Современный урок в соответствии с ФГОС
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Тихонова Лариса Валерьевна

Данный материал является теоретической разработкой, характеризующей основные требования к современному уроку, его этапы, отличие от традиционного урока, критерии анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План доклада.

1. Актуальность выбора темы.

2. Теоретическое обоснование темы.

3. Практические результаты работы.

4. Заключение.

5. Список используемой литературы и ресурсов.

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

 мы украдем у детей завтра ».

 Джон Дьюи.

1. Современное образование предъявляет к педагогу новые требования.  Но можно сказать, что эти новые требования предъявляет к нам сама жизнь. Сегодняшние дети совсем не похожи на тех, кого мы учили 20 и 10 и даже 5 лет назад. События стремительно сменяют друг друга, и каждое новое поколение детей растёт в новом мире. Нам сложно успеть за этими переменами, потому что мы привыкли жить по-старому. И нам сложно перестроиться в работе, потому что нас учили учить по-другому. Мы попадаем в сложную ситуацию, когда должны научить детей жить в мире, которого не знаем сами. Дети нас не слышат и не понимают, но не потому что не хотят, а потому что им нужен другой способ подачи информации. Раньше учитель открывал для ребёнка дверь в неизведанный мир. Сейчас ему трудно чем-то удивить  даже младшего школьника, потому что информация яркая, красочная каждый день льётся мощным потоком с экранов телевизоров, компьютеров, телефонов, планшетов. В такой ситуации государство изменило нашу задачу в образовании, поставив во главу угла развитие учебных действий ребёнка. Чтобы он самостоятельно мог отбирать и усваивать нужную информацию. Можно сказать, что мы переживаем революцию в образовании. Ещё очень много нерешённых проблем и задач. А пока они решаются, мы с вами должны учить детей. Поэтому меня больше интересует практическая сторона всех новшеств, конечный продукт, предъявляемый учителем обучающемуся, а именно, современный урок. 2. Главные признаки современного урока – это

индивидуализация обучения: развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;

на уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования;

реализуется системно-деятельностный подход;

используются современные образовательные технологии.

Деятельность учителя

для подготовки к уроку учитель пользуется сценарным планом урока

для подготовки к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, опыт коллег.

Этапы направленны на самостоятельное добывание знаний учащимися.

Более половины урока самостоятельная деятельность учащихся.

Ведущая форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся – групповая, индивидуальная.

образовательная среда создаётся учащимися.

результаты обучения – предметные, метапредметные, личностные.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

 

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода:

1. Урок «открытия» нового знания.
2.Урок рефлексии.
3. Урок общеметодологической направленности.
4. Урок развивающего контроля.

3. Я решила сделать разработку урока «открытия» нового знания, так ка в нём наиболее полно представлены все возможные этапы учебной деятельности.

К уроку, согласно современным требованиям была подготовлена технологическая карта.

Это новый вид методической продукции, который позволяет эффективно и качественно организовывать учебную деятельность.

В технологическую карту включены:

- название темы с указанием часов на её изучение;

- цели освоения темы;

- планируемые результаты и формируемые УУД;

- метепредметные связи, форма работы, ресурсы;

- основные понятия темы;

Технологическая карта урока.

Предмет: Иностранный язык (английский)

Класс:

Тема: «В магазине одежды» 48урок, 1-ый по теме.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель:

Обучающая:

формирование новых лексических знаний по теме «Одежда», формирование навыков использования данной лексики в речевых и языковых упражнениях, формирование навыков построения диалога «В магазине одежды».

Развивающая: 

развитие фонетических, лексических навыков, навыка аудирования,

 развитие навыков и умений диалогической и монологической речи с использованием новых лексических единиц и речевых образцов,

развитие коммуникативных умений,

развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательная: 

воспитание положительной мотивации к изучению английского языка.

воспитание умения общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,

воспитание культуры общения.

УУД:

личностные: формирование умения мотивировать свою деятельность, оценивать свое место в системе социальных связей, формирование понимания ценности и смысла учебной деятельности, посредством  развития познавательного интереса, формирования мотивов достижения, формирование моральных норм поведения, умения оценивать свои поступки;

регулятивные: формирование умения понимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать результативность решения проблемы и пути дальнейшей работы, развитие волевой саморегуляции;

коммуникативные: формирование социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, формирование умения контролировать, оценивать и корректировать действия партнёра;

познавательные: формирование умения использовать модели для построения высказываний на английском языке, осознано строить высказывание, наиболее эффективным способом решать задачи, формировать умение осмысленного чтения, умения анализировать, синтезировать, выявлять причинно-следственные связи, обосновывать.

Планируемые результаты:

личностные: формирование готовности к саморазвитию, формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое многообразие мира,  формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; освоение социальных ролей и правил поведения, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и со взрослыми;

метапредметные:  умение самостоятельно определять цели, задачи своей познавательной деятельности и планировать пути достижения целей, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, оценивать себя в деятельности, умение обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, умение создавать и применять модели, смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

предметные: формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности: умение вести диалог этикетного характера в магазине одежды, строить небольшое монологическое высказывание, понимание на слуг небольших текстов по теме «Одежда», понимание на слух и адекватное произношение названий предметов одежды, расширение знаний о языке, лексического запаса по теме «Одежда», употребление в речи новых лексических единиц, словосочетаний, реплик-клише в беседе с продавцом магазина.

Основные понятия: лексика по теме «Одежда», речевые клише ведения диалога в магазине одежды.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир

Ресурсы: УМК “Enjoy English ” 4 класс М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева, презентация в Power Point, карточки для работы, мультимедийное приложение “Enjoy listening and playing”.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

1.Мотивирование к учебной деятельности.

- осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке.

На моём уроке это сделано посредством проверки готовности учащихся к уроку и фонетической зарядки.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии: Today we have a guest. He is Tiny. He has got only fairy tale clothes. He needs new clothes. Can we help him? Let’s go to the shop.

(p. 85, ex. 1)

На уроке мы попробовали помочь гномику Тайни выбрать одежду в магазине.

3.Выявление места и причины затруднения.

Учащиеся обнаружили недостаточность лексических знаний.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства.

5. Реализация построенного проекта.

Выбранный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Выполнив упражнение и познакомившись с новой лексикой, мы смогли помочь Тайни.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учащиеся индивидуально и в группах выполняют упражнения презентации, на карточках.

 1.Работа с презентацией. Таблички с названиями одежды необходимо доставить к соответствующей одежде.

2. Давайте разложим одежду в 3 сундука: в первый ту одежду, название которой не нуждается в переводе, во второй ту, которую мы уже знали, и в третий новую одежду.

3.Давайте поможем бабушке развесить бельё. Для этого нам надо найти своё место для каждой вещи.

4. Meet the Johnsons. Давайте познакомимся с семьёй Джонсонов поближе. Мы услышим рассказ всех членов семьи Джонсон и узнаем как их зовут. What’s the boy’s / girl’s/ mum’s /dad’s name?

5.Групповая работа на карточках. Брат с сестрой делают уборку в своих шкафах. Помогите им разложить вещи. Что получилось в шкафу у девочки\ мальчика?

6. А теперь каждая группа подберёт одежду для разного времени года.

7. Давайте попробуем угадать, что любит Хэлен носить  дома, а в чём гулять. Заполните пропуски в тексте.

8. Индивидуальная работа:in your workbooks ex.2 p.47.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Учащиеся получили задания на карточках.

 1. Аудирование. Помести букву, которая прозвучала, рядом с одеждой.

2. Разукрась одежду Мистера и Миссис Джонсон как описано в тексте.

3. Прочитай текст. Отметь верны ли утверждения.

Проверили задания самостоятельно по эталону в презентации и оценили себя. Чтобы не волновать учащихся и снять боязнь неуспеха,  я выбрала самоконтроль и самооценку.

8. Включение в систему знаний и повторение

Let’s give Tiny a piece of advice: What he can buy in our shop for different seasons.

Чтобы закрепить изученное, чтобы ваши старания не пропали, дома вы сделаете упр. 8 с. 49 в тетрадях или

 нарисуйте мне рисунок вашей семьи (можно фото) и расскажите об одежде ваших родных.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Наш урок подошёл к концу. Давайте решим, получилось ли у нас достичь цели, которую мы перед собой поставили? Сможем мы купить одежду в магазине или помочь тем, кто не знает английского языка. Что было легко? Что вызвало трудности? Что вам нужно будет повторить дома?  Над чем нам надо поработать на следующей неделе.

Основными критериями анализа современного урока являются:

- обучение через открытие;

- развитие личности;

- самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности;

- наличие дискуссий;

- способность ученика проектировать предстоящую деятельность быть её субъектом.

Все эти критерии были учтены при разработке урока.

4. Конечно, подготовка такого урока отнимает много сил и времени у педагога, но эффективность его в разы выше.

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Гораздо успешнее усваивается урок, который отправляет ребёнка в мир фантазий. Вот мы отправились назад в прошлое, а вот уже летим заглянуть в будущее, а вот показываем одноклассникам пантомиму, и они угадывают наши действия. Такие уроки остаются в памяти детей вместе с изучаемым материалом, но только если работа ведётся учителем в системе.

В заключении хотелось бы сказать, что как бы нам не хотелось изобрести универсальный рецепт для образования и воспитания наших детей, этого никогда не получится. Потому что мы с вами имеем дело не с машинами, а с уникальными людьми. Поэтому я считаю, что все методы и технологии учителя должны носить в первую очередь гуманистический характер, и приоритетом в нашей деятельности должен быть ребёнок, его благо, его личность.

Когда я решила стать учителем, уже точно не вспомню, но причины у меня были. Две мои бабушки работали в школе учителями начальных классов, и часто родители оставляли меня с ними, когда я была ещё совсем маленькой. Я помню деревянные полы в коридоре, по которым я вышагивала, пока шёл урок, эту особенную тишину, особенный запах. Атмосфера, казавшаяся мне почти волшебной, предававшая непостижимую важность происходящему в стенах школы. «Храм науки»! Кто-то сейчас, возможно посмеётся над этим выражением, но тогда, ребёнком, я понимала и чувствовала своим чистым сердцем, что так оно и есть. К сожалению, моя бабушка рано ушла из жизни, но, когда я пришла в первый класс, я обрела её снова в лице первой учительницы Тишиной Анны Григорьевны. Поэтому, когда она спросила нас первоклашек, кем мы хотим стать, я уже знала ответ. «Я буду учителем.» Это убеждение я пронесла через школьные годы, поступила в наш Курский пед. университет. Я не отступила от своего решения, когда меня уговаривала мама, когда была возможность полностью изменить свою жизнь, когда училась и работала год в родной школе без зарплаты в 98-м. И я не пожалела. Я всегда знала, что это моя судьба и мой путь. Сейчас я стараюсь дарить детям волшебство открытия новых знаний каждый день, на каждом уроке.

Позвольте мне в свою защиту сказать, что ваши обвинения совершенно не обоснованы. Человеку не нужно отдыхать от счастья. Моя работа и моя семья вместе делают меня счастливой. Они не мешают, а дополняют друг друга. Благодаря своим родным детям, глядя на класс, я вижу не ряды, а детей, которые не похожи и не должны быть похожими один на другого. И которые нуждаются все без исключения в любви и доброте. Дарить любовь и добро – это и есть миссия любого человека. Свой путь я выбрала будучи ещё ребёнком и никогда не пожалела о нём.

5. Список используемой литературы и ресурсов:

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Крутилова Лариса Ивановна  http://festival.1september.ru/articles/639414/

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

3. Иванова Майя Юрьевна Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/03/11/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyakh-vvedeniya

4. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

6 . Презентация на тему: "ФГОС НОО: требования к современному уроку."http://festival.1september.ru/articles/639414/

7. «Фундаментальное ядро содержания общего образования». - Москва «Просвещение», 2014г.

8. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» http://минобрнауки.рф/документы/543

9. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. http://festival.1september.ru/articles/527236/

Жизнь доказала мне, что нельзя подавлять человека. И что добро каждый должен творить по-своему. И что третий в пятом ряду не должен быть похож на пятого в третьем ряду... И что я, учитель, должна видеть не ряды ,а людей, которые стоят рядом или вдали друг от друга. И эта непохожесть характеров едва ли стоит принимать за несовместимость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС

презентация, отображающая типы современного урока, ресурсы современного урока, модели современного урока и их характеристики...

Мастер- класс «Системно - деятельностный подход в проектировании современного урока в соответствие требованиям ФГОС»

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развити...

Современный урок в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ. На примере коррекционно-развивающего занятия по лечебной физической культуре «Комплекс упражнений на развитие выносливости. Бег в умеренном темпе до 2,5 минут»

Методика организации учебного процесса в сообветствии  в соответствии с ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ  на примере урока (коррекционно-развивающего занятия) по  лечебной физиче...

Методика планирования современного урока в соответствии с ФГОС

Материал содержит описание планирования современного урока, также обращается внимание на отличия при планировании традиционного урока и современного....

Проектирование современного урока в соответствии с ФГОС

В материале дается характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС, разбираются типы уроков, рассматривается структура урока в рамках деятельностного подхода, предлагается создать конструкт ...

Участие во Всероссийской олимпиаде «ФГОС соответствие : Компетентность современного педагога в соответствии с ФГОС» (Диплом)

Участие в профессиональном конкурсе "Всероссийской олимпиаде "ФГОС соответствие: Компетентность современного педагога в соответствии с ФГОС"...