. В соответствии с планом устного выступления составьте его конспект, используя конкретный текст или подборку текстов по проблеме.

Письменно-речевые упражнения для обучения другим видам речевой деятельности.

Чтение на иностранном языке.

  1. Выпишите из текста встречающиеся впервые слова и словосочетания по теме (проблеме).
  2. Параллельно с чтением текста составьте тезисы, запишите определения, толкования, формулировки, мнения по проблеме, поднятой в тексте.
  3. Сформулируйте письменные ответы на вопросы, поставленные автором, учитывая вид чтения – просмотровое, ознакомительное, изучающее.
  4. Выпишите из текста необходимую информацию согласно задаче и ситуации чтения.
  5. Сделайте письменный обзор по проблеме, используйте различные источники на иностранном языке.
  6. Составьте аннотации по статьям специального журнала (подборки текстов по проблеме).
  7. Составьте письменное сообщение, включающее новую информацию по теме или проблеме, используйте необходимую литературу.
  8. Изложите свое отношение к проблеме, используя фактический материал из текста.
  9. По аналогии со статьей или ее структурой подготовьте письменное сообщение по теме.

Восприятие иноязычной речи на слух.

  1. Составьте конспект прослушанного текста по заранее предложенному плану/ ключевым словам/ тезисам.
  2. Дополните предложения, используя содержание информации в процессе ее прослушивания.
  3. Расставьте предложения в том порядке, в каком они следуют в тексте.
  4. В процессе восприятия текста на слух запишите ответы на предтекстовые вопросы.
  5. В процессе прослушивания текста сообщения запишите материал для последующего его воспроизведения.
  6. В соответствие с указанной задачей запишите интересующую вас информацию.

Восприятие письменной речи.

  1. Систематизируйте имеющуюся в письме информацию, составьте план письма.
  2. Ответьте в письменной форме на вопросы, поставленные в письме.
  3. Отвечая на вопросы, поставленные в письме, прокомментируйте их, выразите свое отношение.
  4. Оформите своё ответное письмо, учитывая коммуникативную задачу, определенную в письме.
  5. Напишите собственное инициативное письмо, согласно поставленной коммуникативной задачи.

Инициативное письменное общение.

  1. Назовите и опишите различные ситуации письменного обращения к кому-либо.
  2. Ответьте на письменное обращение к вам в соответствии с коммуникативной ситуацией.
  3. В соответствии с одной и той же коммуникативной ситуацией составьте различные письменные обращения, учитывая разные роли адресатов.
  4. Составьте письменное обращение с определенной коммуникативной задачей в конкретной проблемной ситуации.
  5. В процессе устного общения сделайте записи, заполните бланк, напишите записку, сделайте заметку на память, внесите адрес в записную книжку, запишите планируемую работу.

Устное общение.

  1. Составьте список вопросов для обсуждения с собеседником.
  2. Составьте тезисы для беседы или устного сообщения в заданной ситуации общения.
  3. Подготовьте на основе письменных заметок устное выступление.
  4. Подготовьте устное выступление по проблеме, используя данный фактический и цифровой материал.

Письменный перевод.

  1. Выполните письменный перевод отдельных предложений.
  2. Выполните последовательный перевод устного сообщения на основе письменных заметок.
  3. Выполните письменный пересказ русского текста на английском языке.
  4. Составьте аннотацию русского текста на английском языке.
  5. Переведите фрагменты текста с русского на английский язык, используя список слов по теме.
  6. Выполните письменный переводной диктант.

Содержание письменного речевого произведения определяется его коммуникативной задачей: обращение за помощью, запрос информации, передача информации, выполнение делопроизводственных формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого потенциала человека. Содержание также определяет и его форму. К ним относятся: поздравительные открытки, телеграммы, записки, вывески, этикетки, подписи к рисункам, объявления-инструкции, объявления-информации, меню, реклама, приглашения, личные письма, деловые письма, автобиографические сведения, характеристики, заполнение бланков и анкет, справки, рецепты, дневниковые записи, конспекты, заметки в стенную газету, рецензии на книгу, отчеты о наблюдениях, анкетировании и т.п.

Для развития навыка, формирующего содержательный аспект письменной речи, применяю следующие упражнения:

  1. Письменно изложите содержание прочитанного текста по памяти.
  2. Письменно изложите содержание прослушанного текста по памяти.
  3. Изложите свое отношение к проблеме в виде записей в дневнике.
  4. Изложите содержание текста по предложенному плану.
  5. Напишите отчет о проделанной работе.
  6. Напишите сочинение по теме в соответствии с планом.
  7. Составьте письменные предложения по решению определенной проблемы или вопроса.

Чтобы научить детей правильно оформлять письменную речь, разбираться во всём разнообразии форм письменных высказываний, научить их наполнять форму верным содержанием, необходимо вести кропотливую непрекращающуюся работу. Хорошие возможности для этого даёт диктант. В своей работе использую как репродуктивные, так и творческие диктанты. Диктанты начинаю проводить с первых уроков в 5 классе. Для лучшего запоминания слов детям предлагается самим составить словарный диктант, вставить пропущенные буквы в словах, исправить ошибки в написании слов, большой популярность пользуются задания типа “Магический квадрат” и др. Считаю, что диктант – один из эффективных методов контроля, т.к. позволяет быстро и чётко организовать проверку знаний учащихся всего класса.

Активно использую задания, развивающие творчество учащихся. Опыт показывает, что навыки английской письменной речи формируются успешнее по той теме, в процессе изучения которой системно используются творческие задания: изложения, сочинения, очерки (собственный взгляд на вещи и явления), групповой проекты, рассказы, стихи. Полезным и достаточно эффективным заданием является подражание образцу. Например, в 11 классе по теме “Inventions That Shook the World” даны образцы рекламы на бытовые приборы, используя их, учащиеся составляют свои. Подобные задания развивают креативные способности учащихся, творческую ”инициативность” учащихся; формируют навыки сотрудничества и сотворчества; создают возможность для самовыражения, проявления собственной индивидуальности; повышают осознание учащимися собственной значимости, уверенность в собственных силах и сознательное отношение к изучаемому материалу.

Выполнение разноуровневых творческих заданий не только способствует усвоению учебного материала, но и усиливает мотивацию учащихся, повышает их самооценку, ориентирует на успех.

Список литературы 

  1. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе./ Под редакцией А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова; – М.: Педагогика, 1991г
  2. Е.И. Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному общению. Пособие для учителей иностранных языков. М.: Просвещение, 1985г.
  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006г.
  4. Примерные программы по иностранным языкам начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. 2005г.
  5. Р.П. Мильруд. Методика обучения иноязычной письменной речи. – Иностранные языки в школе, 2001, №3
  6. С.А. Искрин. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. – Иностранные языки в школе, 2004, №2.
  7. Воронова Е.Г. Готовимся к единому государственному экзамену. Английский язык. – М. Дрофа, 2004.
  8. Английский язык: тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Серия “Единый госэкзамен”. Ростов н/Д: “Феникс”, 2003г.
  9. Северинова Е.Ю. ЕГЭ. Английский язык: Раздаточный материал тренировочных тестов. СПб.: Тригон, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системы упражнений англоязычных методистов, направленные на формирование навыков письменной речи.

 В аттестационных требованиях к овладению иностранными языками учащимися к концу базового курса обучения говорится, что они должны владеть элементарной коммуникативной компетенцией в области письма – ...

Методическая работа "Формирование навыков письменной речи на среднем этапе обучения английскому языку"

Данное методическое пособие дает краткий теоретический обзор наработок по теме. Содержит практическую часть, написание писем личного характера, эссе, критерии оценивания раздела "Письмо".В насто...

Формирование навыков диалогической речи на английском языке

Не секрет, что обучение диалогической речи очень трудоемкий процесс. Чтобы облегчить эту работу, предлагаю комплекс упражнений, направленных на формирование и развитие навыков говорения....

Контроль и развитие умений письменной речи на английском языке

итоговая работа на дистанционных курсах повышения квалификации...

Формирование навыков письменной речи: написание эссе на английском языке.

Письмо в методическом плане длительное время считалось «золушкой методики» и было почти полностью устранено из процесса обучения. При коммуникативно-ориентированном подходе в обучении уделялось больше...