Развтие умений монологической речи на иностранном языке.
статья по английскому языку на тему

Иноземцева Нина Дмитриевна

В настоящее время роль обучения устноречевому общению трудно переоценить. Устная речь в целом и говорение как ее неотъмлемая часть выходят на первый план.Учащиеся разных  возрастов,приступая к изучению иностранного языка, прежде всего хотят научиться говорить на этом языке. В статье уделяется внимание развитию навыков монологической речи как одной из важных составляющих при подготовке к разделу "Говорение" на ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

       

   

                                       

                         

 Выступление на конференции  методического объединения учителей  гуманитарно – эстетического  цикла.

Тема выступления: «Развитие  умений монологической  речи на иностранном языке».

      Роль говорения в процессе обучения иностранному языку.

    Когда – то в России интеллигенция могла свободно говорить и писать на нескольких иностранных языках, и это было нормой. Во многих семьях жили гувернеры и гувернантки, чаще носители языка. В годы советской власти иностранные языки не играли очень важной роли. В период существования «железного занавеса» иностранные языки прочно заняли место одного из обязательных школьных предметов с чтением на первом месте.

    Важная деталь. При обучении говорению 10 – 15 лет назад важен был монолог: контакты граждан нашей страны с представителями различных мировых культур были достаточно ограниченны ( в основном международные конференции, симпозиумы, семинары; личные контакты не поощрялись). Сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки диалога значительно возросли.

    В настоящее время роль обучения устной речи в целом и говорению как ее неотъемлемой части – на первом плане. Учащиеся, приступая к изучению иностранного языка, стремятся прежде всего научиться говорить. Не очень далекая перспектива сдачи  ЕГЭ по иностранному языку как обязательному предмету и уже свершившийся факт включения говорения в экзамен играют исключительно важную роль.

Характеристика успешности формирования навыков говорения и определение возможных трудностей.

   Навыки говорения не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, следовательно, должны быть уроки, направленные на развитие навыков говорения.

 Положительные характеристики уроков формирования устноречевых умений

1.Ученики говорят подавляющую часть урока. Учитель направляет и моделирует различные формы речевого взаимодействия.

2.Все учащиеся принимают равное участие  в общении. Учитель  умеет вовлечь в общение даже слабоуспевающих.

3.Учащиеся хотят говорить. Уровень мотивации очень высок.

4. Языковой уровень соответствует реальным возможностям данной группы.

                                                  Возможные проблемы

1.Ученики стесняются говорить на ИЯ, боятся сделать ошибки.

2.Учащимся нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них нет достаточной информации по данному вопросу и на родном языке.

3.Учащиеся не понимают речевую задачу.

4.У учащихся не хватает языковых и речевых средств  для решения поставленной задачи.

5.При  парных и групповых формах работы учащиеся часто переходят на использование родного языка и допускают много ошибок.

Возможные пути преодоления трудностей при подготовке и  проведении уроков говорения.

1.Боязнь совершить ошибку, стеснительность, чрезмерная критика.

Чтобы минимизировать это отрицательное явление, учителю следует создать атмосферу доброжелательности и доверия.

Для этого:

- Не бояться признавать свои  собственные ошибки. Человек не может знать всего, но он может узнать.

- Не позволять учащимся резко критиковать друг друга.

- Шире использовать коллективные формы работы (парные, групповые, проектные), где успех каждого отражается в успехе всей группы и наоборот.

- Использовать различные источники создания мотивации.

                                  Источники создания мотивации

1.Целевая мотивация: ясное осознание цели выполнения каждого задания.

2. Мотивация успеха. Любой человек, а особенно подросток, болезненно переживает «неуспех», но если предмет «удается», его изучают с большим интересом. Мотивация в изучении  ИЯ значительно возрастет, если знания реализуются не только на уроке, но и во внеклассной работе.

3. Страноведческая мотивация: дает возможность обратить внимание на различные проявления национальных особенностей иной культуры.

4. Эстетическая мотивация. Следует уделить особое внимание оформлению кабинета, качеству используемых пособий, картин, слайдов, а также культуре оформления записей на доске, в тетрадях.

5. Инструментальная мотивация. Каждый ученик имеет свои любимые формы и виды работ. Необходимо дать возможность каждому ученику максимально выразить себя в любимом виде работ.

2. Нечего сказать по обсуждаемой теме. Не хватает языковых или речевых средств.

 Для решения данной проблемы необходимы опоры  содержательного и речевого плана:

- Уроки развития навыков говорения должны опираться на уже сформированные лексические и грамматические навыки в рамках изучаемой темы.

- Ученикам необходимо знать и уметь использовать различные формы связи речи (знать речевые клише, союзы, вводные структуры, реплики реагирования).

- Важна содержательная и языковая ценность тренировочных упражнений.

- Важен учет межпредметных связей.

- Большую роль играют опоры вербального и невербального характера.

3.Ученики не понимают речевую задачу.

Чтобы этого не случилось, необходимо:

- четко представлять, какую разновидность монолога/ диалога хотелось получить бы на выходе;

- вспомнить условия создания соответствующей речевой  ситуации (реальные, проблемные, условные ситуации);

- заранее сформулировать речевую установку, постараться сделать ее лаконичной и четкой;

- при необходимости подготовить дополнительные опоры (карточки, картинки, схемы и т.д.);

- планировать опрос/ распределение ролей, пар, групп по силам;

- помнить о возможности взаимного обучения и взаимопомощи.

4.Один говорит – остальные молчат.

Чтобы избежать этого, надо:

- шире использовать групповые и  парные режимы работы на уроке;

- создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок, все заняты делом: слушают, записывают, считают, зарисовывают и т.

             Обучение монологу. Его разновидности и характеристики.

Разновидности диалога:

- приветственная речь;

- похвала;

- лекция;

- рассказ;

-характеристика;

- описание;

- обвинительная или оправдательная речь и т.д.

Характеристики  монолога:

- соответствие речевой задаче;

- непрерывный характер;

- логичность;

- смысловая законченность;

- выразительность.

Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей.

 Существует два основных пути обучения монологу:

1. «сверху вниз»

2. «снизу вверх»

Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй – без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики.

                                        Путь «сверху вниз»

Преимущества:

Во – первых, текст имеет достаточно четкую речевую ситуацию. Уже на дотекстовом этапе учащиеся комментируют его заголовок, предвосхищают содержание текста. Задания после текста предполагают установить логико – смысловые связи речи, способы аргументации и т.д.:

- Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.

- Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста.

- Доказать, что…

- Определить основную идею текста.

- Охарактеризовать…

- Кратко изложить содержание текста.

- Составить аннотацию к тексту.

- Рассказать текст от лица главного героя.

- Придумать другой конец.

Во – вторых, аутентичные тексты различных жанров  являются образцом для подражания, основой для составления собственных речевых высказываний по образцу.

                                           Путь « снизу вверх»

Монолог строится без опоры на конкретный текст.

Данный путь может быть выбран на среднем и старшем этапах обучения, когда языковой уровень по обсуждаемой теме достаточно высок. Предполагаемые монологи могут строиться на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранном языках.

Чтобы получить желаемый уровень монолога, нужно быть уверенным в том, что:

- у учащихся есть необходимый информационный запас по теме;

- уровень языка достаточен для обсуждения данной темы;

- у учащихся есть необходимый лексический запас средств (согласия, несогласия, передачи или запроса информации;

- учащиеся владеют речевыми умениями.

Далее были приведены примеры практического использования данного материала в курсе обучения начальной и средней ступени (3- й, 5-й и 8-й классы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование навыков монологической речи на немецком языке в прошедшем повествовательном времени (Imperfekt) на основе текста “Баварский период жизни выдающегося русского поэта Ф.И. Тютчева”»

Цель:совершенствование умения работы с текстомразвитие навыков высказывания собственного мнения по темеупотребление в речи прошедшего повествовательного времени Imperfekt на уже известном из уроков ли...

Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке

Материал предназначет для учителей иностранных языков...

«Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке»

Доклад на заседание МО учителей английского языка   «Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке»...

План-конспект урока с целью развития умений чтения с полным пониманием и умений монологической речи

Урок разработан на основе аутентичного текста с соблюдением международных требований к уроку коммуникативной направленности...

Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке

Современная международная обстановка, информационный взрыв, международная экономическая и политическая интеграция обуславливают вовлечение всё возрастающего числа специалистов в разных областях науки ...

Технологическая карта урока для 8 класса "Совершенствование навыков монологической речи по теме "Язык тела"

Конспект урока анлийского языка для учащихся специализированных школ, занимающихся по учебнику "Звездный английский"....

Статья: "Развитие умений монологической речи на иностранном языке в основной школе."

Научиться ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку....