Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка.
методическая разработка на тему

Букарева Марина Борисовна

Статья подтверждает важность и необходимость духовно - нравственного воспитания на уроках иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса современным школьникам необходимо усвоить те духовно – нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков.

С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка. Язык – хранилище культуры этноса. Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка. В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстралингвистических компетенций затрагивает вопросы отношения и поведения ребёнка в той или иной жизненной ситуации. Всё чаще и з чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, особенно в старшем звене, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.

Нравственное воспитание развивает способности и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимательность, воображение, память.

Одним из многочисленных и разнообразных способов воспитания средствами иностранного языка является чтение общественно – политической, духовной и художественной литературы. Важна на уроках иностранного языка работа в парах и н групповая работа. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, складываются определённые точки зрения.

Путь воспитания при чтении – это путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений, формированию мировоззрения. Эффективность воспитания в процессе чтения зависит не только от правильного подбора материала, но и от возможности применять содержание прочитанного в практической деятельности учащегося. Чтобы усвоенное и продуманное в ходе чтения стало действительным, нашло своё воплощение в повседневной жизни учащихся, полезно проведение учениками конференций и докладов, представление проектов и написание эссе.

Существует также иной способ воспитания средствами иностранного языка, а именно: использование поэзии на уроках иностранного языка. Проблемы, затрагиваемые в поэтических произведениях, универсальны, носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначное решение. Использование поэзии на уроках иностранного языка способствует также знакомству с лучшими образцами поэзии, видами стихотворных форм, с вариантами перевода стихов на родной язык, способствует развитию различных навыков и культурной компетенции обучаемого.

Большинство тем иностранного языка затрагивает напрямую или косвенно нравственный аспект воспитания (Вежливые англичане, Иностранный этикет, Моя родословная, Права и обязанности ребёнка и другие).

Нравственное воспитание на уроках иностранного языка способствует формированию целостного, социально – ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка

Конспект открытого урока "Духовно-нравственно воспитание учащихся на уроках русского языка. Определенно-личные предложения." Урок содержит дополнительный речеведческий материал и презентацию....

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка

главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учи...

духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами урока иностранного языка

В данной публикации излагается  взгляд на сегодняшнюю обстановку в образовательной среде среди школьников. Описываются требования ФГОС , раскрываются проблемы в духовно-нравственном развитии дете...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка.

В обучении иностранным языкам есть огромный потенциал духовно-нравственного воспитания современных учащихся....

«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе»  

Презентация о средствах (тексты, пословицы и поговорки, крылатые выражения и слова назидания, стихи, опорные схемы, творческие работы учащихся) формирования и воспитания духовно-нравственных качеств у...

Духовно- нравственное воспитание школьников на уроке иностранного языка

Духовно- нравственное воспитание школьников на уроке иностранного языкаГалеева Л.Г.,учитель английского языкаМБОУ БГ.158им.Мустая Карима г.УфаСреди множества учебных дисциплин , предмет иностранный яз...

Методическая разработка на тему: Методы духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках иностранного языка

Проблема духовно-нравственного воспитания становится все более актуальной. Какими бы нам хотелось видеть своих обучающихся? Мы уверены, что каждый отвечая на этот вопрос скажет: порядочными, честными ...