Методическая разработка на тему: Методы духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках иностранного языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Шаршакова Анна Николаевна

Проблема духовно-нравственного воспитания становится все более актуальной. Какими бы нам хотелось видеть своих обучающихся? Мы уверены, что каждый отвечая на этот вопрос скажет: порядочными, честными и справедливыми. А что мы - преподаватели делаем для того, чтобы привить все эти качества нашим обучающимся? Одна из приоритетных задач образовательного учреждения – это способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций и эстетического вкуса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шаршакова Анна Николаевна

Преподаватель иностранного языка ГБПОУ«Колледж малого бизнеса №4»

ind8@ya.ru

Методическая разработка на тему: Методы духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках иностранного языка


Аннотация

Проблема духовно-нравственного воспитания становится все более актуальной. Какими бы нам хотелось видеть своих обучающихся? Мы уверены, что каждый отвечая на этот вопрос скажет: порядочными, честными и справедливыми. А что мы - преподаватели делаем для того, чтобы привить все эти качества нашим обучающимся? Одна из приоритетных задач образовательного учреждения – это способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций и эстетического вкуса.

Ключевые слова

английский язык, воспитание, иностранный язык, нравственность, среднее профессиональное образование


В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность для нашего общества – это не развал экономики и даже не смена политической системы, а то что, к сожалению, ныне материальные ценности доминируют над духовными, что приводит к деградации личности. У молодых людей искажается представление о доброте, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. За счет снижения истинных духовных и национальных ценностей, характерных для российского менталитета, широкий размах приобрела ориентация молодежи на западную культуру. Также постепенно утрачиваются формы коллективной работы.

Цели воспитания неразрывно связаны со всеми общеобразовательными предметами, изучаемыми в современной общеобразовательной школе. И одним из важнейших предметов, который формирует культурно-нравственный облик ребенка, несомненно, является иностранный язык. Так, одним из важных направлений реализации федерального государственного образовательного стандарта является воспитательный компонент. К нему относится интеллектуальное, гражданско-патриотическое, творческое, а также духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственная составляющая личности обучающегося является главным аспектом ее социализации в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

Совершенно очевидно, что, для того чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современной молодежи необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством на протяжении многих столетий. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка [1, с. 33].

Иностранный язык занимает особое место среди множества учебных дисциплин. Его особенность заключается в том, что в ходе его изучения обучающиеся формируют навыки и умения использовать иностранный язык как средство общения, средство получения новой и интересной для них информации. Коммуникативная направленность предмета, изучение обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности и высоких нравственных качеств личности.

Цель методической разработки:

  • представить опыт использования различных методов духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках иностранного языка.

Задачи:

  • раскрыть понятие «метод»;
  • охарактеризовать основные методы духовно-нравственного воспитания на уроках иностранного языка;
  • обобщить личный опыт в применении методов духовно-нравственной направленности.

Духовно-нравственное воспитания на уроках иностранного языка

На сегодняшний день иностранный язык - это не просто общеобразовательная дисциплина, а еще и важное средство для диалога двух культур (иноязычной и национальной). Английский язык является инструментом международного общения и общечеловеческого единения. В ходе изучения иностранного языка обсуждаются темы, которые позволяют соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. К таким темам относятся экологические проблемы, национальная культура, национальная кухня, праздники, обычаи и традиции, средства массовой информации, толерантность, будущее цивилизации, изобретения, выдающиеся люди и т.д.

Различие между культурой страны родного языка и культурами стран изучаемого языка порой может вызвать языковую и социокультурную отчужденность у учащихся. Результатом такой отчужденности может стать обесценивание аспектов чужой культуры или же, напротив, обесценивание родной культуры и восхищение всем иностранным. Приобщаясь к иностранным языкам, учащимся необходимо изучить и усвоить: а) мировую культуру, национальные культуры и социальные субкультуры народов стран изучаемого языка и их отражение в образе и стиле жизни людей; б) духовное наследие стран и народов, их историческую и культурную память; в) способы достижения межкультурного взаимопонимания.

В истории методики обучения иностранным языкам понятие «метод» всегда рассматривалось в качестве базисной категории. При характеристике понятия «метод» надо исходить прежде всего из того, что в педагогике и методике обучения иностранным языкам определения метода могут в некоторых отношениях не совпадать. В дидактике методы обычно трактуются как способы работы преподавателя с обучающимися. В связи с этим их названия чаще всего предлагаются в такой форме: устное изложение материала (рассказ, объяснение, лекция), работа с учебником (книгой), выполнение практических работ, упражнений, творческих заданий и т.д. В основу этих методов положены способы сообщения учащимся определенных теоретических положений. Такое толкование метода может считаться вполне правомерным, когда речь идет о способах овладения теоретическими познаниями, что свойственно общей направленности современной дидактики на учебные предметы, объектом которых является овладение определенными знаниями.

В обучении же иностранному языку, как предмету весьма специфическому, объектом обучения является формирование практических умений и речевых навыков, в то время как овладению языковыми понятиями отводится весьма скромное место, так как они в учебном процессе играют подчиненную роль.

В современном преподавании иностранного языка в любом образовательном учреждении очень широко используются различные методы, которые помогают преподавателю акцентировать внимание обучающихся именно на духовно-нравственных ценностях человечества, и нам хотелось бы рассмотреть следующие:

- коллективная (групповая) работа и работа в паре;

- ролевая игра;

- тематическое учебное занятие;

- метод проектных исследований;

- использование ИКТ на уроках иностранного языка;

- чтение аутентичных текстов;

- поэзия на уроках английского языка;

- внеклассная работа;

- изучение Библии на английском языке (наиболее характерно для обучающихся и преподавателей православных духовных и воскресных школ).

А теперь рассмотрим каждый метод по отдельности.

1. Коллективная (групповая) работа и работа в паре.

Работа в парах или в небольших группах является одним из главных методов, который направлен на духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроке иностранного языка. В ходе такой работы студенты обсуждают актуальные проблемы, взаимодействуют со своими одногруппниками и высказывают определенные точки зрения. В конце такой работы участники группы выбирают наиболее эффективное решение проблемы, обосновывают свой выбор и приводят веские аргументы. В целях достижения наибольшей речевой активности учащихся следует чаще использовать групповые формы работы на уроке, которые осознаются в отечественной методике и за рубежом как один из путей повышения эффективности современного урока иностранного языка.

Работу в парах следует вводить с первого года обучения английскому языку. Так, например, в учебно-методическом комплекте «Starlight» (Virginia Evans, Jenny Dooley и др.) уже в учебнике для второго класса можно встретить такие задания, как: Посмотри на картинки и побеседуй со своим одноклассником о погоде, как показано в образце.

2. Ролевая игра.

Еще одним эффективным методом является ролевая игра. Такие игры на уроках английского языка включены во все учебники и пособия для изучения этого языка. Всем нам известно, что каждый урок в таком учебнике посвящен какой-то определенной теме, материал которой необходимо усвоить и закрепить. Например, в учебно-методическом комплекте «Spotlight» (Virginia Evans, Jenny Dooley и др) для 10 класса есть раздел «Going Green», который посвящен охране окружающей среды, обсуждению важных проблем, связанных с экологией, с сохранностью дикой природы, с здоровьем и здоровым образом жизни. В одном из таких разделов обучающимся предложено стать работником фабрики по изготовлению бумаги и рассказать своим посетителям как и из чего делается простая бумага, и обсудить наиболее эффективные способы ее сохранения.

В отличие от коллективной работы в ролевой игре каждый обучающийся несет индивидуальную ответственность за принятое решение, самостоятельно анализирует эффективность и уместность той или иной модели поведения. Во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но и нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения.

Создавать ролевые игры на уроках английского языка можно по любой теме и для отработки любого материала (Приложение 1). Польза от них весьма существенна, поэтому давайте не будем забывать об этом прекрасном методе изучения английского языка.

3. Тематические уроки.

В реализации духовно-нравственного воспитания на уроке английского языка важную роль играют тематические уроки. На таких учебных занятиях обучающиеся приобщаются к духу и культуре народа - носителя языка. Например, в учебно-методическом комплекте «New Cutting Edge. Pre-Intermediate» (Sarah Cunningham & Peter Moor) есть раздел «Special occasions» («Особое событие»), где происходит знакомство с культурой страны изучаемого языка путём сравнения со своей страной. В результате сравнения проведения праздников в Великобритании и России обучающиеся выделяют общие черты и отличительные особенности, что способствует развитию понимания иностранных традиций и доброго отношения к стране в целом.

Тематические уроки очень важны для обучающихся, педагогов и для учебного процесса в целом, так как они воспитывают интерес к изучению иностранного языка.

4. Метод проектных исследований.

Выполнение разнообразных проектных исследований позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на реалии своей каждодневной жизни, на историю своей страны и, конечно, узнать многое из того, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. А междисциплинарные связи, прослеживающиеся в каждой изучаемой теме, способствуют развитию более широкого взгляда на проблемы современного общества и жизни, формируют активную гражданскую позиции и развивают индивидуальные способности и таланты каждого обучающегося.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения английского языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых. Обучающиеся с интересом создают и защищают на наших учебных занятиях такие проекты, как «Класс моей мечты», «Мое семейное древо», «Индивидуальное меню» и т.д.

Также стоит отметить, что при использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации и координатора. Главной задачей преподавателя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы. Свою работу обучающиеся предъявляют скорее всего своим одногруппникам, чем учителю. Метод проектных исследований является довольно-таки новой педагогической технологией, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

5. Использование информационно-коммуникативных технологий.

Одним из новых, но эффективных направлений в реализации духовно-нравственного воспитания является использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) на уроке английского языка. На сегодняшний день абсолютно все обучающиеся (в возрасте от 15 до 19 лет) знакомы с информационными технологиями, активно используют компьютеры, мобильные телефоны и планшеты как в колледже, так и дома. Через интерес к ИКТ можно повысить мотивацию изучения иностранного языка, изменить формы и методы духовно-нравственного воспитания учащихся. Например, можно совершить "виртуальные экскурсии" по англоязычным странам или просто посетить музей Шерлока Холмса на Бейкер стрит в Лондоне.

Очень актуально также просматривать фильмы на иностранном языке (например, “Pride & Prejudice”, “Charlie and the Chocolate Factory”, “Titanic”, “The Great Gatsby” и др.) - это способствует развитию навыков и умений восприятия речи на слух и стимулирует устно-речевое общение обучающихся, которое происходит в форме выражения собственного мнения, отношения, поиска аргументов и доказательств. Видеофильм имеет довольно сильное эмоциональное воздействие на обучающихся, влияет на формирование личностного отношения к увиденному и услышанному. На своей практике мы очень часто прибегаем именно к такому методу обучения, так как считаем его наиболее эффективным. Но не стоит забывать, что интеграция ИКТ в учебный процесс предъявляет большие требования не только к обучающимся, но и к преподавателю.

6. Чтение аутентичных текстов.

Аутентичные тексты - это оригинальные тексты, на изучаемом языке, заимствованные из коммуникативной среды носителей языка, предъявляемые студентам для чтения в неадаптированном виде. Несет такой текст художественный или информационный смысл. Но обычно такие тексты имеют уровень несколько выше того уровня, которым уже владеют обучающиеся. Примерами аутентичных текстов являются художественные книги, профессиональная литература, журналы и газеты на изучаемом иностранном языке (Приложение 2). Ценность аутентичных материалов состоит в их содержательности и информативности (чего нередко лишены тексты, созданные специально для обучения языку).

Чтение аутентичных текстов способствует не только развитию мышления и эмоций, но и способствует духовно-нравственному развитию личности, ее идейному становлению. Также после чтения можно открыть обсуждение в классе, что отлично скажется на закреплении уже пройденного материала и даст возможность попрактиковать разговорную речь. Такие тексты развивают мотивационную сферу обучающихся на уроке, формируют вкус и прививают любовь к изучаемому языку, активизируют творческое воображение и способности студентов. В реальной жизни это очень пригодится, так что совсем отказываться от текстов, которые превосходят уровень владения языком обучающегося, нельзя.

7. Поэзия на уроках английского языка.

Весьма интересным и плодотворным представляется использование образцов англоязычной поэзии для достижения ведущих целей обучения, определенных концепцией модернизации Российского образования, реализации личностно-ориентированного подхода. Знакомство с поэтическими произведениями стран изучаемого языка способствует духовному обогащению учащихся, развитию их этических взглядов и эстетического вкуса. Изучение английской поэзии стимулирует познавательную активность обучающихся, развивает их мышление, знакомит их с культурой народа, язык которого они изучают.

Использование поэзии на уроках иностранного языка способствует знакомству с английскими поэтами, такими как Дж. Байрон, У. Шекспир, У.Вордсворт, С. Кольридж и др., с их лучшими образцами поэзии, видами стихотворных форм, с вариантами перевода стихов на родной язык, способствует развитию различных навыков и культурной компетенции обучающегося (Приложение 3). Развиваются основные коммуникативные умения, такие как чтение, аудирование и говорения, причём последнее чаще всего выступает в форме обсуждения содержания данного поэтического произведения, которое может вызвать по-настоящему оживленную дискуссию на учебном занятии, так как проблемы, которые затрагиваются в поэтических произведениях - универсальны, носят жизненный характер и не всегда предполагают однозначное решение.

8. Внеклассная работа.

Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании обучающегося играет внеклассная работа. Она имеет воспитательное, образовательное, развивающее значение, способствует расширению культурологического кругозора обучающихся, повышает мотивацию к обучению иностранному языку.

Внеклассные мероприятия – это эффективный способ заинтересовать обучающихся, дать им понять, что учеба может быть не скучной и тяжелой, но легкой, творческой и разнообразной. Они дают возможность развить и улучшить умение мыслить логически, укрепить дисциплину и командный дух. Основными целями такой работы являются расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью, а также всестороннее развитие личности, включая эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.

Внеклассная работа помогает обучающимся воспитать в себе любовь и уважение не только к людям своего родного края, но и к людям страны изучаемого языка. По своей форме внеклассная работа может быть индивидуальная (сообщение, доклады), групповая (разговорные кружки, клубы) и массовая (экскурсии, театрализованные постановки, викторины, конкурсы и фестивали). В основе внеклассной работы лежит самоуправление учащихся, регулируемое учителем. Таким образом реализуется развитие самодисциплины, ответственности, культуры общения учащихся.

9. Изучение Библии на английском языке.

В основе духовно-нравственного воспитания лежит знакомство и восприятие обучающимися основной системы ценностей, которая позволит им выстраивать гармоничные отношения и взаимодействия на всех уровнях жизни – от семейного до государственного. Такую незыблемую систему ценностей дает традиционная российская религия – православие. Из этого следует, что очень важно знакомить детей с основами христианского учения, тем более существует огромный выбор книг, например, “The Children’s Bible” (Julian de Narvaez), “The Child’s Picture Bible” (Isabella Child), “The 365 Day Children’s Bible Storybook” (Густаво Мазали) и другие (Приложение 4).

Основной целью учебных занятий по изучению Нового Завета на английском языке является духовно – нравственное развитие личностей обучающихся и формирование у них христианского мировоззрения, активной жизненной позиции, воспитанию чувства любви к Родине и уважения к традициям народов нашей многонациональной страны.

Работа с текстами может делиться на несколько этапов: 1 этап – это выбор Евангельских историй и притч, их адаптация. 2 этап – работа с текстами и подготовка презентаций для облегчения понимания информации. Также возможно провести библейский вечер, но такое мероприятие требует очень серьезного подхода. Для начала обучающиеся выбирают истории, адаптируют тексты Нового Завета в соответствии с возрастными категориями. После адаптации идут следующие этапы – работа с новой лексикой, ее закрепление (выполнение ряда упражнений и обратный перевод) и подготовка к пересказу всего текста, либо его отдельных частей. Заключительный этап – это выступление перед зрителями. Можно с уверенностью сказать, что такая работа способствует полноценному духовно-нравственное развитию обучающихся, так как воспитание в ней не ограничивается простым информированием о тех или иных ценностях.

Внедрение на уроках иностранного языка форм и методов работы, способствующих духовно – нравственному развитию учащихся, как показывает наш опыт, даёт положительные результаты. В начале мая среди обучающихся первого курса был проведен анонимный опрос в виде анкеты (Приложение 5). Как показывают, результаты анкетирования всем обучающимся нравятся разнообразные приемы и формы обучения английскому языку, но большинство из них (от 65% до 80%) отдает предпочтение следующим методам: коллективная работа, проектные исследования, внеклассная работа и использование информационно-коммуникативных технологий. Так же каждый обучающийся (100%) уверен, что популярность английского языка в условиях современной жизни действительно огромна в связи с возможностью получения качественного образования, высокооплачиваемой и престижной работы. 70 % опрошенных нравятся учебные занятия по английскому языку, но, к сожалению, только 48% хотели бы увеличить их количество. Практически все обучающиеся (95%) на занятии находятся в спокойном состоянии, не нервничают и уверены в своих знаниях, и только 5% испытывают нервное напряжение из-за боязни узнать что-то новое.

Не стоит забывать, что на каждом учебном занятии воспитательные цели должны быть реализованы, а это значит, преподавателю необходимо создавать нужную атмосферу, подбирать соответствующий материал, который давал бы знания о традициях, людях, учить сравнивать и делать выводы.

Проблема духовно-нравственного воспитания становится все более актуальной. К сожалению, в современном обществе наблюдается низкий уровень общественной морали, у детей в подростковом возрасте постепенно утрачиваются семейные традиции и ценности, патриотические чувства, чувство толерантности и уважения к другим людям. Какими бы нам хотелось видеть своих обучающихся? Мы уверены, что каждый отвечая на этот вопрос скажет: порядочными, добрыми, честными и справедливыми. А что мы - преподаватели делаем для того, чтобы привить все эти качества нашим обучающимся? Здесь важную роль играет не только семья и социум, но и образовательное учреждение. Одной из приоритетных задач колледжа – это способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций и эстетического вкуса. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и общества.

В заключение хотелось бы еще раз сказать, что изучение любого иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, расширяет кругозор и воспитывает у обучающегося позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры. Использование таких методов обучение на практике, как ролевые игры, коллективная работа, тематические учебные занятия, метод проектных исследований и другие, способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В современном обществе владение иностранным языком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает его конкурентно способным, создает условия для комфортного выполнения профессиональных обязанностей.


Список литературы

1. Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001. - C. 31-33

2. Арапова Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Москва, 2009

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003. 163с.

4. Евдокимова М.И. Воспитательный потенциал урока иностранного языка/М.И. Евдокимова//Иностранные языки в школе.-2007.-№ 4.-С.7-9.

5. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей Избр. Пед. Соч. -М., 1977

6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. — М., 1989

7. Пассов Е.И. Урок иностранного языка /Е.И. Пассов //Настольная книга преподавателя иностранного языка. - М.: Глосса-пресс Феникс, 2010

8. Шекспир У. Ромео и Джульетта (пер. Б.Пастернака). Классика в школе. – М.: Эксмо, 2014.

9. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. - М.: Логос, 2001

10. http://nsportal.ru

11. http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами урока иностранного языка

В данной публикации излагается  взгляд на сегодняшнюю обстановку в образовательной среде среди школьников. Описываются требования ФГОС , раскрываются проблемы в духовно-нравственном развитии дете...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся средствами урока иностранного языка в основной школе

Статья посвящена вопросам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся средствами урока иностранного  языка в основной школе...

Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Этическое и нравственное воспитание обучающихся в подростковом возрасте»

Пояснительная записка Противоречия 1. Между сложностью тематики по этическому и нравственному воспитанию обучающихся  Дефицитом  времени для проведения внеклассных мероприятий...