Особенности обучения чтению с применением ИКТ в старших классах средней школы
методическая разработка по английскому языку на тему

Антипова Юлия Александровна

Информатизация образования значительным образом способствовала повышению компьютерной грамотности всех участников учебного процесса. Современный урок английского языка трудно представить без использования информационно-коммуникационных технологий, которые могут способствовать успешному обучению всех видов речевой деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения чтению с применением ИКТ в старших классах средней школы

Информатизация образования значительным образом способствовала повышению компьютерной грамотности всех участников учебного процесса. Современный урок английского языка трудно представить без использования информационно-коммуникационных технологий, которые могут способствовать успешному обучению всех видов речевой деятельности.

Рассмотрение особенностей обучения чтению с использование ИКТ в старших классах невозможно без анализа особенностей обучения чтению на данном этапе.

Как утверждают методисты Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез, на старшем этапе обучения осуществляется коррекция и совершенствование техники чтения [1, с. 231]. Рассматривая вопрос об особенностях обучению чтению в старших классах, Н. И. Гез говорит, что на старшем этапе обучения учащиеся овладевают приемами просмотрового чтения, а развитие ознакомительного и изучающего чтения доводиться до уровня зрелости. В этой связи, важным оказывается тезис Н. И. Гез о том, «что преемственность между отдельными ступенями обучения проявляется в постепенном усложнении задач, а также в том, что каждая предшествующая ступень подготавливает следующую: прежде, чем вводиться новый вид чтения, учащиеся на предыдущей ступени овладевают необходимыми для него приемами» [1, с. 245]. То есть, учащиеся сначала овладевают языковым материалом и приемами осуществления деятельности, и лишь после этого приступают к самой деятельности: к чтению текстов.

Эффективность обучения чтению с помощью ИКТ определяется качеством веб-заданий, разработанных учителем. Чтобы чтение с использованием компьютера выступало в качестве эффективного средства обучения, необходимо предварительно сформировать у школьников комплекс умений, составляющих в совокупности данный вид речевой деятельности. Следовательно, чтение должно выступать не в качестве средства, а в качестве цели обучения.

Решение этой проблемы не означает, однако, лишь увеличение времени для работы над этим видом речевой деятельности, а требует современного подхода к организации процесса чтения, а именно, использование качественных веб-заданий.

Текст, предъявляемый веб-заданиями, должен отвечать следующим требованиям.

Учащиеся воспринимают текст естественно, если он представляет собой реально существующий тип текста (реклама, письмо, газетная статья, инструкция, объявление и т. д). При этом важную роль играет форма предъявления текста. При создании веб-заданий тексты можно предъявлять таким образом, чтобы у школьника создалось впечатление чтения «настоящего» текста: чем ближе форма предлагаемого для чтения текста к реально существующей в естественной языковой среде, тем эффективнее будет протекать процесс чтения. Аутентичность оформления настраивает на определенный стиль изложения информации, способ ее извлечения и т.п. Убедительность тексту придадут фотографии или картинки событий, персонажей, места действия, о которых идет речь в предлагаемом тексте, историческая или географическая карта, схема. Использование возможностей мультимедиа позволяет создавать необходимый звуковой фон: разговоры, музыка, шум транспорта, что способствует лучшему пониманию событий, излагаемых в тексте, формирует навык восприятия текста на фоне разнообразных помех, естественных для реальной жизни. Кроме того, все это может послужить дополнительным материалом для заданий, пример, определить, кто изображен на картинке, кто из изображенных персонажей автор фразы, найти место в тексте, соответствующее изображению на фото и т.д.) [3, c. 1278].

При построении веб-заданий, нацеливающих старшеклассников на развитие навыков чтения, следует учитывать следующие параметры:

 культурологическая аутентичность  наличие сведений о стране изучаемого языка;

 аутентичность национальной ментальности  знание межкультурных различий;

 информативная аутентичность  значимость информации для учеников, интерес к ней, соответствие их возрасту и интеллектуальному уровню;

 ситуативная аутентичность, т. е. аутентичность жанра, персонажей, естественность обсуждения предлагаемой темы;

 реактивная аутентичность  способность вызвать эмоциональный, мыслительный и речевой отклик [3, c. 1278].

В качестве гиперссылок на другие сайты могут выступать фрагменты текста, графические изображения и другие элементы. Кроме ссылок на  текстовую и графическую информацию можно включить ссылки на аудио- и видеофрагменты. Контроль понимания прочитанного осуществлялся при соблюдении следующих требований: предложенные виды контроля те же, что и при обучении чтению на обычном занятии; используемые материалы были доступны учащимся в языковом отношении [4, c. 32].

При организации обучения чтению с применением ИКТ также необходимо уделить особое внимание одной из задач обучения английскому языку в старшей школе - ориентации выпускников на успешную сдачу Единого Государственного Экзамена по английскому языку и дальнейшего изучения учебного предмета «Иностранный язык» в языковых и неязыковых вузах [2, c. 46].

Из выше изложенного можно сделать следующий вывод: для организации обучения чтению с использованием ИКТ на уроках английского языка в старших классах необходимы: коррекция и совершенствование техники чтения, доведение до уровня зрелости навыков ознакомительного и изучающего чтения, учет возрастных и психологических особенностей развития старших школьников, аутентичность информации, предъявляемой текстом веб-заданий, подготовка к сдаче Единого Государственного Экзамена по английскому языку и дальнейшему изучению учебного предмета «Иностранный язык» в языковых и неязыковых вузах.

Список использованных источников

1. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез.  М. : Академия, 2009. – 336 с.

2. Мильруд, Р. П. Информационно-педагогические технологии в обучении иностранным языкам: сущность, история, современность /                  Р. П. Мильруд, И. Р. Максимов // ИЯШ.  2012.  № 3.  С. 3947.

3. Сильнова, Н. А. Использование компьютера и Интернет для обучения чтению на английском языке / Н. А. Сильнова // Многопрофильный университет как региональный центр образования и науки : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / Оренбургский ун-т. – Оренбург, 2009. – С. 12761279.

4. Erben, N. Teaching English Language Learners through Technology /        N. Erben, R. Ban, M. Castaneda.  N. Y. : Routledge, 2009.  220 p.



Предварительный просмотр:

Особенности обучения чтению с применением ИКТ в старших классах средней школы

Информатизация образования значительным образом способствовала повышению компьютерной грамотности всех участников учебного процесса. Современный урок английского языка трудно представить без использования информационно-коммуникационных технологий, которые могут способствовать успешному обучению всех видов речевой деятельности.

Рассмотрение особенностей обучения чтению с использование ИКТ в старших классах невозможно без анализа особенностей обучения чтению на данном этапе.

Как утверждают методисты Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез, на старшем этапе обучения осуществляется коррекция и совершенствование техники чтения [1, с. 231]. Рассматривая вопрос об особенностях обучению чтению в старших классах, Н. И. Гез говорит, что на старшем этапе обучения учащиеся овладевают приемами просмотрового чтения, а развитие ознакомительного и изучающего чтения доводиться до уровня зрелости. В этой связи, важным оказывается тезис Н. И. Гез о том, «что преемственность между отдельными ступенями обучения проявляется в постепенном усложнении задач, а также в том, что каждая предшествующая ступень подготавливает следующую: прежде, чем вводиться новый вид чтения, учащиеся на предыдущей ступени овладевают необходимыми для него приемами» [1, с. 245]. То есть, учащиеся сначала овладевают языковым материалом и приемами осуществления деятельности, и лишь после этого приступают к самой деятельности: к чтению текстов.

Эффективность обучения чтению с помощью ИКТ определяется качеством веб-заданий, разработанных учителем. Чтобы чтение с использованием компьютера выступало в качестве эффективного средства обучения, необходимо предварительно сформировать у школьников комплекс умений, составляющих в совокупности данный вид речевой деятельности. Следовательно, чтение должно выступать не в качестве средства, а в качестве цели обучения.

Решение этой проблемы не означает, однако, лишь увеличение времени для работы над этим видом речевой деятельности, а требует современного подхода к организации процесса чтения, а именно, использование качественных веб-заданий.

Текст, предъявляемый веб-заданиями, должен отвечать следующим требованиям.

Учащиеся воспринимают текст естественно, если он представляет собой реально существующий тип текста (реклама, письмо, газетная статья, инструкция, объявление и т. д). При этом важную роль играет форма предъявления текста. При создании веб-заданий тексты можно предъявлять таким образом, чтобы у школьника создалось впечатление чтения «настоящего» текста: чем ближе форма предлагаемого для чтения текста к реально существующей в естественной языковой среде, тем эффективнее будет протекать процесс чтения. Аутентичность оформления настраивает на определенный стиль изложения информации, способ ее извлечения и т.п. Убедительность тексту придадут фотографии или картинки событий, персонажей, места действия, о которых идет речь в предлагаемом тексте, историческая или географическая карта, схема. Использование возможностей мультимедиа позволяет создавать необходимый звуковой фон: разговоры, музыка, шум транспорта, что способствует лучшему пониманию событий, излагаемых в тексте, формирует навык восприятия текста на фоне разнообразных помех, естественных для реальной жизни. Кроме того, все это может послужить дополнительным материалом для заданий, пример, определить, кто изображен на картинке, кто из изображенных персонажей автор фразы, найти место в тексте, соответствующее изображению на фото и т.д.) [3, c. 1278].

При построении веб-заданий, нацеливающих старшеклассников на развитие навыков чтения, следует учитывать следующие параметры:

 культурологическая аутентичность  наличие сведений о стране изучаемого языка;

 аутентичность национальной ментальности  знание межкультурных различий;

 информативная аутентичность  значимость информации для учеников, интерес к ней, соответствие их возрасту и интеллектуальному уровню;

 ситуативная аутентичность, т. е. аутентичность жанра, персонажей, естественность обсуждения предлагаемой темы;

 реактивная аутентичность  способность вызвать эмоциональный, мыслительный и речевой отклик [3, c. 1278].

В качестве гиперссылок на другие сайты могут выступать фрагменты текста, графические изображения и другие элементы. Кроме ссылок на  текстовую и графическую информацию можно включить ссылки на аудио- и видеофрагменты. Контроль понимания прочитанного осуществлялся при соблюдении следующих требований: предложенные виды контроля те же, что и при обучении чтению на обычном занятии; используемые материалы были доступны учащимся в языковом отношении [4, c. 32].

При организации обучения чтению с применением ИКТ также необходимо уделить особое внимание одной из задач обучения английскому языку в старшей школе - ориентации выпускников на успешную сдачу Единого Государственного Экзамена по английскому языку и дальнейшего изучения учебного предмета «Иностранный язык» в языковых и неязыковых вузах [2, c. 46].

Из выше изложенного можно сделать следующий вывод: для организации обучения чтению с использованием ИКТ на уроках английского языка в старших классах необходимы: коррекция и совершенствование техники чтения, доведение до уровня зрелости навыков ознакомительного и изучающего чтения, учет возрастных и психологических особенностей развития старших школьников, аутентичность информации, предъявляемой текстом веб-заданий, подготовка к сдаче Единого Государственного Экзамена по английскому языку и дальнейшему изучению учебного предмета «Иностранный язык» в языковых и неязыковых вузах.

Список использованных источников

1. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез.  М. : Академия, 2009. – 336 с.

2. Мильруд, Р. П. Информационно-педагогические технологии в обучении иностранным языкам: сущность, история, современность /                  Р. П. Мильруд, И. Р. Максимов // ИЯШ.  2012.  № 3.  С. 3947.

3. Сильнова, Н. А. Использование компьютера и Интернет для обучения чтению на английском языке / Н. А. Сильнова // Многопрофильный университет как региональный центр образования и науки : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / Оренбургский ун-т. – Оренбург, 2009. – С. 12761279.

4. Erben, N. Teaching English Language Learners through Technology /        N. Erben, R. Ban, M. Castaneda.  N. Y. : Routledge, 2009.  220 p.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

РАБОТА С ГАЗЕТОЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Цель работы с газетным материалом: научить школьников читать, извлекать из текста информацию, вести беседу, делать сообщения по газетному материалу. При этом работа с газетой – это вид учебной д...

Особенности обучения чтению на иностранном языке в старших классах.

Статья  посвящена  особенностям  обучения  чтению в старших  классах, т.к. чтение как  вид  речевой  деятельности  и  как форма  общения  яв...

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)И...

Сценарий вечера отдыха в старших классах средней школы.

Сценарий вечера отдыха в старших классах средней школы. Тема:  Именинники   зимы....

Игра как средство обучения говорению на уроках английско-го языка в старших классах средней школы

Материал полезен с целью развития навыков устной речи у старшеклассников....