духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами урока иностранного языка
статья по английскому языку по теме

Москалева Наталия Анатольевна

В данной публикации излагается  взгляд на сегодняшнюю обстановку в образовательной среде среди школьников. Описываются требования ФГОС , раскрываются проблемы в духовно-нравственном развитии детей. Актуальность  заключается в современном взгляде на проблему ДНР . Статья включает в себя планн работы по духовно-нравственному воспитанию школьников на примере уроков английского языка в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами уроков иностранного языка.

В  90-е годы прошлого столетия вследствие экономических, политических и духовных перемен в обществе произошло преломление сознания, следствием которого явилась смена ценностных ориентиров. Духовное единство общества было нарушено, наступил новый  этап развития социума. В современном мире, к сожалению, мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план.  Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Изменение менталитета общества и личности ведет к  изменениям ценностных ориентаций  и у подрастающего поколения. Духовное будущее нации стоит под угрозой. Поэтому сегодня духовно-нравственное воспитание учащихся приобретает характер первостепенной важности и становится важнейшим аспектом  современного образовательного пространства.

 Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать  настоящей личностью, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. С этой точки зрения огромную роль играет знание иностранного языка, т.к. вступить в общечеловеческое культурное пространство и овладеть  средствами межнационального общения возможно только зная иностранный язык. Предмет английского языка по наблюдению педагогов и опросу учащихся является одним из самых предпочитаемых и любимых среди списка других дисциплин школьного расписания. И можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка.

        Проблемой духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях  педагоги занимаются давно. Однако в свете нового времени  у современного поколения востребованы новые технологии педагогического мастерства.   Необходимо найти эффективные педагогические технологии для  осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся школы на уроках английского языка и апробировать их.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В возрастном промежутке с 10 до 14 лет доминантой развития является формирование нравственности, моральных норм, понятий добра и зла. Ребенок, утверждаясь как личность в коллективе, открыт к восприятию нравственных критериев, воспитанию таких качеств, как милосердие, великодушие, чувство собственного достоинства. Начинается  деление ближайшего окружения на своих и чужих и критерии оценок бывают очень жесткими. Бесконтрольное формирование таких критериев чревато проявлениями детской жестокости. Поэтому важно  сформировать адекватный кодекс чести, который, сложившись в этот период, является очень устойчивым образованием и с трудом поддается коррекции в последующие годы. Подростки, в отличие от детей младшего школьного возраста, проявляют большую самостоятельность мышления, интерес к разнообразным явлениям жизни общества, высказывают свои суждения, стремятся выработать личную точку зрения, собственные взгляды. Одной из характерных черт этого возраста является мечтательность, фантазирование.  Среди тем,  обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка относятся прежде всего коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Эмоциональное воздействие и воспитательная сила слова в этом возрасте очень велики.  Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор. Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра.

Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося.

В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав в их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления. Лучшего всего, если  свои варианты и обосновывая свой выбор.

И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Учащиеся   могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”.  Работая по теме “Моя семья”, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев вплоть до пятого поколения.

Процесс нравственного  воспитания на уроках иностранного языка становится более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в рамках различных культур. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора, музыкальных произведений, художественной литературы, кинематографа, практики их перевода и специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т.к. позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов.

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что формирование духовно-нравственных качеств личности является обязательным  компонентом  педагогической деятельности современного учителя. Изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру,  расширяет кругозор и повышает общую культуру. В ходе освоения языка совершенствуются  учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.

В качестве примера реализации целей и задач духовно-нравственного развития обучающихся средней школы привожу пример разработанных мною уроков по английскому языку для 5 класса.

Планирование  деятельности по  духовно-нравственному развитию обучающихся в 5 классе  по УМК О.В. Афанасьевой , И.В.Михеевой «Английский язык», издательство «Дрофа»2007 г.

№ п/п

Год

обучения

Форма работы

Цели

 

           Суть мероприятия

Сроки

1

I

Тема «Знакомство». Создание небольшого творческого альбома с фотографиями членов семьи и комментариями к ним на английском языке.

 Установление дружеской атмосферы среди одноклассников, осознание семейных традиций, привлечение родителей к совместному творчеству с ребенком.

Создание устного рассказа о своей семье

Октябрь

2

I

Тема «Мир вокруг нас». Проведение викторины.

Сформировать интерес ребенка к изучению истории , научить умению излагать накопленные знания.

Викторина «Известные английские королевы»

ноябрь

3

I

Тема «Празднование дня рождения». Подготовка и проведение презентации: « Мой самый лучший  день рождения»

Предоставить ребенку возможность осознать себя счастливым и любимым в кругу своей семьи, укрепление семейных ценностей и традиций.

Представление одного дня из своей жизни на примере празднования дня рождения. Создание презентации.

март

4

I

Тема «Семья». Выставка творческих работ «На кого же ты похож(а). » (посвященная дню 8 Марта и 23 февраля).

Помочь ребенку осознать преемственность поколений в своей семье посредством погружения в мир  школьного детства своих родителей.

Учащиеся по выбору готовят рисунки или  фото самих себя  и кого-либо из членов семьи на основе принципа «чем мы похожи  и что нас отличает». Изображается учащийся вместе со взрослым. +Устное изложение .

Февраль-Март

5

I

Тема «Время. Часы. Минуты.» Фотовыставка «Где побывали, что повидали…» («Наша дружная семья», семейный отдых)

Предоставить ребенку возможность осознать себя частью своей семьи, ощутить связь поколений.

Творческое изложение «Как я провел каникулы»

апрель

6

I

Тема «Цвет вокруг нас». Создание экспозиции « Мой  цветной мир».

Предоставить ребенку способ выражения его внутреннего мира (радость, счастье переживания, страдания),привлечь внимание родителей к  результатам работ как отражение внутреннего мира их детей.

Создание рисунков на основе событий и ситуаций, которые переживают учащиеся.

март

7

I

Тема «Описание Внешности». Создание портретной галереи. Устное рисование.

Способствовать социализации ребенка, развитие творческих способностей, формирование  семейных ценностей.

Учащимся предлагается создать  словесные портреты членов своей семьи.

апрель

8

I

Тема «Профессии».Круглый стол «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Познакомить ребенка с понятием семейной традиции при выборе профессий, осознание важности выбора профессии, укрепление связей между поколениями.

Предлагается выступить учащимся ,где есть традиция перехода профессии из поколения в поколение. Участие совместно с родителями, бабушками и т.д., т.к.  взрослые делятся своим опытом и взглядами на разные профессии.

май

9

I

Тема «Человек и его дом». Ролевая игра.

Дать ребенку возможность выразить себя, развитие ответственности в отношении своих близких, развитие толерантных отношений друг к другу, развитие социализации.

Ролевая игра, где распределяются хозяйственно-трудовые обязанности между учащимися.

май

Список литературы

 

  1. Аверкиева Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. Архангельск, 2001. C. 55-60.
  2.  Айрапетова В.В. Н.О. Лосский о морали и духовно-нравственном развитии личности. - Пятигорск: ПГЛУ, 2001
  3.   Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. Флинта, 2002
  4.   Павлова Е.А. Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка//Образование – 2007.-№11

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся средствами урока иностранного языка в основной школе

Статья посвящена вопросам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся средствами урока иностранного  языка в основной школе...

Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка.

Статья подтверждает важность и необходимость духовно - нравственного воспитания на уроках иностранного языка....

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка.

В обучении иностранным языкам есть огромный потенциал духовно-нравственного воспитания современных учащихся....

Духовно- нравственное воспитание школьников на уроке иностранного языка

Духовно- нравственное воспитание школьников на уроке иностранного языкаГалеева Л.Г.,учитель английского языкаМБОУ БГ.158им.Мустая Карима г.УфаСреди множества учебных дисциплин , предмет иностранный яз...

Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы

Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы....

Методическая разработка на тему: Методы духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках иностранного языка

Проблема духовно-нравственного воспитания становится все более актуальной. Какими бы нам хотелось видеть своих обучающихся? Мы уверены, что каждый отвечая на этот вопрос скажет: порядочными, честными ...

Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы "

     Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы. В современном мире, мире все возрастающих технологий, материальных благ ...