«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»
статья по английскому языку на тему

Кравчук Наталья Викторовна

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя.. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основу которого положена новая идеология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя.. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основу которого положена новая идеология.

Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения. Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя. В стандартах нового поколения во главу угла мы ставим не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно.. 
Необходимость перехода на новые стандарты возникла, в связи с тем, что многие выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жизни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует делать и как. Одних знаний оказывается в жизни недостаточно. Выпускник должен научиться решать свои проблемы самостоятельно..

2014 – 2015 учебный год начинается в условиях завершения перехода всех образовательных учреждений России на Федеральный образовательный Стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в начальных классах и по мере готовности - на Стандарт (ФГОС ООО) в 5-х,6-х,7-х классах.

Иностранный язык стал в настоящее время общепризнанным средством межкультурной коммуникации, эффективным рычагом развития образовательного и культурного потенциала, интеллектуальных и личностных способностей современного школьника. Обучение иностранному языку в условиях ФГОС рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т.е. в сочетании языкового/иноязычного образования с элементарными основами литературного образования и, а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другими предметными областями .

Первый опыт внедрения ФГОС показал, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых образовательных стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой. 
Изменились требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. (слайд5)

Изменился характер деятельности учащихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.

Изменилась роль учителя на уроке, теперь учитель перестает быть единственным носителем знания, как было раньше и

Новые задачи предполагают изменения в подходах к изучению иностранных языков, в частности, в требованиях к уровню владения ИЯ, определение новых подходов к отбору содержания и к методической организации материала, к принципам обучения.

Основное назначение обучения ИЯ состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, реальное практическое овладение иностранным языком, что должно способствовать развитию личности школьников, формированию научной картины мира, критического мышления, а также социальной адаптации выпускников школы, их конкурентоспособности на рынке труда.

Диалог культур ориентирует на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения иностранному языку, приобщает школьников к культуре страны изучаемого языка, содействует развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры,

В целом это должно обеспечить решение обозначенной выше задачи - воспитание человека культуры, гражданина и патриота своей страны и гражданина мира, способного интегрироваться в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.

В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования современными подходами к обучению иностранным языкам являются личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный, социокультурный/межкультурный, а также компетентостный подходы. Содержание языкового образования ориентировано на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами изучаемого иностранного языка.

Личностная ориентация содержания образования, его практическая направленность выражаются в

  • учете возрастных особенностей школьников на каждой ступени обучения, их интересов, возможностей и потребностей,
  • -опоре на принципы дифференциации и индивидуализации обучения;
  • постановке учащегося в ситуацию выбора при использовании учебного материала, форм работы, а также при разноуровневом обучении на старшей ступени
  • учете профессиональных устремлений школьников и их потребности в самоопределении за счет введения предпрофильной подготовки в конце основного курса и профильного обучения на старшей ступени;
  • формулировке требований к уровню подготовки учащихся, к развитию интегративной коммуникативной цели обучения(слайд9)

В основу ФГОС 2-го поколения положен принцип метапредметного подхода в обучение. Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. Бесспорным является тот факт, что в настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять.Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать.

Работа над универсальными учебными способами действий и переориентация образовательного процесса на личность ученика, лежащие в основе метапредметного подхода, способствуют сближению позиций преподавателя и учащегося как исследователей, активно преобразующих содержание изучаемых предметов и должны быть положены в основу процесса обучения в современном общеобразовательном учреждении.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, позиция ученика в системно – деятельностном подходе – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя.

Как только мы, учителя, осознаем то, что нашей главной задачей является научить школьников общаться на иностранном языке, говорить о том, что их окружает и волнует, мы можем создать такие условия обучения, в которых дети начнут действительно говорить, а не выполнять набор упражнений для того, чтобы когда-нибудь в будущем заговорить на иностранном языке.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в целом. Хотелось бы остановиться на некоторых основополагающих принципах, которые мы- учителя иностранного языка должны используем при подготовке урока в условиях ФГОС

1. Урок – часть всей системы обучения языку. Чтобы сделать процесс обучения более целенаправленным и последовательным, проектирование урока начинаем с определения того, какую роль играет конкретно взятый урок в структуре изучения темы, раздела, курса.

2. Постановка цели урока – начальный этап проектирования урока. Формулируем цель урока таким образом, чтобы она была бы диагностируема, легко проверяема в конце урока.

3. Используем деятельностный подход. Вводим новый языковой материал в речевую практику учащихся за счет установления учащимися связи между уже известными им и вновь вводимыми языковыми явлениями. Это учит пользоваться новым языковым материалом в процессе решения актуальных задач через говорение, аудирование, чтение и письмо.

4. Урок иностранного языка строим на решении реальных, но не выдуманных задач и проблем.

5. Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна находим в многообразии форм организации этого процесса. Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность наиболее часто используются учителями иностранного языка. языка.

6. Ученики не должны «играть в иностранный язык» на уроке, а должны иметь возможность изучать его в ходе рассмотрения актуальных вопросов. Поэтому задача учителя – не наблюдать со стороны на искусственно созданную ситуацию, а непосредственно участвовать в процессе общения, максимально воспроизводящего реальную ситуацию.

Реализация перечисленных принципов является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов.

Следует отметить, что очень часто в процессе обучения мы сталкиваемся с проблемой отсутствия у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому.

Одна из проблем с которой мы столкнулись в этом учебном году, работая в рамках ФГОС-выбор учебников.

Главный критерий выбора учебников образовательной организацией - это их наличие в федеральном перечне и соответствие конкретной образовательной программе. Федеральный перечень на 2014-2015 уч. год имеет отличительные особенности по сравнению с прошлым периодом.

Особенностью федерального перечня на 2014/2015 учебный год является факт того, что он состоит только из рекомендованных учебников, соответствующих ФГОС. Списка допущенных учебников и учебников, соответствующих Федеральному компоненту (ФК) в нем нет. В Федеральный перечень на 2014/2015 год не вошли некоторые учебники, которые широко использовались в школах нашего региона. Например, УМК издательства «Титул» (линия Биболетовой М.З.).

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»(№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012года), который повышает требования для учебников, входящих в федеральный список. Теперь в федеральный перечень будут входить исключительно учебники, представляющие завершенную предметную линию: материал в учебниках по одному предмету для разных классов должен быть изложен последовательно и опираться на единую методологическую основу, а сам учебник должен сопровождаться методическим пособием для учителя, которое поможет ему более эффективно проводить уроки. Также школьные учебники должны иметь электронные приложения

Еще одна проблема - материально-техническая база . Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя государственные требования к материально-техническим и иным условиям еѐ реализации.

Для реализации ФГОС начального, основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся Минобрнауки подготовлены рекомендации «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудование» .

Проблемы есть. Но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и современнейшее оборудование не дадут результата, если не изменить самого учителя. (слайд 12).Изменения есть.
Отмечается ряд положительных тенденций в работе учителей иностранного языка:

  • использование учителями в работе современных образовательных технологий;
  • положительная динамика использования учителями в практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий);
  • ориентация учителей иностранных языков на организацию здоровьесберегающей среды
  • осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения;
  • возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами, положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности.(слайд 13)
    Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
    Что позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта?
    Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, имеющееся ресурсное обеспечение и высокий уровень педагогического мастерства .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация методических мероприятий по введению ФГОС основного общего образования

Работа посвящена вопросам введения ФГОС в основной общей школе. Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку. Кроме эт...

Основные принципы модульного обучения в процессе преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях.

Одной из основных задач современной школы является развитие мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. Что же касается такого предмета, как «Иностранный язык», проблема появляет...

Формирование УУД через интеграцию предметов естественнонаучного цикла в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.

Характеристика особенностей преподавания предметов естественнонаучного цикла  в школе с углубленным изучением языка. Методическая разработка интегрированного урока химии и физики  "Научный п...

Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.

. «Нужно, чтобы дети,по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом»К.Д. Ушинский...

«Совершенствование профессионализма учителя физики в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»

С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт II поколения. Новая система образования переходит от традиционного представления результатов...

Применение электронных образовательных ресурсов в условиях перехода на ФГОС основного общего образования

Применение электронных образовательных ресурсов в условиях перехода на ФГОС основного общего образования...

«Интеграционная информационно-образовательная среда образовательной организации как фактор развития творческой и интеллектуальной деятельности учащихся в условиях перехода к ФГОС среднего общего образования»

Одной из приоритетных задач в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знан...