Основные принципы модульного обучения в процессе преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях.
статья по английскому языку по теме

 

Одной из основных задач современной школы является развитие мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. Что же касается такого предмета, как «Иностранный язык», проблема появляется постепенно при переходе от младшей школы к средней и так далее. Иными словами, происходит снижение интереса к овладению языком, а это, в свою очередь, отодвигает достижение планируемой цели обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Блудова Виктория Петровна

                                                                   МБУ СОШ № 13 г.о.Тольятти

Основные принципы модульного обучения в процессе преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях.

Одной из основных задач современной школы является развитие мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. Что же касается такого предмета, как «Иностранный язык», проблема появляется постепенно при переходе от младшей школы к средней и так далее. Иными словами, происходит снижение интереса к овладению языком, а это, в свою очередь, отодвигает достижение планируемой цели обучения.

Новые ориентиры в общем образовании рассматривают учение как процесс умственного развития, что позволяет использовать усвоенное на практике, и приводит к созданию динамически структурированных систем умственных действий (при условии использования индивидуальных программ обучения и развития внутренней нравственно-волевой регуляции).

К сожалению, при проведении традиционного урока, дети плохо включаются в процесс обучения. Решить данную проблему возможно с помощью внедрения инновационных педагогических технологий в процесс преподавания, способных сделать общее образование гибким, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения.

Одна из таких технологий – технология блочно-модульного обучения. Она имеет следующие преимущества: возможность многоуровневой подготовки, создание условий для развития коммуникативных навыков, тесного контакта с учителем через индивидуальный подход, создание условий осознанного мотивированного изучения личностно-значимых учебных предметов, уменьшение стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах.

По мнению таких исследователей данной проблемы, как  Крачак О.Е., Шамовой Т.И., Чошанова М.А., Гареева В.М., модульные технологии индивидуализируют и создают условия для самостоятельной познавательной деятельности.

Как известно, обучение эффективно,  когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика. Именно модульное обучение позволяет практически решить эту задачу.

Что же следует понимать под модульной технологией  - это реализация процесса обучения путем разделения его на системы "функциональных узлов", а именно, профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемым более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированные результаты обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности.

 Таким образом, реализуется воспитание ученика-исследователя. Это процесс открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск. Делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований, развивается мышление ребёнка. Знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда. Такое обучение характеризуется творческим усвоением знаний, исходя из внутреннего хода развития каждого ребёнка.

Учебное исследование позволяет обучаться школьнику в зоне его ближайшего развития. Опора при таком обучении делается не на те мыслительные процессы, которые уже развиты, а на те, которые находятся в процессе созревания. И таким образом, применение данной технологии позволяет сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка.

Свое название модульное обучение получило от термина «модуль», который, в свою очередь, является средством этой технологии  обучения.

 Модуль может представлять собой программу обучения, которая индивидуализируется по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, а также по темпу обучения.

При внедрение модульной технологии в практику от учителя требуется четкое понимание принципов модульного обучения :

   1) принцип модульности, который  предполагает :

  1. конструирование учебного материала таким образом, чтобы было обеспечено достижение каждой поставленной перед учеником цели
  2. представление учебного материала законченным блоком
  3.  интегрирование различных видов и форм обучения

в практике преподавания английского языка этот принцип использован при составлении учебно-методических комплексов. Так современное учебное пособие по английскому языку «Enjoy English» Биболетовой М.З. состоит из отдельных тем (модулей), которые в своей совокупности составляют содержание обучения для определенного языкового уровня;

2) принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов и осознанной перспективы предполагает  разработку разноуровневых дидактических целей - комплексных, интегрированных, частных – на курс, класс – на основе структурирования содержания образования;

  3) принцип динамичности включает идею открытости, которая понимается, как возможность видоизменить информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, сделать анализ каждого этапа урока с позиции адаптивности, комфортности ученика;

4) принцип системности, действенности, оперативности знаний сочетается с вариативностью обучения, означающей разнообразие его содержания, форм и методов, смену учебной деятельности, формирование общеучебных и специальных умений и навыков;

5) принцип гибкости предполагает направленность обучения на развитие личности ученика через создание условий по формированию индивидуального стиля учебной деятельности;

6) принцип успешности каждого обучаемого предполагает использование стимулирующего поощрения активной деятельности ученика при работе оценочной системы и означает индивидуализацию обучения на основе результатов мониторинга по определению зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;

7) принцип разносторонности методического консультирования заключается в том, что модульная программа содержит рекомендации учителя, облегчающие усвоение информации (алгоритмы, системы вопросов и т.д.)

После освоения принципов данной технологии мы можем  приступить к проектированию модульной программы.  Но здесь учитель должен осознать и определить свои новые функции. Их новизна заключается в следующем :  

 а) учитель управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно-познавательной деятельности учащихся, а именно мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания, и добивается положительного отношения к предмету;  

б) учитель  организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с информационными материалами;                                                                  

в) учитель использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;

г) учитель создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику, создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества;                                                                                                                    д ) учитель организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.

Чтобы построить модульную программу курса необходимо двигаться в познании от общего к частному. Только после понимания и осознания сущности явления в целом, как системы, можно определить конкретные его проявления.      Поэтому реализация модульной технологии требует кропотливой работы над структурированием содержания образования, в основе которой - алгоритм переструктурирования учебного материала (четко определенный порядок использования многообразных форм работы с учебным материалом и форм организации учебно-познавательной деятельности). Далее строится технологическая карта урока-блока и технологическая карта предметного модуля, включающего завершенный цикл уроков-блоков по конкретной теме, блоку учебной программы, временному отрезку изучения предмета (четверти, полугодия, триместра) и т.д.

                          Примерная схема модульной программы

Особенно важным моментом в составлении технологической карты модуля является определение ключевых форм организации учебно-познавательной деятельности, прогнозирование форм контроля и предполагаемых результатов.

 В начале работы с каждым модулем учитель информирует учащихся об объеме модуля, порядке работы с ним и выдает модульную программу или методическое указание, ее замещающее.

К модулю прилагается: «Приложение с упражнениями», «Листок контроля», «Схема уровня знаний», с помощью которой ученики оценивают свою работу.           Выполнение модуля осуществляется после предварительного изучения нового грамматического материала. На выполнение учебного модуля, если самостоятельная работа проводится на уроке, учитель отводит определенное время, о котором он заранее информирует учащихся. Если же подобная работа запланирована как домашнее задание, то ученик выполняет его в индивидуальном темпе. Но сначала, конечно, такую работу следует проводить на уроке, чтобы научить учащихся работать с модулями и, в случае возникновения трудностей, оказывать своевременную помощь и давать необходимые пояснения.

Итак, модульное обучение имеет следующие преимущества:

  1. почти все ученики работают самостоятельно, (некоторые - с определенной «порцией» помощи учителя), достигают конкретной цели учебно-познавательной деятельности - закрепляют знания по определенной теме;
  2. работая максимум времени самостоятельно, учащиеся учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке, это дает им возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы;
  3. использование учебных элементов модулей дает возможность развитию таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм;
  4. во время выполнения модуля учащиеся обычно не нарушают дисциплину и не отвлекаются на посторонние дела.

Внедряемое в школьную практику обучение с использованием модулей позволяет модернизировать традиционные методы (групповые, игровые, парные, и т.д.) при   обучении грамматике, лексике и т.д. Крачак О.Е. отмечает, что модульное обучении также помогает решать ряд задач обучения и воспитания . В частности:

  1. выявление, инициирование, использование личного опыта учащихся;
  2. развитие индивидуальных познавательных способностей учащихся;
  3. создание условий для включения каждого учащегося в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития;
  4. определение индивидуальной программы обучения;
  5. создание условий познания себя, самоопределения и самореализации;
  6. дифференциация процесса обучения;
  7. сотрудничество учителя и ученика;
  8. свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;
  1. обеспечение положительных результатов в обучении и воспитании;
  2. формирование адекватной самооценки учащегося (своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений);
  3. формирование умения ориентироваться в заданиях.

Если говорить о недостатках модульного обучения, то к основным следует отнести следующие:

  1. составление модулей довольно трудоемкий процесс и занимает много времени;
  2. невозможность применения данного метода на любом материале: малопригоден для такого обучения эмоционально-образный или описательный материал.

По оценкам исследователей (П.И. Третьякова, И.Б. Сен-новский, П. Юцявиченя и др.), модульное обучение позволяет сократить учебный курс дисциплины примерно на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Сжатие учебного материала посредством укрупненного, системного его представления происходит троекратно при первичном, промежуточном и конечном обобщении.

                                       Использованная литература:

1. Гез Н.И., Миролюбов А.А. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1982. – 412с.

2. Гостин А.М., Чернышев А.С. Организация обучающей деятельности в открытой гипермедийной среде. // Современные информационные технологии в образовании. - Рязань, 1998. – с.67 – 70

3. Пассов Е.И., Кузовлёв В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение. 1993.

4. Андарало А.И., Шилова Е.С. Новые педагогические технологии – фактор повышения качества образования в университете// Адукацыя i выхаванне, 2002.

5. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии.- Алма-Ата, 1980 г.

6. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М., 1998г.

7. Валетов В.В., Пашкас В.К., Мамчиц В.Р. Проблемы организации управления модульной системой  обучения //Адукация i выхаванне, 1999.-№12

               

Цели модуля

        Модуль 3

Интегрирующая цель

       Модуль 2

Интегрирующая цель

        Модуль 1

Интегрирующая цель

Комплексная дидактическая цель                                

Проверка изученного

Закрепление пройденного

Повторение изученного

Контроль усвоения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический мониторинг в учебном процессе по предмету "Иностранный язык"

Педагогический мониторинг – это процесс, представляющий собой последовательное осуществление сбора сущностной и разносторонней информации о качестве образования, ее обработки, систематизации, глубоког...

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании предмета "Иностранный язык"

Современный этап развития, характерными чертами которого являются многочисленные динамичные социально-экономические перемены «требует поиска инновационных методов решения социально-стратегических зада...

Программа внедрения педагогической технологии "метод проекта" в процесс преподавания предметов "Русский язык" и "Литература" на второй ступени обучения

Настоящая Программа посвящена вопросу внедрения педагогической технологии «метод проекта» в процесс преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» на второй ступени обучения. «Метод проекта» рас...

Анализ состояния преподавания предмета иностранные языки

Разработка включает в себя анализ состояния преподавания предмета немецкий язык со 2 по 11 класс, и предмета английский язык в 9-11 классах...

Реализация технологии дифференцированного обучения в процессе преподавания предметов музыкально-теоретического цикла

Индивидуализация и дифференциация учащихся – один из ведущих принципов развивающего обучения в музыкальной педагогике. На основе индивидуального и дифференцированного подходов можно учесть особенности...

«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...