Программа индивидуального психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ
рабочая программа по психологии (5 класс)

Данна программа создана для ребёнка с ОВЗ (вариант 9.1) учащегося 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа74 КБ

Предварительный просмотр:

     Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

     Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;

2) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

4) психологическое обеспечение образовательных программ;

5) обеспечение адаптации к школе;

6) развитие учебной и познавательной мотивации;

7) развитие самостоятельности и самоорганизации.

     Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

      Основные направления психологического сопровождения:

1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития обучающегося; диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими.

2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии обучающегося; по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС.

3. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей.

4. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами.

5. Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения обучающегося.

 6.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС НОО, планирование работы на следующий год

     Адресат данной программы: А.

     Выписка из коллегиального заключения ПМПК (протокол №92 от 02.09.2016): является ребёнком с ОВЗ. Рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения Вариант 9.1.

     Характеристика данного ребенка

У А. эмоциональный фон положительно окрашен. При обследовании в комфортных  условиях и в процессе целенаправленного обучения, идет на сотрудничество  с  взрослы-ми. Учебно-познавательная мотивация развита слабо Ограничен объём знаний об окру-жающем мире.                                                                                      

Уровень сформированности психических процессов не соответствует возрастной норме:                                                                                                                                       - восприятие недостаточно дифференцировано, замедленное, характерна узость объема восприятия,  нарушена избирательность восприятия, оно недостаточно активно.  Снижено зрительное восприятие, нарушены пространственно-временные  представления;                                                               - внимание ниже возрастной нормы, характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью, низким объемом внимания.

- память механическая, объём памяти заниженный. Объём слухоречевой памяти в результате неоднократного повторения снижен (методика «10 слов»:1, 4, 3, 5, отсроченное воспроизведение – 3 слова). Слабо развита опосредованная, смысловая память;                                                                                                      - моторика недоразвита в целом. Затрудняется выполнять движения по словесной инструкции или в воображаемой ситуации.                                                                                                    - мышление. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Проявляется слабость регулирующей функции мышления, некритичность мышления. Характеризуется низким уровнем абстрактного мышления.  Слабость логического мышления проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

     Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается родителями. А. единственный ребёнок в семье. Для него созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка,  жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.

Таблица 1.

Основные этапы процесса психологического сопровождения

Этап

Содержание

Сроки

Диагнос-тический

-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

сентябрь 2019г. – октябрь 2019 г.

Реализа-ции програм-мы

-реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение);

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

- коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;

сентябрь 2019 г.-май

2020г.

Анализа и коррек-ции

-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы

май 2020г.

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

- Дискуссия, обсуждение, беседа;

- Наблюдение;

- Анкетирование, опрос;

- Консультирование;

- Методы групповой и индивидуальной работы;

- Проективные методы;

- Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

     Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

     Коррекционно-развивающие занятия реализуются через внеурочную деятельность. Периодичность:1 час в неделю, 34 часа в год. Материал каждого занятия рассчитан на 30 минут.

Критерии оценки эффективности программы:
- повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

- повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

- развитие личности учащегося;

- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;

Прогнозируемый результат:

- восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;

- коррекция несформированных психических функций;

- успешная адаптация к школьному обучению;

- развитие познавательной и учебной мотивации;

- развитие познавательных процессов;

- развитие самостоятельности и самоорганизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого – педагогического сопровождения ребёнка инвалида

Содержание индивидуальной образовательной программы---------------8-15    5.1. Содержание учебных программ, соответствующих индивидуальному учебному плану.    5.2.Учебный...

Лист индивидуального психологического сопровождения

В материале представлен "Лист индивидуального психологического сопровождения", отражающий динамику развития обучающегося за учебный год....

Карта индивидуального психологического сопровождения учащегося

Карта индивидуального психологического сопровождения учащегося...

Программа индивидуального психологического сопровождения детей (работа с ОВЗ)

Программа индивидуального психологического сопровождения детей (прошедших ТПМПК)....

Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение ребёнка

Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение ребёнка   Я, __________________________________________________________согласен (согласна)  ...