"Реализация независимой оценки качества образовательной деятельности по иностранному языку" Выступление на заседании РМО учителей иностранного языка
учебно-методический материал по английскому языку (9, 11 класс) на тему

В докладе говорится о важности независимой оценки качества ( ЕГЭ, ОГЭ ) и о подготовке выпускников к успешному выполнению раздела "Личное письмо" на экзамене. Прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл раздел "Письмо" ОГЭ, ЕГЭ601.16 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на заседании РМО учителей иностранных языков 24.08.2016г.

Абрамчик Е.Ф.

 Реализация независимой оценки качества образовательной    

                  деятельности по иностранному языку                    

Проблема оценки качества образования является сегодня одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации. Общая черта системных изменений в образовании – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы его оценки, приведение в соответствие с требованиями общества.

Решающим шагом нормативного представления и реализации нового содержания образования выступает разработка образовательных стандартов. Посредством стандартов проектируется образовательный уровень, а значит и образовательный потенциал, во многом определяющий рейтинг страны в глобальном информационном сообществе.

Поскольку в новой модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, то важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты.

В настоящее время существует общероссийская система оценки качества образования . Одна из основных задач этой системы является возможность  оценивать уровень учебных достижений выпускников образовательных учреждений для проведения государственной (итоговой) аттестации, проведения отбора при продолжении обучения на следующей ступени образования.

Система оценки качества образования определяется ведущими целями образования и образовательной системой. Эту систему можно представить в виде пирамиды, вершиной которой является международная система образования, а основанием обучающийся.

Нижним (базовым) уровнем выступает оценка учащегося в системе среднего общего образования через оценку его индивидуальных достижений.

Независимая оценка общеобразовательных достижений – это оценка конкретных знаний, умений и навыков по учебным предметам, технологией которой являются единый государственный экзамен для учащихся 11 классов, новые формы итоговой аттестации выпускников 9 классов, итоговый контроль выпускников 4 классов.

Таким образом, задача школы – подготовить учащихся к успешной сдаче данных экзаменов.

Структура экзаменационной работы по иностранным языкам претерпела некоторые изменения с 2009 г., с момента введения ЕГЭ в штатный режим. КИМ ЕГЭ 2016г. по иностранным языкам состояли из четырёх письменных разделов и одного устного. В них проверялись умения в аудировании, чтении и письме, лексико-грамматические навыки, а также умение высказываться на заданную тему.

По сложности задания были разделены на три уровня. Во все разделы экзаменационной работы, помимо заданий базового уровня, были включены задания повышенного и(или) высокого уровня сложности. Уровень сложности каждого задания определялся сложностью языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания.

Все присутствующие, конечно, хорошо знают структуру экзамена по иностранным языкам на ОГЭ и ЕГЭ. Сегодня я бы хотела поговорить об одном из самых неоднозначных заданий, это «Письмо».

Раздел 4 «Письмо» состоит из 2 заданий, выполнение которых требует демонстрации разных умений письменной речи, относящихся к двум уровням сложности (базовому и высокому). Первое задание - это написания личного письма на основе письма-стимула от зарубежного друга по переписке;

Задания открытого типа с развернутыми ответами составляют чрезвычайно важную часть экзаменационной работы, т. к. именно в этих заданиях проверяются продуктивные умения и навыки. Они значительно увеличивают дифференцирующую способность контрольных измерительных материалов и тем самым помогают выявить выпускников и абитуриентов, имеющих наиболее высокий уровень языковой подготовки.

Эти изменения повышают важность раздела «Письмо» как единственного раздела, содержащего задания со свободно конструируемым ответом, и повышают ответственность экспертов-экзаменаторов, которым предстоит оценивать выполнение экзаменуемыми этих заданий.

Выполнение заданий раздела «Письмо» наиболее ярко характеризует различия в уровне коммуникативной компетенции выпускников: чем выше ее общий уровень, тем лучше выполняют экзаменуемые задания С1, С2, и средний балл сильной группы обучающихся за выполнение этих заданий выше их среднего балла за выполнение заданий других разделов. Таким образом, выполнение заданий этого раздела является в высшей степени показательным, поэтому и важно представить  подробный анализ типичных ошибок в выполнении заданий этого раздела и дать методические рекомендации по их преодолению.

При написании личного письма наиболее типичными ошибками являются:

 неумение представить полный и точный ответ на запрашиваемую в письме информацию;

 неумение ставить вопросы в соответствии с предложенной темой и/или недостаточное количество вопросов;

 нарушение стиля личного письма (обращение, подпись, завершающая фраза);

 отсутствие благодарности и/или ссылки на предыдущий контакт, надежды на последующий контакт;

 ошибки в оформлении организации текста (отсутствие адреса и даты; дан адрес того, кому направлено письмо; указание фамилии в адресе; адрес написан не в правом верхнем углу; неправильное деление на абзацы; логические ошибки; обращение, завершающая фраза и подпись даны не на отдельных строчках);

 несоблюдение требуемого объема :100–140 слов на ЕГЭ и 100-120 слов на ОГЭ.

Успешность выполнения этого задания напрямую зависит от точного понимания учениками своей задачи и критериев, по которым будет оцениваться его работа.

Итак,

Личное письмо

• внимательно прочитать не только инструкции, но и текст-стимул (отрывок из письма друга на английском языке);

• при ознакомлении с текстом-стимулом выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в ответном письме;

• составить разные типы вопросов для запроса информации;

• наметить план своего ответного письма;

• не забыть написать адрес и дату в правом верхнем углу письма;

• во вступительной части письма выразить благодарность за полученное письмо и, возможно, извинение, что не сразу написан ответ;

• в основной части письма ответить на все заданные вопросы и задать необходимые вопросы другу по переписке;

• в заключительной части письма упомянуть о будущих контактах, подписать письмо;

• правильно использовать языковые средства;

• проверить

– соответствие содержания своего ответного письма письму-стимулу (поставленным коммуникативным задачам),

– правильность организации и логичность текста;

– правильность языкового оформления текста.

Письменная речь относится к продуктивным видам речевой деятельности и, в первую очередь, оценивается с точки зрения успешности выполнения коммуникативной задачи. Тем не менее, до недавнего времени успешность работы учащегося определялась в основном по количеству лексико-грамматических ошибок, и отметка выставлялась без учета выполнения коммуникативной задачи.

Оценивая выполненную работу по критерию «Языковое оформление текста», следует помнить, что это задание базового уровня, а значит, мы не должны предъявлять к нему завышенных требований, например в области пунктуации, которая в школьной программе представлена в крайне ограниченном объеме. Но если в работе не ставится точка в конце предложений, это следует считать ошибкой.

По поводу объема письма.

Требование к учащимся соблюдать заданный объем не является чисто формальным, оно прямо связано с содержанием письменного высказывания и в конечном итоге с выполнением коммуникативной задачи. Апробационные исследования, анализ выполненных учащимися работ показали, что при объеме личного письма менее 90 слов коммуникативная задача не может быть выполнена. Недостаточный объем письменной работы – это показатель низкого уровня владения языком, ограниченности лексического запаса и несформированности языковых навыков.

Превышение объема, с другой стороны, показывает неумение учащегося вдуматься в поставленную перед ним коммуникативную задачу, отобрать действительно важный для ее выполнения содержательный материал и четко сформулировать свои мысли. Часто превышение объема работы вызвано тем, что экзаменуемый старается вставить в свою работу выученные наизусть отрывки из пресловутых «топиков», что ведет к уходу от темы, а иногда – к ее полной подмене.

И хотя лично я говорю ребятам, что написание личного письма – это легкий способ заработать 10 баллов на ОГЭ и 6 баллов на ЕГЭ, я, конечно, лукавлю. Ведь на самом деле это очень многозадачная деятельность, и подготовка к ее выполнению начинается с самых начальных классов.

Так, например, уже во 2-3 классах школьники учатся правильно использовать слова-связки (для личного письма достаточно употребления таких слов, как but, and, because, I think, I’m sure).

В следующем классе дети пишут приглашения на праздник или поздравительные открытки. И здесь уже надо учить ребят правильно писать адрес, дату, завершающую фразу, подпись. Уже на этом этапе можно начинать готовить детей к правильному подсчету написанного и к корректировке количества слов.

Так, простое упражнение на увеличение количества слов и вместе с тем на большую красочность и естественность личного письма: добавьте в скучный текст прилагательные (а чтобы ребята их легче вспомнили, при устной разминке в начале урока следует употребить как можно больше прилагательных).

В более старших классах мы знакомимся со структурой письма, и тогда уместно такое упражнение, как :

Определите, в начале или в конце письма будет использоваться каждая из нижеприведенных фраз и какую функцию она выполняет.

1. Dear Ann,

2. Write back soon

3. Much love,

4. I guess it’s time I got on with that studying I’ve been avoiding

5. My darling.

6. I really should have written sooner…

7. Take care,

8. It was great to hear from you again

9. Dear Ms Miller,

10. Keep in touch

11. Best wishes,

12. I am sorry I haven’t written for so long but I‘ve been really busy with…

13. Lots of love,

14. Hope to hear from you soon

15. All the best,

16. Anyway, I must go and get on with my work

17. I was very glad to get your letter

18. I must apologize for not writing earlier

19. Sorry, my mum is calling me

20. Thanks for your recent letter. It was good to hear from you

21. Look forward to seeing you soon

22. I’m sorry I’ve taken such a long time to reply to your last letter

23. Dear Uncle Jerry,

24. Yours,

Или другое:

Выберите обращения, которые могут быть использованы в личном письме.

Dear Richard,

Dear Madam,

Dear Aunt Mary,

Dear Mr Fountain,

Dear Alice,

To whom it may concern

Dear Sir,

Dear Editor.

Или еще одно:

Выберите завершающие фразы, которые могут быть использованы в личном письме.

Yours faithfully

Love

Yours sincerely

Best wishes

Yours

Much love

All the best

Yours truly

Sincerely

Take care

Best regards

Соотнесите названия частей личного письма с их расположением на схеме:

1) дата;

2) начало письма:

а) благодарность за полученное письмо;

б) извинение, что не писал раньше;

3) подпись;

4) фраза об упоминании дальнейших контактов;

5) основная часть письма;

6) завершающая фраза;

7) обращение;

8) адрес.

А теперь небольшой практикум:

ЗАДАНИЕ 1. Вы приступаете к проверке задания С1. Ваш первый шаг:

а) проверить правильность написания адреса

б) подсчитать количество слов в работе

в) проверить правильность оформления письма

г) любое из перечисленных, порядок выполнения не имеет значения

ЗАДАНИЕ 2. В проверяемом выполненном задании 170 слов (ЕГЭ). Ваше действие:

а) проверю работу полностью, но снижу 1 балл по критерию «Организация текста» за превышение объема

б) проверю работу полностью, но снижу 1 балл по критерию «Содержание текста» за превышение объема

в) отсчитаю 154 слова от начала работы, отчеркну эту часть и буду проверять только ее

г) отсчитаю 140 слов от начала работы, отчеркну эту часть и буду проверять только ее

ЗАДАНИЕ 3. В проверяемом выполненном задании 154 слова. Ваше действие:

а) проверю работу полностью, но снижу 1 балл по критерию "Организация текста" за превышение объема

б) проверю работу полностью, но снижу 1 балл по критерию "Содержание текста" за превышение объема

в) проверю работу полностью, не снижая баллов ни по одному из критериев за превышение объема

г) отсчитаю 140 слов от начала работы, отчеркну эту часть и буду проверять только ее, не снижая баллов ни по одному из критериев за превышение объема

ЗАДАНИЕ 4. В проверяемом выполненном задании 93 слова. Ваше действие:

а) проверю работу, но снижу 1 балл по критерию «Организация текста» за недостаточный объем

б) проверю работу, но снижу 1 балл по критерию «Содержание текста» за недостаточный объем

в) не буду проверять работу и выставлю за нее 0 баллов

г) проверю работу, не снижая баллов ни по одному из критериев за недостаточный объем

ЗАДАНИЕ 5. В проверяемом выполненном задании 89 слов. Ваше действие:

а) проверю работу, но снижу 1 балл по критерию «Организация текста» за недостаточный объем

б) проверю работу, но снижу 1 балл по критерию «Содержание текста» за недостаточный объем

в) не буду проверять работу и выставлю за нее 0 баллов

г) проверю работу, не снижая баллов ни по одному из критериев за недостаточный объем

Очень важно обучать детей самостоятельно анализировать и оценивать свою собственную работу. Поэтому начиная с 8 класса мы знакомимся и с дополнительной схемой оценивания личного письма. Ребята проверяют чужие письма, оценивают их по баллам, объясняют, за что снизили оценку, а что понравилось, и они возьмут это на вооружение.

В своих классах мы с ребятами готовим шаблон личного письма, и на экзамене им надо только полностью ответить на все вопросы из письма-стимула, а на ЕГЭ еще и задать свои вопросы по предложенной в задании теме.

Вот результаты моих учеников на ЕГЭ

Фамилия

Содержание (2)

Организация(2)

Язык(2)

Итого(6)

                                                                                2013г.

Григорьев Ж.

2

2

1

5

Гришина М.

1

2

2

5

Зяткевич О.

2

2

1

5

Фоменко П.

2

2

2

6

Нильцевская О.

2

2

2

6

                                                                                2014г.

Недилько Е.

2

2

2

6

Капустина А.

2

2

2

6

                                                                                2015г.

Гарькавенко Л.

2

2

1

5

Костылева Е.

2

2

2

6

Курбатова А.

2

2

2

6

Сафронова В.

2

2

1

5

Цыбров Н.

1

2

2

5

Шмелькова Е.

2

2

1

5

Как видно, у всех стоит максимально количество баллов по организации письма, а это благодаря шаблону и четкой структуре письма. Почти все отследили, на все ли вопросы даны полные ответы и соблюли требования по объему (это критерий «содержание»). Наибольшее количество ошибок допущено в разделе «языковое содержание». Так что мне еще надо тренировать учеников находить ошибки и критически подходить к написанному. А в целом результатами я довольна.

Таким образом, для успешной реализации независимой оценки качества знаний учащихся по иностранному языку нужна тщательная работа, необходимо четкое понимание задачи и планомерное продвижение к ее осуществлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание МО учителей иностранного языка От 30.10.2014г.

Полнота проверки достижения всех планируемых результатов по английскому языку обеспечивается тем, что итоговая оценка выпускника основной школы по предмету складывается из накопленной (внутренней) оце...

Программа внеурочной деятельности как инструмент подготовки к независимой оценке качества обучения по английскому языку

Программа внеурочной деятельности как инструмент подготовки к независимой оценке качества обучения по английскому языку...

Статья Взаимосвязь качества образовательной деятельности и конкурентоспособности в современной общеобразовательной школе на примере изучения нескольких иностранных языков

Качество образовательной деятельности учебного заведения и его конкурентоспособность являются необходимыми элементами успешного образования.Имея достаточно большой опыт работы в образовательной сфере ...

Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (презентация 2021 г.)

Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...

Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (2021 г.)

Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...