Статья: "Развитие умений монологической речи на иностранном языке в основной школе."
статья по английскому языку (9, 10, 11 класс)

Сальникова Татьяна Владимировна

Научиться ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_umeniy_monologicheskoy_rechi.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие умений монологической речи на иностранном языке в основной школе».

Научиться ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку.

В связи со сменой парадигмы общего образования на личностно- ориентированную, изменились требования к владению монологической речи.

Личностно-ориентированное образование развивает те качества личности, которые помогут школьнику занять в жизни активную, ответственную, «авторскую» позицию. Личностно-ориентированный подход способствует развитию и саморазвитию личности, т.к. базируется на учете ее возрастных и индивидуальных особенностей. Монологическая речь в свою очередь является одним из главных средств выражения своей индивидуальности, своего «Я».

Обучение монологической речи может стать более эффективным в результате оптимизации функционирования специфического для человека речевого механизма. Данный механизм представляет собой многоярусный  комплекс, в котором выделяют 4 основных компонента: побуждение (стимул к высказыванию); общий смысловой образ; внутреннюю пространственную схему лексико-грамматического оформления и внешнюю временную реализацию.

Изучение психологических особенностей обучающихся на завершающем этапе основной школы позволило сформулировать следующие характеры стимулов к речевой деятельности.  

  1. Провокационный или провоцирующий. Общение является естественной потребностью человека, но на уроке сложно «разговорить» школьника. Современные дети часто полностью «выключаются» из учебного процесса и занимаются делами, важными в их понимании. Неожиданно поставленная задача или вопрос на важную для них тему способны спровоцировать  его на разговор.
  2. Конкурентный или сопернический. Простимулировать желание школьника высказаться на иностранном языке на ту или иную тему можно, создавая ситуацию соперничества в процессе подготовки к монологическому высказыванию.

  1. Познавательный. Природная любознательность и даже любопытство детей может  способствовать проявлению интереса к исследованию и созданию высказывания по определенной теме.
  2. Личностно-направленный. Склонность подростка к познанию самого себя или же потребность поделиться чем-либо сокровенным может послужить стимулом к речевой деятельности.
  3. Коммуникативный. Школьники в большинстве своем, испытывают потребность в общении, в высказывании своего мнения, своих впечатлений.
  4. Побудительный  или агитационный (убеждение, команда, просьба). Основой для монологического высказывания может служить необходимость убедить слушателей в чем-либо, побудить партнера к действию.
  5. Информационный. Разница в уровне информированности по теме способна стимулировать общение.
  6. Эмоционально -чувственный. Свойственное подросткам данного возраста стремление оказать психологическую помощь или моральную поддержку, выразить негодование или недовольство чем-либо стимулирует речевое взаимодействие.

Для того чтобы монологическое высказывание школьника соответствовало таким качествам МР как целенаправленность, логичность, структурность которые признаются неотъемлемыми для монолога, следует соотнести его содержание с определенным функционально-смысловым типом. Каждый тип монологического высказывания имеет четкую структуру (композицию) и предполагает использование определенных средств выражения.

Такие качества монологической речи, как логичность, структурность, целенаправленность, самостоятельность, выразительность, оказывают влияние на личность обучающегося не только в плане его отношения к процессу обучения, но и формируя его жизненные позиции в целом.

Литература

  1. Бондаренко Е. В. «Личностно- ориентированное образование» М. Педагогика 1997 №4 с.11-17
  2. Долгова Л. А. Материалы к эксперименту по теме  «Методика измерения и оценки уровня сформированности умений в монологической устной  речи учащихся». М. Просвещение, 1984,
  3.  Якиманская И. С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе»  М,2000.

Преподаватель цикла гуманитарных

и специальных дисциплин:                                              (Сальникова Т.В.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе

В настоящее время нельзя переоценить значение иностранного языка в современном обществе. Школа всегда выполняла социальный заказ общества и естественно, что школьный процесс обучения изменялся в...

Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением роли письменной речи, содержанием обучения письму на современном этапе развития образования. Раскрываются возможности письма для всестороннег...

Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке

Материал предназначет для учителей иностранных языков...

«Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке»

Доклад на заседание МО учителей английского языка   «Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке»...

Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе

В работе говорится о необходимости развития письменной речи, о ее целенаправленном и систематическом контроле, о творческом подходе в формировании навыков письма и в огромном разнообразии заданий, кот...

Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке

Современная международная обстановка, информационный взрыв, международная экономическая и политическая интеграция обуславливают вовлечение всё возрастающего числа специалистов в разных областях науки ...

Развтие умений монологической речи на иностранном языке.

В настоящее время роль обучения устноречевому общению трудно переоценить. Устная речь в целом и говорение как ее неотъмлемая часть выходят на первый план.Учащиеся разных  возрастов,приступая к из...