" Реализация регионального компонента в содержании школьного иноязычного образования ".
статья по английскому языку на тему

Гарипова Эльвира Радиковна

" Реализация регионального компонента в содержании школьного иноязычного образования ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regi.kompanet.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

" Реализация регионального компонента в содержании школьного иноязычного образования ".

Актуальность данной темы определяется необходимостью учета регионального компонента в содержании обучения иностранному языку с целью создания обучающего и воспитательного эффекта предмета «Иностранный язык» – научить учащихся использовать краеведческие материалы (факты истории, биографии известных людей, исторические очерки татарских писателей) в процессе иноязычной коммуникации.

В практике преподавания сложился подход, при котором иностранный язык рассматривается в основном как средство приобщения к культуре страны изучаемого языка. Вследствие этого учащиеся испытывают затруднения при передаче информации о фактах и явлениях, связанных с родной региональной культурой средствами иностранного языка, и, следовательно,  в процессе реальной коммуникации не способны раскрывать и транслировать своеобразие, сделать ее достоянием мировой культуры.

 В условиях культурного многообразия общего контекста обучения в различных регионах России встает задача сформировать у учащихся коммуникативные умения, обеспечивающие использование иностранного языка для взаимного культурного обогащения в ситуациях иноязычного общения.

Региональный компонент по иностранному языку включает в себя два аспекта: во-первых, национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса иностранного языка и который должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, осмысление школьниками национального своеобразия родного языка; во-вторых, региональный аспект, который обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того или иного региона.

Предметная сторона содержания регионального компонента отражает типичные для учащихся сферы общения: социально- бытовую, социально- культурную, учебно- профессиональную. В рамках каждой сферы общения определен круг тем, проблем и ситуаций, которые могут стать предметом рассмотрения в школе. При этом предусматривается ее углубление и расширение за счет подключения проблем, актуальных для нашей республики и страны изучаемого языка, а также проблем, связанных с профессиональными и личными интересами школьников.

Интеграция регионального компонента, может осуществляться по двум направлениям:                                                                                                              -первое направление связано с включением краеведческой информации из разных (предметных областей истории, географии, литературы, искусства) в программу изучения иностранного языка. На уроках английского языка вводится фрагментарно интересный краеведческий материал, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, историей, литературой, традициями и обычаями народов родного края. Работа с краеведческим материалом требует тщательного подбора материалов, позволяющих учащимся познакомиться с историей родного края и страны изучаемого языка, культурными и научными достижениями народов своего края и успехами представителей англоязычных стран. При использовании краеведческого материала необходимо придерживаться индивидуального подхода, стараясь полнее учитывать интересы и склонности учащихся. Предлагаемые формы учебной работы- игры, соревнования, конкурсы на краеведческом материале, составление из детских альбомов («Времена года», «Наш район» и т.д.);

-второе направление выражается в творческом переосмыслении полученной краеведческой информации, в умении конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития своего края.    

В соответствии с целями и задачами, которые ставятся перед региональным компонентом учебного плана по иностранному языку, был разработан перечень требований к сформированности социокультурной компетентности.
     В результате обучения ученик должен уметь:

 - объяснять сходства и различия в традициях своей станы, своего региона и страны иностранного языка;

- рассказывать о себе, своем окружении, своем регионе, своих планах;
- описывать особенности жизни и культуры в своем регионе;
- ознакомить  представителей  зарубежных  стран с культурой  и      достижениями своего региона;

- разъяснять региональные социокультурные реалии представителям других стран;

- выступать в качестве посредника между представителями родной (региональной) культурой и культурой страны иностранного языка.  
      Итак, учащийся в процессе обучения должен освоить три пласта культуры: родная культура, родная культура глазами иностранцев и наконец, культура страны изучаемого языка, и через нее – представление об общемировой цивилизации.

В средней школе освоение основ регионоведения в сочетании с обучением иностранному языку может делиться на начальный общеобразовательный и продвинутый, профессионально ориентированный этапы.

На начальном этапе региональные знания должны служить средством повышения общеобразовательного уровня и совершенствования владения иностранным языком. На продвинутом этапе – как средство для чтения пропедевтического специального курса, знакомящего заинтересованных в данной специальности учащихся с некоторыми понятиями «регионологии» как науки.

Основу экстралингвистического содержания такого курса составляют знания учащихся о регионе, полученные ими в первую очередь в ходе изучения школьных учебных предметов гуманитарного и естественного циклов, а также в процессе самостоятельной работы. К ним относятся географические, исторические, литературоведческие, культуроведческие и другие сведения о своём крае.

Старшеклассники должны уметь представлять родную культуру в иноязычной среде, пояснять факты родной культуры зарубежному гостю, оказывать речевую и социокультурную поддержку в ситуациях проживания зарубежных гостей в Татарстане, а также определять свою жизненную позицию в жизни Республики Татарстан и определять свое место в окружающем мире.

Таким образом, региональный компонент служит не только для того, чтобы пробудить познавательный интерес к родному краю или к стране изучаемого языка в отдельности, но и повысить качество усвоения знаний. А также для того чтобы эффективнее реализовать региональный компонент необходимо:

- сопровождать изучение материала наглядно- иллюстративными средствами, что способствует эмоциональному развитию личности;

- деятельность учащегося на уроке должна  носить субъективно- осмысленный характер, средством этому могут служить ролевые игры, применение метода проектов.

Таким образом, использование в обучении иностранному языку регионального компонента  стимулирует не только их интерес к изучению иностранного языка, но и самостоятельность, активность каждого ученика, воспитывает ответственное отношение к делу, способствует становлению личности. Между тем в стратегии модернизации в качестве главного результата рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и всего общества.

Литература по теме :

  1. Барменкова, О.И. Эффективные приемы обучения английскому языку [Текст] / О.И. Барменкова. – Пенза: 1997. – С. 245.
  2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика – 1999. – С.342.
  3. Бим, И.Л.. Об одном из возможных подходов к составлению программ по иностранным языкам [Текст] / И.Л. Бим, Т.В. Маркова // Иностранные языки в школе – 1992. – №1.
  4. Благова, Н.Г. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы) [Текст] / Н.Г Благова, Л.А. Коренева, О.Д. Родченко // Русский язык в школе. – 1993. –  №4. – С. 16-19.
  5. Бычкова, Е.В. Развитие интереса к иностранному языку у младших школьников [Текст] / Е.В. Бычкова // Иностранные языки в школе. – 2008. – №1.
  6. Воспитательный потенциал национальной культуры [Тест] // Материалы IV Всероссийской научно- практической конференции «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства». – ТГГПУ, 2007. – часть 1. – С.432.
  7.  Закон РФ «Об образовании» / – 1996. –М.
  8. Занина, Е.Л. 95 устных тем по английскому языку [Текст] / Е.Л. Занина. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  9. Зимняя, И.А. Проектная методика обучения английскому языку [Текст] /И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностранный язык в школе. –  1991. –  №3.
  10. Кокорина, Л.А. Кубановедение на уроках иностранного языка [Текст] /Л.А. Кокорина, А.А. Ищенко. – Педагог: повышение квалификации, – 2007. –  №12.
  11. Косачева, И.Г. Использование аутентичных видеокурсов в обучении английскому языку [Текст] / И.Г. Косачева, Ю. Косачева // Первое сентября. Английский язык.  – 2006. –  №3.
  12. Львова, С.И. Использование региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию [Текст] / С.И. Львова, С.Н. Ляпина // Русская словесность. – 1999. – № 2. – С.43-46.
  13. Лыжова, Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка [Текст] / Л.К. Лыжова // Русский язык в школе. – 1994. – № 4. – с.11–14.
  14. Мазур, Л.Ю. Ролевые игры [Текст] / Л.Ю. Мазур // Первое сентября. Английский язык. – 2004. –  №35.
  15.  Майорова, Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе [Текст]   / Т.М. Майорова // Русский язык в школе. – 2000. – № 4. – С.43-47.
  16.  Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка [Текст]   / Е.А. Маслыко. – Минск, 2000.
  17.  Махмутова, Е.Н. Интегрированный урок по теме "США: природа, города, население, сельское хозяйство" [Текст]   / Е.Н. Махмутова, М.Г. Батина // Иностранные языки в школе. – 1997. –  №4.
  18. Национальный проект «Образование». Первые шаги [Текст] // Труд и право. – 2006. –  №2. – С. 58-65.
  19.  Никитенко, З.Н. О некоторых возможностях использования лингвострановедения в обучении английскому языку детей 6-9 лет [Текст] / З.Н. Никитенко, О.М. Осиянова // Начальная школа. – 1994. – №9.
  20. Остапец, А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе [Текст] / А.А. Остапец. – М.: 1995.
  21.  Панасюк, Х.Г.  Германия: Страна и люди [Текст] / Х.Г. Панасюк. – Мн.: Высшая школа. – 1998.
  22.  Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов  [Текст] / И.П. Подласый.– М. – 1999.
  23. Салихова, А. Этнокультурный диалог в процессе обучения иностранному языку [Тест] / А. Салихова // Сборник научных трудов преподавателей и студентов кафедры английского языка и методики его преподавания «Межкультурный аспект исследования и преподавания иностранных языков». – ТГГПУ, 2009. – выпуск 3. – С.264.
  24.   Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие [Тест]  / С. А.Смирнов. – М.: Академия, 1998.
  25. Солодухина, Г.К. Этнокультурное образование: категории, принципы, системы [Текст] / Г.К. Солодухина // Вестник. – 2005. – №2. – С. 89-96.
  26. Сысоев, Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка [Текст] / Л.В. Сысоева // Иностранные языки в школе. – 2001. – №4.
  27. Суворова, Г.Ф.  Средства обучения и методика их использования в начальных классах [Текст] / Г.Ф. Суворова.  – М. – 1990.
  28.  Тамбовкина, Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса "Иностранный язык и регионоведение" [Текст] / Т.Ю. Тамбовкина // Иностранные языки в школе. –1996. –  №5.
  29.  Тамбовкина, Т.Ю. Региональный материал на уроках немецкого языка [Текст]  / Т.Ю. Тамбовкина // Иностранные языки в школе. – 1995. – №1.
  30. Фахрутдинов, .А.М. Программа курса История Кукморского края [Текст] / А.М. Фахрутдинов – Кукмор, 2007. – С.255.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В статье авторы делятся собственным опытом реализации регионального компонента общего географического образования...

Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».

Личностно-ориентированное обучение  – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентированного образ...

Аттестационная работа. Реализация регионального компонента в условиях естественнонаучного лицейского образования.

Изучение окружающего мира позволяет учителю в более доступной форме в процесс обучения от частного к общему и от общего к частному, вести учащихся от непосредственного наблюдения за объектом или явлен...

Национально-региональный компонент в содержании дополнительного образования.(Теоретические заметки)

Национально-региональный компонент в содержании дополнительного образованияспособствует формированию личности выпускника как достойного представителя города, умелого хранителя,пользователя и создателя...

Элективный курс «Великий Шелковый путь и регионы России» - как средство реализации регионального компонента исторического образования

   За последние десятилетия миллиардный Китай стремительно преодолел вековую отсталость и в начале третьего тысячелетия вырвался на оперативный простор динамического и поступательного...

Механизмы, средства и результаты реализации языковой политики в школьном иноязычном образовании в странах Европейского союза

В статье даётся обзор действующих и действенных механизмов и средств для реализации языковой политики индивидуального многоязычия в общей Европе. Механизмами являются регулярно издаваемые рекомендации...