Индивидуальный образовательный марщрут одарённого ребёнка
статья по английскому языку на тему

Инкина Зоя Михайловна

В статье представлен алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута и результативность его применени в практике учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbk_shkola_no1_inkina_z.m._tehnologiya_1.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА

Инкина Зоя Михайловна, учитель МБУ «Школа №1» г.о.Тольятти  (Россия)

Most people say that is it is the intellect which makes a great scientist.

They are wrong: it is character.
Albert Einstein

Гений – это 1% вдохновения и 99% пота.
Томас Эдисон

Аннотация: Автор рассматривает алгоритм действий педагога при проектировании индивидуального образовательного маршрута одарённого ребёнка  как технологию разработки педагогической модели в рамках социально-педагогического проектирования. В статье представлен методический продукт и практический результат реализации технологии.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, одарённый ребёнок, модель, алгоритм действий педагога, практический результат

Адрес: г.Тольятти, ул.Баныкина, 44

E-mail: zoya.inkina@yandex.ru

       Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе. Работа с одарёнными детьми организуется учителем с учетом расширения объема изучаемого материала, изменения форм и методов взаимодействия с детьми [1]. Однако у учителя не всегда хватает профессиональных навыков для работы с данной категорией обучающихся. Цель данной статьи – описание разработки индивидуального образовательного маршрута для одарённого ребёнка.

        В современной психологии  интенсивно обсуждается концепция одарённости. Различные варианты концептуальных решений предложены многими специалистами (Асмолов А.Г., Бабаева Ю.Д., Брюно Ж., и др.). Все существующие концепции акцентируют внимание на определенных аспектах этого сложного психического явления. Наиболее близка нам теория американского психолога Дж. Рензулли, согласно его теории, «одаренность» есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда [2].

      Мы придерживаемся данной концепции, добавив, что работа с одарённым ребёнком должна вестись индивидуально, при проявлении у обучающегося хотя бы одной из трёх основных характеристик. Сущность индивидуального подхода в образовании заключается в конкретизации общих целей обучения согласно индивидуальным качествам учащегося. Индивидуальный подход создаёт благоприятные возможности для формирования всех способностей ребёнка, делает педагогическое воздействие на ребёнка эффективным [4] .    Нами была предпринята попытка спроектировать модель индивидуального  образовательного маршрута для одарённого ребёнка средствами иностранного языка. Одним из требований к современному педагогу является наличие творческой составляющей, креативности  его деятельности, педагогу следует вести постоянный поиск теоретических основ своей деятельности. В связи с этим, методологической основой нашей деятельности является теория социально-педагогического проектирования образовательных моделей. Согласно  технологии проектирования учебного процесса по В.М.Монахову, выстраивание педагогом собственной технологии является вершиной его профессионализма, она позволяет разбудить потенциал профессиональной деятельности и творчества учителя [3].

     Итак, проектируя индивидуальный образовательный маршрут (или модель)  для одарённого ребёнка, мы использовали методы педагогического наблюдения  и психологической  диагностики видов способностей, совместного проектирования долгосрочных и краткосрочный целей, согласования маршрута с родителями ребёнка, самооценки ребёнком своих достижений на каждом этапе, метод педагогической поддержки [5]. В результате, был получен следующий алгоритм действий педагога при составлении индивидуальной образовательной  траектории одарённого обучающегося.

Таблица 1. Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка на учебный год.

№ п/п

Педагогическое действие

Планируемый результат

Срок

1

Определение уровня развития ребёнка, педагогическое наблюдение, психологическая диагностика вида одарённости.

Определение вида способностей ребёнка, его актуальный уровень развития

Сентябрь

2

Проектирование методов развития и объёма прироста компетентностей ребёнка средствами иностранного языка.

Постановка долгосрочных и краткосрочный целей, пути их достижения

Сентябрь

3

Согласование траектории одарённого ребёнка с родителями.

Определение роли родителей, создание организационных условий для ребёнка

Сентябрь

4

Определение временных рамок

Выделение  дополнительного часа в неделю на индивидуальные занятия с одарённым ребёнком

В течение года

5

Разработка учебно-тематического плана

Составлении программы в соответствии с индивидуальными потребностями ребёнка

Октябрь

6

Интеграция с другими специалистами

Привлечение преподавателей ВУЗов, ГЦИРа к работе с ребёнком

В течение года

7

Определение достижений ребёнка на каждом этапе освоения маршрута.

Развитие УУД в сфере самооценки,

В течение года

8

Поощрение (публичное) ребёнка по итогам года.

Формирование положительного мотива к развитию

Май

Применяя на практике данную технологию, мы получили следующий результат.

Таблица 2. Результаты применения технологии индивидуального образовательного маршрута в практике учителя иностранного языка.

№ п/п

Обучающийся/Характеристика, вид одарённости

Результат

По исследованию школьного психолога, повысился уровень самооценки учащихся школы:

2013-2014 уч. год  - у 41% обучающихся, изучающих иностранный язык

2014-2015 уч. год –  у 44%, обучающихся, изучающих иностранный язык.

Более 60% учащихся имели адекватную самооценку, кроме того у 45% учащихся повысился уровень мотивации учения, улучшились учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие у 32% обучающихся за два года.

1

Двое обучающихся 7,8 классов/Интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, академическая одарённость.

Участие в окружном туре всероссийской олимпиады школьников по иностранным языкам в 2015, 2016г.г.

2

Трое обучающихся 5 классов/ Креативность, артистические способности

Участие в областном конкурсе видеороликов на английском языке «Самый умный» в 2015 г.

3

Трое обучающихся 7,8 классов/Настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу), литературные способности

Призёры городского конкурса «Юный переводчик» 2015, 2016 г.г., городского конкурса «Эссе на английском языке» 2015г.

4

Обучающаяся 8 класса/ Креативность, артистические способности

Призёр городского конкурса песен на иностранных языках 2015, 2016г.г.

5

Четверо обучающихся 5 классов/ Настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу), лидерские способности

Участники школьного, городского конкурса на английском языка «Английский поезд» 2016 г.

6

Десять обучающихся 5 класса/ Креативность, артистические способности

Драматизация спектакля, изготовление декораций, исполнение песен на английском языка, общешкольный праздник 2016г.

7

Обучающаяся 8 класса/ Настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу), креативность литературные способности

Призёр регионального конкурса переводов «Душа обязана трудиться…» 2016 г.

8

Обучающаяся 8 класса/ Настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу), креативность литературные способности

Победитель окружного этапа научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», секция «Иностранный язык», участник областного этапа конференции.

    В заключении, хотелось бы подчеркнуть универсальность созданной нами модели индивидуального образовательного маршрута одарённого ребёнка на учебный год; положительную динамику психических процессов и учебных достижений обучающихся, в работе с которыми была использована данная технология. В школе создана творческая группа учителей, работающая по направлению «Одарённый ребёнок» с использованием технологии индивидуального образовательного маршрута одарённого ребёнка. В перспективе работы над темой, планируется к изданию сборник педагогического инструментария, позволяющего реализовать технологию более эффективно.

       Итак, в статье описан алгоритм действий педагога при разработки индивидуального образовательного маршрута для одарённого ребёнка и представлен практический результат реализации данной технологии.

Список литературы:

  1. Программа развития МБУ «Школа №1», с.35
  2. Rensulli J., Reis S., Smith G., Therevolving-door model: a new way of inentifsink the gifted. Phi Delta Kannan.1981. 649 p.
  3. Монахов, В.М. Педогические объекты. Педагогическое проектирование Know how технологии, Москва –Тольятти, 2004, с.19
  4. Ильин, Е.Н. Педагогический поиск. Искусство общения. – М: Педагогика, 1987, с.134
  5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.-544 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут сопровождения одарённого ребёнка

В  г.Лысьва реализовывался муниципальный проект "Одарённые дети" . В МБОУ "СОШ № 13" сформировалась своя система работы с одарёнными дети. Предлагаю индивидуальный маршрут сопровождения одарённго...

Тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута одарённого ребенка

В статье рассматривается система тьюторского сопрождения одарённых детей. Тьюторское сопровождение – это деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образо...

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка...

Индивидуальная образовательная программа одарённого ребёнка

Для достижения максимального успеха в достижении детей, все учителя стремятся к созданию благоприятной среды. Эта задача, по отношению к талантливым и одарённым детям требует обдумывания и тщательного...

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

Цель разработки: раскрытие и описание работы с одаренными детьми через реализацию индивидуального образовательного маршрута.В методической разработке представлен индивидуальный образовательный маршрут...

Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка 4 класс

Индивидуальный маршрут развития одарённого ребенкаИванова Кира ИвановнаОдарённость: академическаяИндивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образоват...