ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА В КОММУНИКАТИВНОМ АСПЕКТЕ (НА ПРИМЕРЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)
методическая разработка на тему

Арыштаева Наталья Владимировна

Здесь даны упражнения для формирования грамматического навыка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение грамматике - один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики. Нет сомнений, что знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком. Но неизменный вопрос последних лет – должны ли мы обучать правилам в упражнениях? Не лучше ли учащимся интуитивно осваивать грамматику в процессе коммуникативной деятельности, вместо того чтобы изучать её через специальные упражнения, направленные на усвоение того или иного правила?

В естественной среде, когда ребенок постигает родной язык, процесс обучения не ограничен временем, нет необходимости в планировании, так как рано или поздно он впитает весь языковой материал в силу жизненной необходимости. В процессе образовательного курса мы зависим от времени, да и мотивация наших учащихся ниже. Это значит, что обучение должно быть организовано с учетом наибольшей эффективности, и материал должен подаваться для решения языковых задач системно, порционно и с постоянным наращиванием умений [ Опойкова О. Н.].

Опираясь на опыт учителей иностранного языка, я пришла к выводу, что при обучении грамматике, с одной стороны, необходимо использовать коммуникативный метод как наиболее эффективный, а с другой стороны, учебные пособия предлагают мало идей для интересной, значимой и контекстуальной учебной деятельности при обучении грамматике. Предлагаемые упражнения обычно рассчитаны или на коммуникативную деятельность, развивающую беглость речи, или это просто «грамматические» упражнения по отработке структур. В результате чего новый грамматический материал не откладывается в памяти учащихся, не запоминается и не всплывает в нужный момент для решения коммуникативных задач в разных учебных ситуациях.

Успешное овладение грамматической стороной речи определяется способностями учащихся к функционально–адекватному восприятию и использованию грамматических структур в собственных высказываниях. Использование коммуникативно–ориентированных заданий на уроках иностранного языка позволяет учащимся прочно усвоить структуры предложений различных типов, временные формы глагола и успешно использовать их в повседневной практике, так как у них исчезает страх перед грамматикой.

Выбор этой темы – результат долгих раздумий о том, как сделать уроки для ребят интересными. Чтобы они приходили за знаниями без страха и без боязни, а с ожиданием нового. Чтобы уроки проходили на одном дыхании. Чтобы дети не ожидали с тоской звонка на перемену [http://festival.1september.ru/articles/516907/, Столярова Т. В.].

Таким образом, актуальность данного исследования заключается в создании благоприятных условий для учащихся с разным уровнем интеллекта, способностями и стилями обучения овладевать грамматическим материалом. Это также позволяет учащимся овладевать различными способами усвоения материала (от элементарного заучивания до поиска и нахождения грамматических закономерностей в предложенных образцах). Данная тема связывается с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей к активизации мыслительной деятельности учащихся, к обостренному восприятию мотивов учения, самого процесса осмысления основ соответствующей науки. Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих ее – удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата.

Соответственно, целью данной работы стало описание коммуникативных приемов при обучении грамматике на уроках английского языка в начальной школе. Учебная деятельность, построенная на использовании личного опыта учащихся, их мнений, чувств, идей, интересны не только потому, что высказывания могут быть непредсказуемыми, но и потому, что дети как бы раскрываются друг другу. Это не только усиливает внимание и является стимулом на уроке, но и создает доброжелательную атмосферу в классе.

При отработке модальных глаголов (can, may) дается следующее задание: вы находитесь на необитаемом острове. Из предоставленных предметов вы можете оставить себе только то, чему найдете применение на острове. Используйте модальные глаголы can, may в своих вариантах. Выигрывает тот, кто наберет больше всего предметов и найдет им применение. Еще одно задание для тренировки модального глагола (использовала в 3 классе, но можно и в других по аналогии), данное упражнение подразумевает работу в парах с помощью такой таблицы:

fly

work

cook

drive

Play football

Play computer games

dance

sing

Speak English

Your friend

His\ her mother

His\her father

Дети опрашивают друг друга, что умеют они лично, во второй строчке заполняют умения мамы, в третьей – папы. При выполнении данного задания тренируются все типы предложений (утвердительное, отрицательное, вопросительное), потом можно попросить одного из учеников рассказать о папе или маме, не называя имени, остальные должны угадать, о ком идет речь.

При тренировке прошедшего времени я использую прием «цепочки» при создании какой-либо истории: берется лист бумаги, на котором я пишу первое предложение, этот листок пускается по рядам, где каждый ученик записывает по одному предложению. Последний ученик зачитывает получившуюся историю (эмоции обеспечены). Еще один прием отработки прошедшего времени: берется старая фотография (можно скачать с интернета), с помощью наводящих вопросов выясняется история фотографии. К следующему уроку дети могут принести свои фотографии, с которыми работаем таким же образом.

В качестве речевой разминки хорошо проходят такие задания, как «да и нет не говорить» (don’t say “yes”\”no”), в процессе обучения задание можно усложнить: «да» и «нет» не говорить, черное с белым не носить. Один ученик у доски, остальные задают вопросы с целью вырвать заветные слова: да, нет, белое, черное. При отработке вопросов «все обо мне» раздаются карточки с каким-нибудь персонажем, для примера один выходит к доске, остальные задают вопросы по алгоритму: как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь и т.д, далее идет работа в парах сменного состава, целью является опросить как можно больше детей.

Little Red Riding Hood, 16

Border-of-the-Wood

Nurse

Mother and Granny

Like movies

Cooking

Cheese

Big Gray Wolf, 51

Piglet Village

Sheriff

10 adopted piglets and a sheep

Counting pigs

Nature protection

Vegetarian food

Goaty Horn, 71

Long-Lost-Farm

Shepherd

Married, 22 wives, 110 kids, 550 grandkids

Like music

Growing tulips

Cottage cheese

Tiny Thumbeline, 22

River-on-the-Dale

Princess

Married to an Elf Prince, many nieces and nephews

Like singing

Flying with elves

Pollen and nectar of flowers

Angelina Shapoklyak, 82

Fairy Land

Troublemaker

Married to the Dragon, 3 monster kids

Like jumping fences

Gossiping

Iron crust

Gennady Crocodile, 27

New Zoo Island

Troubleshooter

Single

Like swimming

Garmoshka

Galoshi

Данные задания используются уже в 3-4 классах обучения английскому языку, но начинаем мы изучать язык во втором классе, где вводится первая грамматическая структура – глагол to be (быть , находиться), упражнений на отработку представлено мало, поэтому нужны дополнительные задания. Детям очень нравится угадывать слова, картинки, при таком задании отработка данного глагола проходит на «ура». Практически на каждом уроке вводится новая лексика, картинки имеются в учебнике, но я готовлю отдельные карточки к каждому слову. Отрабатываем лексику, далее один ученик выходит к доске, берет карточку, прячет ее за спину, остальные начинают угадывать: is it a chair? Is it a boot? Is it a cook? и т.д., водящий отвечает либо “no, it isn’t”, либо “yes, it is”. При этом отрабатывается вопросительная форма глагола «is it….?», отрицательная «no, it isn’t» и положительная «yes, it is».

Каждый учитель вправе сам решать, какой метод обучения выбирать и какому грамматическому материалу обучать, если это не противоречит программным требованиям, интересам и потребностям учащихся. Но если спросить у учащихся, что им не нравится на уроках английского языка, то, скорее всего, услышим ответ: учить английскую грамматику, особенно разветвленную систему времен. Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороне речи интересным, продуктивным и творческим? Да, это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную и функциональную направленность. Этому помогают приемы работы над грамматическим материалом, позволяющие избежать однообразной, механической тренировки на уроке. Один из таких приемов – использование креативных заданий, малую часть которых я представила в данной работе. Применение коммуникативно – ориентированных заданий в обучении может помочь избежать монотонности и однообразия в работе над грамматическим материалом и сделать скучную работу более интересной и увлекательной.

Библиографический список

  1. Бархударов, Л. С., Штелинг Д. А. Грамматика английского языка [Текст]/ Л. С. Бархударов, Д. А. Штелинг. – М., 1973.
  2. Белогрудова, В. П., Белянина Н. В. Грамматика. Это интересно!// Иностранный язык в школе. – 2004 - №1 – с. 29.
  3. Беляева, М.А. Грамматика английского языка. – М., 1983.
  4. Берман, И. М. Грамматика английского языка. – М., 1993.
  5. Кауфман К. И., Кауфман М. Ю. Английский язык: Книга для учителя к учебнику Счастливый английский. ру/ Happy English. ru для 5-7 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2012.
  6. Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранного языка. – С-Пб-Минск, 2006.
  7. Крылова, И. П., Крылова Е. В. Практическая грамматика английского языка: учебное пособие. – М., 1996.
  8. Курбатова, М. Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе// Иностранный язык в школе. - №3 – с. 64.
  9. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/ Под ред. Миролюбова А.А. – Обнинск: Титул, 2010.
  10. Опойкова, О. Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка// Иностранный язык в школе. – 2005 - №8 – с. 39.
  11. Павлова, Е. А. Коммуникативный подход в обучении грамматике (на примере рифмованных текстов)// Иностранный язык в школе. – 2010 - №6 – с. 33.
  12. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., 1988.
  13. Спиридонова, Т. И. Игровые приемы для повторения пяти времен английского глагола// Иностранный язык в школе. – 2004 - №3 – с. 70.
  14. Старков, А. П. Обучение английскому языку в средней школе. – М., 1978.
  15. Сысоев, П. В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка// Иностранный язык в школе. – 2003 - №6.
  16. Сысоев, П. В. Нужна ли грамматика, а если и нужна, то какая? // Иностранный язык в школе. – 2007 - №2 – с. 31.
  17. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки) // «Методическая мозаика». Приложение к журналу ИЯШ. – 2004. - №4. – с. 3-20.
  18. Черкасова, Л. Н. Английский язык. Тесты, задания, лучшие методики. – Ростов-на- Дону, 2009.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА В КОММУНИКАТИВНОМ АСПЕКТЕ (НА ПРИМЕРЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

Арыштаева Наталья Владимировна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Копьевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Роль коммуникативного подхода при формировании грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку."

В презентации представлена проблема исследования, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи  и методы исследования. А также рассмотрены 3 этапа эксперимента....

Игра как средство формирования грамматических навыков в начальной школе

Методика обучения иностранному языку в начальной школе основывается на четырех видах работы: игре, движении, музыке и наглядности. Эти виды работы помогают поддерживать интерес к изучению языка, спосо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖАНРА СКАЗКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование грамматических навыков является одним из самых сложных вопросов методики обучения иностранному языку. Между тем автоматизм владения грамматическими явлениями имеет важное значение для исп...

Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"

Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...

Приемы формирования фонетических навыков на уроках английского языка в начальной школе.

В статье содержится обзор приемов формирования фонетических навыков на уроках английского языка в начальной школе....

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка посредством формирования грамматических навыков

статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка посредством формирования грамматических навыков"...

Формирование грамматических навыков на уроке английского языка в средней школе

Обучение грамматике является важным аспектом в изучении иностранного языка. В настоящее время она выполняет прикладную функцию, то есть выступает не целью, а средством обучения. Действительно, без дос...