ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
учебно-методический материал по английскому языку (10, 11 класс) на тему

Марочкина Наталья Александровна

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОУ"СОШ№1Г РТИЩЕВА"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление учителя английского языка Марочкиной Н. А. на педагогическом совете «Проектная и исследовательская деятельность.

Что такое проект?

Е.С. Полат выделяет следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью: - интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами); - творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения); - коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль).

Проекты бывают не только групповые, но и индивидуальные. Каждый монопроект - часть души ребенка. Каждый школьник защищает свой проект. Подготовка и защита проводятся на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации языкового материала.

Творческие проекты охватывают каждого ученика. Дети могут попробовать себя в новом жанре, убедиться в своих силах и почувствовать естественную среду для использования ИЯ. Детям нравится коллективная форма работы, т.к. в группе каждый может найти применение индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам: каждый в проекте находит дело по душе и по силам. Кроме того, в группе есть сильные ученики, которые могут оказать помощь менее подготовленным детям.

В своей работе я часто использую разнообразные электронные ресурсы: мультимедийные программы, материалы, найденные в Интернет, интерактивные тесты, интерактивные программы при обучении по УМК “Enjoy English”. Они делают уроки разнообразными и интересными, учат детей пользоваться различными новыми технологиями.

В Интернет мы с учениками находим различную необходимую для проектов информацию: о музеях, достопримечательностях, информацию о текущих событиях в разных странах, информацию об экологической ситуации в разных уголках мира, о национальных праздниках и т.д. И эти материалы выступают в роли «реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации. При этом моя роль, как учителя английского языка состоит в том, чтобы адаптировать их к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню учащихся.

Работа над проектом содержит определённые трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на ИЯ: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, т.к. часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определённые языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом. Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта.  Как показал последующий анализ, учащиеся отметили сложности, с которыми столкнулись в работе и которые они научились преодолевать. Ребята указали следующие трудные моменты

-  лексический материал - много незнакомых слов, которых не было в учебниках;

- трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий твоей теме;

-трудно логически связно построить собственный текст, да так, чтобы его ещё было интересно читать и слушать.

       Но обучающиеся справились с этими проблемами.

          Трудности обусловлены следующими факторами: недостаточным уровнем языковой подготовки в отдельных группах;  нехваткой времени; непривычностью этой формы работы; недостаточной подготовленностью учителя к проектным формам работы; невысокой мотивацией к данному виду деятельности; трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию; риском трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися.

         Хочется еще раз подчеркнуть: чем вдумчивей учитель готовится к уроку, прогнозируя возможные речевые и неречевые действия учеников, планируя уровень опор, необходимых для каждой группы или школьников в отдельности, тем продуктивнее проходят занятия. Велика роль юмора и экспромта на уроке.

         Применяя метод проекта, увидела, что чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектирования т.к. они имеют признаки исследовательской и творческой деятельности. Как видим, данная педагогическая технология требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, информационных источников, консультантов и пр.), не всегда предсказуем ожидаемый результат и обнаружив объективные причины затруднений следует подумать о том, как избежать их в будущем, при удачной реализации целенаправленно поработать на успешный конечный результат.Результат мы можем увидеть и на “малоуспешных” учащихся. Пусть защита и не блестящая, но для ребёнка индивидуальное продвижение к успеху, который, я считаю, надо поддерживать.

        При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.

Примерная карта планирования содержания учебного проекта

и этапов его проведения

ФИО автор проекта

Марочкина Н. А.

№ и название школы

МОУ «СОШ 1 г. Ртищево»

Сформулируйте проблему

(Проблема должна быть значимой и понятной даже учащимся,)

Проблемы подростков

Выберите тему проекта

(Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета.)

Легко ли быть молодым?

Сформулируйте  гипотезу

(В гипотезе можно увидеть будущий продукт.)

Определите количества временя для проекта

(Планируя необходимое для проведения проекта время, ориентируйтесь на изучение законченной учебной темы или учебного раздела.)

4я четверть учебного года.

Выберите  возрастную категорию учащихся 

(Учитель выбирает определенную возрастную группу)

Обучающиеся 10 и 11классов

Сформулируйте  основополагающий вопрос

(Обширный, всеобъемлющий вопрос, который может охватить темы нескольких образовательных направлений или предметных областей или основополагающие вопросы те, на которые нельзя ответить одним предложением)

Легко ли быть молодым?

Сформулируйте проблемные вопросы

(Направляющие вопросы, относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые ищут ответ учащиеся в результате участия в проекте, Или вопросы, на которые учащиеся должны дать ответ в результате работы по проекту

  1. Почему подростковый период считается самым трудным и противоречивым в жизни человека.
  2.  Как помочь подростку справиться с трудной ситуацией?
  3. Может ли подросток правильно распорядиться своими правами?
  4. Кто или что может заставить подростка выполнять свои обязанности?
  5. Какие проблемы существуют в жизни у современных подростков?
  6. Кто или что может помочь подростку справится со своими проблемами?

 

Формулирование тем индивидуальных исследований учащихся

(Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.)

1.Какие права детей закреплены в «Конвенции по правам ребёнка» и других документах, принятых в нашей стране? Знают ли подростки свои права и обязанности? Как  знание правовых документов влияет на жизнь подростка?

2. Как решать проблему «отцов и детей»? Кто прав, кто виноват? Можно ли договориться с родителями?

3. Чем опасно тобако-курение? (Алкоголизм? Наркотики? Ранняя  половая жизнь? Участи  в грабежах и насильственных действиях? Склонность к суициду? Противопоставление себя коллективу? Проявление жестокости по отношению к другим? И т.п.)

4. Какие люди или организации в состоянии помочь подростку? Как не остаться один на один со своими проблемами? Кто твой лучший друг?

Учитель определяет, как ему помочь обучающимся, обращаясь к сайтам:

1.Работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся (http://www.libsid.ru/individualnoe-obuchenie-i-organizatsiya-dosuga-detey/individualnoe-obuchenie/rabota-pedagoga-po-aktivizatsii-poznavatelnoy-de)

2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ Саранова Надежда Анатольевна

( http://ito.edu.ru/2009/MariyEl/III/III-0-29.html )

3. Гандыбина О.В. Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка (http://postnikovo.ucoz.ru/load/24-1-0-22)

4. Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ Автор: Гольдт Елена Владимировна (http://licey102.k26.ru/mo/slov/goldt.htm)

Создается банк сайтов, необходимых для успешной работы подростков, облегчается работа, т. к материал сайтов адаптирован и  его содержание может быть понято.

Сайты Интернет:

Статьи социологов, психологов педагогов по теме «Проблемы подростков» на англ. языке

http://www.englishlanguage.ru/texts/list.php?ELEMENT_ID=669 

http://www.text.pp

http://www.youtube.com/watch?v=mEFPdNv2Ddk&feature=related http://kidshealth.org/teen/Welcome to TeensHealth
http://www.focusas.com/BehaviorProblems.html 

http://www.depression-helper.com/teens_article.htm

http://www.indiaparenting.com/teen-issues/155_1272/problem-teens.html 

http://www.boardingschools-troubledteens.info/school.shtml 

http://about-depression.blogspot.com/

http://about-depression.blogspot.com/

http://www.upublish.info 

http://www.unlimitedmom.com  - стихи и письма подростков

http://www.links2love.com/teens.htm  советы как вести себя на первом, втором и т.д. свиданиях ; любовные письма известных и не очень известных людей

http://www.sciencedaily.com/releases/2009/04/090423180235.h - советы подросткам как вести себя с родителями сайт журнала «Изучение проблем алкоголя и наркомании» на англ. языке.

www​.​Good-​Child-​Guide​.com – советы подросткам как себя вести в проблемных ситуациях

http://www.ehow.com/way_5172683_cell-phone-problems- советы подросткам teen.html#ixzz2Pbb6bjYihttp://www.law-of-attraction-parenting.com/teen-problems.html - советы подросткам

http://www.kiddiesrehab.org/Teen_Relationship_Problems_Help.html - живое общение с подростками on-line – скорая помощь для подростков

http://www.dvdraritet.ru/N3j08uQz/ Рекомендуемое нами Вам кино:

http://www.indianchild.com/teens/teenage-problems.htm  проблемы суицида в интерактивном режиме для англо-говорящих подростков

http://familydoctor.org/online/famdocen/home/common/addictions/alcohol/273.html - семейный доктор - вопросы охраны здоровья и здорового образа жизни

http://www.up74.ru/rubricks/obshhestvo/2010/maj-10/podrostki-prava-i-objazannosti-/ - журнал «Юрист» о правах ребёнка в нашей стране

http://www.hg.org/civilrgt.html  - гражданские права подростков

http://festival.1september.ru/articles/517380/  - уроки учителей английского языка, посвящённые похожей теме  сайт газеты «1 Сентября»

http://vsed.ru/?page=41b2994a-1e1e-42d8-b590-46633908f9a0&item=fa487ea2-8bfc-4a3c-8349-93ce03e1fdec&type=page – публикация конспекта урока по теме «Проблемы молодёжи»

Сами обучающиеся создают критерии для оценки

Актуальность  темы в данном тематическом  разделе;

Знание социокультурных реалий данной тематики;

Форма презентации и её  логическое построение ;

Аргументированность и наличие интересного иллюстративного материала; Активность участников группы во время обсуждения проекта;

Правильное оформление речи на английском языке ( фонетика, лексика, грамматика).  

Подготовка учащихся к проекту.

Подготовка к проекту начинается с самого первого урока данного цикла постановкой проблемы и выбора  темы будущего исследования.

Проблематизация

Тема 1. Уроки 1-2. Книга для учителя стр.59-60.

What Right Is Right For Me?

Цели:

Познавательный аспект - знакомство Декларацией и Конвенцией ООН по правам детей и основным правам, провозглашённым в данных документах;

Развивающий аспект – развитие способностей к логическому изложению, к функционально-адекватному восприятию грамматических структур и их использованию:

Воспитательный аспект -  формирование у учащихся сознательного отношения к своим правам;

Учебный аспект – формирование лексических навыков чтения и говорения; Сопутствующая задача  -  развитие умения делать краткие записи для построения собственного высказывания.

Речевой материал:

продуктивный –(non-) discrimination, protection, development, view, exploitation, poverty, aggressiveness, declaration, convention, the right to…

репродуктивный – harm, demonstration.

Работа над проектом: выбор возможной темы проекта.

Необходимо отметить, что на первом этапе учителю нужно разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Эта задача достигается при выполнении различных упражнений, данных в учебнике, тетради с печатной основой для ученика и книге для чтения.

Примерные лексические упражнения

Словообразование: в таблице даны начальные формы глаголов ( инфинитив); образуйте существительное , прилагательное или причастие , где это возможно.

Совместная постановка целей и задач проекта.

Занятия 2,3. Уроки 3-6. Книга  для учителя стр.61-64

Цели:

Познавательный аспект - знакомство с правами и обязанностями , с возрастными ограничениями, принятыми в странах изучаемого языка. знакомство с социальными проблемами в подростковой среде, знакомство с особенностями этикета в отношениях между юношами и девушками, принятыми в этих странах.

Развивающий аспект – развитие способностей к увеличению объёма оперативного запоминания на аудитивной основе, развитие способностей к переключению внимания в упражнениях комплексного характера, к логическому изложению, догадке по дефинициям.

Воспитательный аспект – формирование правовой культуры личности, убеждённости в ценности закона, соблюдение правил поведения, повышение социально-правовой активности учащегося, осознание ответственности за совершение действий, запрещённых моралью и правом, формирование этического отношения между юношами и девушками в вопросах любви и дружбы.

Учебный аспект – формирование лексико-грамматических навыков говорения, развитие умения читать с разными стратегиями.

Сопутствующая задача – развитие умения делать краткие записи информации, воспринимаемой на аудитивной основе, интерпретировать статистические таблицы и графическую наглядность, увеличение идиоматического словаря.

Работа над проектом – выдвижение гипотезы, формулирование основополагающего вопроса, постановка целей и задач, определение метода исследования.

Грамматическое упражнение на умение использовать в речи конструкцию «сложное дополнение с инфинитивом». Учащиеся по фотографии должны определить закон, затем должны вспомнить возраст, с которого законом разрешается то или иное действие для подростков.

В уроке 4ом после изучения материалов УМК учащимся даётся задание найти дополнительную информацию о подростковых проблемах как в нашей стране, так и за рубежом. Это связано с тем, что информация, предложенная в учебнике относится к 10 летней давности, и, конечно же, хочется оперировать самыми последними, свежими фактами, говоря о сегодняшним поколении.   Учитель может предложить учащимся определённые источники, как в периодической печати, так и Интернет ресурсы, но, обычно, ученики с энтузиазмом воспринимают такое задание и сами находят огромное количество различных фактов, чаще всего иллюстрирующих выбранную ими тему. Хотя, после самостоятельного сбора информации бывает так, что ученик хочет изменить тему будущего проекта, потому что новая информация, возможно, кажется ему более интересной и стоящей внимания и разработки в его проекте

Договор с подростком (См. приложение 9)

Мы, нижеподписавшиеся, совершеннолетние в составе Бабушка, Дедушка, Мама, Папа, именуемые в дальнейшем «Предки», и несовершеннолетняя Анна, именуемая в дальнейшем «Подросток», совместно именуемые «Сторонами», заключили настоящий договор о нижеследующем.

1. ЦЕЛЬ ДОГОВОРА.

Целью заключения
договора является намерение регламентировать права и обязанности Сторон.

2. ПРАВА ПОДРОСТКА.

Подросток имеет право на:
2.1 Ежедневные прогулки (нахождение вне дома и вне школы) в течение 2 (двух) часов в любое время по выбору в промежутке между 15-00 и 21-00 часами

2.2 Нахождение любого количества гостей (в разумных пределах) в ее комнате ежедневно в течение 2 (двух) часов в любое время по выбору в промежутке между 15-00 и 21-00 часами.
2.3 Получение карманных денег в размере:
2.3.1. 100 руб еженедельно - в любом случае,
2.3.2 50 руб за неделю - премирование за отсутствие оценок ниже «4» в течение недели
2.3.3 50 руб за неделю - заработная плата за выполнение работ в Интернете, порученных Папой.

3. ОБЯЗАННОСТИ ПОДРОСТКА

Подросток обязан:
3.1 Понимать, что плохая учеба - прямой путь в дворники.
3.2 Хорошо учиться, получать оценки не ниже «4».
3.3 Ежедневно делать уроки, в отсутствие гостей, с выключенным телефоном.
3.4 Ежедневно, к 18-00 и к 23-00 собирать посуду в посудомоечную машину.
3.5 Еженедельно, по субботам, сразу после школы, без напоминания убирать половину квартиры (наводить порядок, пылесосить, мыть полы).
3.6 Выполнять мелкие и нечастые поручения Предков, не входящие в состав постоянных Обязанностей (относить обувь в ремонт, ходить в магазин, на почту и т.п.)
3.7 Не позже 24-00 выключать компьютер, сдавать телефон и ложиться спать.

Проектирование и сбор информации.

Занятия 4-5, уроки 7- 11. Книга для учителя стр.63-65.

Цели:

Познавательные – знакомство с высказываниями зарубежных сверстников о проблемах молодёжи, знакомство с особенностями речевого этикета и требованиями соблюдения норм поведения с учётом национальных особенностей.

Развивающие – развитие способностей к логическому изложению, к формулированию выводов, к осуществлению продуктивных речевых действий,.

Воспитательные – формирование критического отношения к действительности, умения анализировать и давать оценку поступкам и событиям, формирование сознательного отношения к этическим нормам.

Учебные – совершенствование речевых навыков, развитие речевых умений в монологических и диалогических высказываниях, развитие речевых функций complaining and responding to the complaint.

Сопутствующие  - совершенствование навыков чтения и аудирования.

Работа над проектом – формулирование проблемных вопросов ученического проекта, планирование деятельности по реализации проекта, установление перечня и порядка действий (информация, методы исследования и методы обработки данных, средства исследования, формулирование частных вопросов; сбор информации, проведение исследования, структурирование и анализ данных, сравнение полученных результатов с гипотезой, коррекция проекта по итогам мониторинга.

Тексты для обсуждения учащимися на уроке подобраны таким образом, чтобы помочь ученикам обсудить выбранные ими проектные темы с разных точек зрения, помочь спланировать проблемные вопросы и частные вопросы, что в свою очередь обеспечит планирование самостоятельной  деятельности по реализации их собственного проекта. Тексты разнообразны по содержанию, форме, языковому репертуару, количеству новых лексических единиц; они подобраны по уровню обученности учащихся и их интересам. При подготовке к обсуждению текстов можно использовать групповые формы работы, напоминая учащимся, как нужно работать в группе. На доске должны находиться разговорные клише речевого этикета как для диалогических высказываний ( начало диалога, побуждение к вступлению в диалог,  ведение диалога, вежливое выражение согласия/несогласия, выход из диалога), так и монологических высказываний (начало высказывания, аргументирование своей точки зрения, распределение по очерёдности, по важности сообщения, добавление к выше изложенному, определение выводов и заключений, окончание речи).

Реализация проекта

Занятие 6-7. уроки 12-14. Книга для учителя стр. 65-68.

Цели:

Познавательный аспект – знакомство с жизнью подростков в разных странах.

Развивающий аспект  - развитие способностей к переключению внимания в упражнениях а разных видах речевой деятельности, к увеличению объёма зрительного восприятия, к осуществлению продуктивных действий, развитие способности к контролю и самоконтролю.

Воспитательный аспект – формирование критического отношения к действительности, умения анализировать и давать оценку поступкам и событиям,, находить логическое построение цепочки фактов, умозаключений для решения проблем индивидуального характера.

Учебный аспект – проверка уровня сформированности навыков и развития умений по различным видам речевой деятельности.

Речевой материал – лексика и грамматика предыдущих уроков.

Работа с проектом – изготовление продукта, оформление продукта, выбор формы презентации, подготовка презентации, определение критериев оценки презентации, презентация, самооценка и самоанализ, оценка проекта одноклассниками и учителем, рефлексия.

Возможные виды продуктов проектной деятельности – web-сайты, анализ данных социологического опроса, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, журнал, законопроект, игра, музыкальное или литературное произведение, пакет рекомендаций, публикация, серия иллюстраций, сравнительно-сопоставительный анализ, статья, сценарий, учебное пособие, экскурсия и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Программа внеурочной деятельности: "Основы проектной и исследовательской деятельности"

Программа внеурочной деятельности:  "Основы проектной и исследовательской деятельности"  5 класс....

Технологическая карта "Проектная и исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности учащихся".

Методика и организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии при изучении своей местности....

Презентация "Проектная и исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности учащихся".

Методика и организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии при изучении своей местности (Памятника природы)....

Методические рекомендации "Организация проектной и исследовательской деятельности в объединениях естественнонаучного направления деятельности"

Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих в кружках естественнонаучного направления деятельности...

Использование элементов проектной и исследовательской деятельности как способов системно-деятельного подхода при реализации ФГОС нового поколения

   Современное развитие научно-технического процесса общества создает необходимость в новом подходе к обучению и воспитанию школьников. Сейчас нашему государству нужны люди, способные...