Программа индивидуального развития ученика "Одарённый ребёнок"
материал по английскому языку на тему

Калекова Елена Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_odaryonnyy_rebyonok.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа индивидуального развития ученика

          Разработчик программы: Калекова Елена Алексеевна

                                                                         учитель английского языка

               

г.о. Спасск-Дальний

2013-2014

Пояснительная записка

Актуальность.  

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.

Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.  Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний.

На современном этапе развития науки "одарённость" преимущественно понимается как "потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения". Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.

Данная программа индивидуального развития  - помощь ребенку в реализации его возможностей в полной мере.

Цель программы:

  • формирование благоприятных условий обучения для успешного развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Задачи:

  • выявить одарённых детей методом наблюдения, анкетирования и  тестирования  по английскому языку;
  • внедрить методы, формы и средства, направленные на поэтапное развитие у учащихся самостоятельности мышления, научно-исследовательских, рефлексивных, оценочных навыков, инициативности и творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  • использовать на уроке дифференциацию на основе индивидуальных особенностей одарённых детей;
  • расширить возможности  обучения и самообучения;
  • отследить личностный рост одарённых детей с помощью мониторинговых процедур.

Работа строится на следующих принципах педагогической деятельности:

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе;
  • принцип опережающего обучения;
  • принцип комфортности в любой деятельности;
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для реализации способностей учащихся;
  • принцип развивающего обучения.

Позиция учителя:

  • инициирование субъектного опыта учения;
  • развитие индивидуальности каждого ребенка;
  •  признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.

Позиция ученика:

  • свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса:
  • самопознание, самоопределение, самореализация.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2013 – 2014 учебный год.

Промежуточные результаты.

Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, выставках, олимпиадах.

Прогнозируемый результат.

А) Будут развиты данные способности и умения:

1. Познавательные способности и навыки

  • Богатый словарный запас.
  • Перенос усвоенного на новый материал.
  • Установление причинно- следственных связей.
  • Умение делать выводы.
  • Умение интегрировать и синтезировать информацию.
  • Умение улавливать сложные идеи.
  • Умение замечать тонкие различия.
  • Использование альтернативных путей поиска информации.
  • Анализ ситуаций.
  • Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
  • Умение рассуждать.
  • Построение гипотез.
  • Применение идей на практике.
  • Критичность в мышлении.
  • Высокая любознательность.

2.Творческие способности

  • Способность рисковать.
  • Дивергентное мышление.
  • Гибкость в мышлении и действиях.
  • Быстрота мышления.
  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
  • Богатое воображение.
  • Высокие эстетические ценности.
  • Развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной сферы

  • Реалистическая Я-концепция.
  • Уважение к другим.
  • Эмпатическое отношение к людям.
  • Склонность к самоанализу.
  • Терпимое отношение к критике.
  • Настойчивость в выполнении задания.
  • Независимость в мышлении и поведении.
  • Соревновательность.
  • Чувство юмора.
  • Уверенность в своих силах и способностях.
  • Внутренняя мотивация.

Б) Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции «Взгляд в будущее».

В) Успешная сдача ЕГЭ.

Общие черты интеллектуальной активности учащихся:

  • конкретность мышления и способность к абстракциям;
  • быстрота и точность выполнения заданий, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью;
  • сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного;
  • богатство словарного запаса, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.

        На основе вышеуказанного, можно выделить  учащихся 11 «К» класса Богатырёву Полину, Плахута Дарью и Родионову Анастасию; ученицу 11 «А» класса Васильеву Ирину;  с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.

Характеристика

ученицы  11 «К» класса МБОУСОШ №11

 Богатырёвой Полины

Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе Полину привлекает в основном возможность узнавать новое, проявлять свои умственные способности.    

Имеет отличные способности по всем предметам. Девочка имеет отличную память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт, имеет большой словарный запас, упорна в достижении результата в сфере, которая ей интересна. Полина обладает повышенной концентрацией внимания, умеет пользоваться накопленными знаниями, предпочитает интеллектуальные игры. Ученица четко может планировать свою работу, самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Достаточно хорошо осуществляет самоконтроль, проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Стремится преодолевать трудности. Она  имеет отличные  результаты в учебе. На уроках активна, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы.  Любит читать художественную литературу. Любознательна, эрудированна. В моменты вдохновения сочиняет прозу. Очень хорошо развита речь. Она содержательна, выразительна, грамматически правильна.

Самооценка адекватная. Интеллектуальное развитие – высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию. Девочка с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий. Она с энтузиазмом берётся за любое дело и доводит его до конца. Ей нравится работа, которую можно делать быстро. Ребёнок интраверт. Быстро запоминает любой материал, работает быстро, допускает небольшое количество ошибок.

Положительно реагирует на похвалу и порицание. Обладает высоким уровнем эмпатии. В области межличностных отношений проявляет сдержанность. В коллективе  Полину ценят за  эрудированность и умение отстаивать свою точку зрения. Состояние здоровья удовлетворительное. Уроки физкультуры посещает охотно, участвует в спортивных соревнованиях.

Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире.

Диагностический блок

I этап – диагностический

Цель – углубленное психолого - педагогическое изучение учащихся и выявление детей с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.

(анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности ученика, психические качества личности и уровень сформированности интеллектуальных умений)

Задачи:

  1. Провести  психолого - педагогическое обследование ребенка для  определения  его психологического развития (Приложение 1, 2)

    Приоритетные направления:

  • диагностика познавательной деятельности учащихся;
  • исследования эмоционально-личностной сферы;
  • диагностика межличностных отношений;
  • диагностика психологического здоровья;        

        

  2. Занести полученные результаты в базу данных.

  1.Характеристика познавательных процессов.

  • Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).
  • Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемической деятельности)
  • Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и проявления внимания).

2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.

3.Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.

4. Выводы

Сравнительный анализ результатов диагностики

Богатырёвой Полины

 

Качества

Уровень сформированности

в 10 классе

Уровень сформированности

в I полугодии 11 класса

Забота о своей школе

В делах класса участвует

Участвует в делах класса, привлекает к этому других

Любознательность

Сформирована

Сформирована  в полной мере 

Реализация своих интеллектуальных способностей

Хорошо учится,  при наличии контроля

Учится без контроля, стремится к знаниям

Организованность в учении

На уроках внимательна

Работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно и аккуратно

Саморазвитие

Во внеурочной деятельности  участвует

Участвует в конкурсах различного уровня

Трудолюбие

Старается  

Старается, привлекая своих одноклассников  

Самостоятельность в труде

Трудится при наличии контроля

Трудится без контроля со стороны взрослых

Уважительное отношение к старшим

 Уважает старших,  не допускает грубость

Уважает старших

Дружелюбное отношение к сверстникам

Доброжелательна

Отзывчива к друзьям, является примером

Самоподготовка

Средний уровень

Полностью сформирована

Самодисциплина

В основном сформирована

Сформирована  полностью 

Соблюдение правил культуры

Нормы и правила поведения в основном соблюдает

Правила поведения соблюдает

Требовательность к себе

Проявляет себя  в хороших поступках

Стремиться проявить себя в хороших делах и поступках и показывает пример остальным учащимся

 

Психолого-педагогические выводы:

У учащейся выявлены признаки  интеллектуальной одаренности.

Разработать основные направления развития ребёнка:

  • Наблюдение
  • Тесты
  • Тренинги

 

Психические качества учащейся

 

Параметры

Оценка ученицы

Оценка родителей

Оценка класса

Оценка учителя

Познавательный интерес

4

4

5

5

Логическое мышление

4

4

5

5

Запоминание

4

5

5

5

Интеллектуальные способности

3

4

5

5

Речь

4

5

5

5

Внимание

5

4

5

5

Общая оценка

24

26

30

30

Вывод: самооценка ученицы занижена по сравнению с оценками родителей, одноклассников и учителя. Следовательно, она не всегда уверенна в своих силах.

 

Задача учителя повысить самооценку ученицы и внести в план  работы больше заданий  по развитию интеллектуальных способностей.

Содержательно-деятельностный блок

(построение индивидуально-образовательной траектории)

II этап – коррекционно-развивающий

Цель данного этапа – разработка и  реализация индивидуальной программы.

Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I этапа наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов. (Приложение 3)

  • Цели, поставленные на учебный год.
  • Приемы и методы достижения поставленной цели. (Приложение 4)
  • Рефлексия

Для построения индивидуально-образовательной траектории необходимо:

  • Составить план занятий по английскому языку с учеником, учитывая психические особенности и уровень его развития.
  • Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  • Выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
  • Предоставить ученику тематический план-график. (Приложение 5)
  • Для анализа результатов работы оформить таблицу. (Приложение 6)

III этап – саморазвитие

Цель данного этапа – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

Задачи:

  • развивать активность и самостоятельность, расширять возможности          обучения и самообучения;
  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную  деятельность;
  • развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
  • воспитывать ребёнка,  способного к сопереживанию;
  • формировать культуру межличностных отношений.

Результативный блок

(подведение итогов работы)

IV этап – самооценка, оценка достижений

  • Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции «Взгляд в будущее».

  • Написание творческой тематической работы.

  • Успешная сдача ГИА.

Литература:

  1. Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991.
  2. Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
  4. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.
  5. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  6. Гончаров В.С. Сборник раздаточного дидактического материала по педагогической психологии. Курган, 1998.- 40 с.
  7. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
  8. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
  9. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  10. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
  11. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.
  12. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.
  13. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.
  14. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
  15. Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.
  16. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.
  17. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.
  18. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
  19. Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.
  20. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.

Приложение 3

Индивидуальный план работы Богатырёвой Полины (11 «К» класс)

2012-2013

2013-2014

Мероприятие

Школьное

Городское

Краевое

Сроки участия

Школьное

Городское

Краевое

Сроки участия

Изучение английской грамматики (по Ю. Голицинскому)

+

В течение года

по плану

+

В течение года

по плану

Работа в библиотеке, Интернете

+

В течение года

+

В течение года

Олимпиада по типу ЕГЭ

+

Ноябрь, март

+

+

Октябрь, ноябрь

Написание (научно-исследовательской), творческой тематической работы

+

Март

+

+

+

Октябрь

Научно-практическая конференция «Взгляд в будущее»

+

Апрель

+

Апрель

Конкурсы, фестивали, форумы

+

+

+

В течение года

+

+

+

В течение года

День консультаций – понедельник

Приложение 5

Технологическая карта изучения темы

Богатырёвой Полины (9 «К» класс)

Название темы

План изучения темы

Основные вопросы

Понятия и термины, которые он должен усвоить

Практические работы

Список

необходимой литературы

Формы контроля

Задания для самопроверки

Приложение 6

Технологическая карта анализа результатов работы

Богатырёвой Полины (9 «К» класс)

Дата и время консультаций

Главные рассматриваемые вопросы

Время работы с темой по программе

Фактическое затраченное время

Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой

Невыясненные вопросы

Причины отклонений от сроков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального развития ребенка.

 Программа индивидуального развития ребенка....

Программа индивидуального развития ученика 9 класса

Для классного руководителя. Программа индивидуального развития ученика 9 класса....

Программа индивидуального развития ученика

Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культур...

Программа индивидуального развития.

Цель: формирование коммуникативных навыков у детей....

Презентация программы индивидуального развития

Программа индивидуального развития ученицы 7 класса ...

Программа индивидуального развития ребёнка

Программа направлена на  самораскрытие ребёнка как личности. Ее разделы охватывают практически все сферы человеческой жизни. Каждое направление позволяет решить воспитательные задачи и дост...

Программа индивидуального психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ

Данна программа создана для ребёнка с ОВЗ (вариант 9.1) учащегося 5 класса....