Преемственность обучения английскому языку в начальной и средней школе. Развитие лингвистической компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка.
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Гнездилова Олеся Юрьевна

Данная статья отображает условия для осуществления успешной преемственности в обучении английскому языку, формирование лингвистической компетенции в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_obucheniya_angl._yazyku.docx44.56 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность обучения английскому языку в начальной и средней школе. Развитие лингвистической компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка.

Преемственность – один из общедидактических принципов системы непрерывного образования вообще и методики преподавания иностранного языка в частности. Преемственность предполагает последовательность образовательно-воспитательной работы, при которой в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе.

Одним из условий осуществления преемственности в обучении иностранному языку является постоянное взаимодействие учителей начальной школы и учителей среднего звена. Взаимодействие учителей подразумевает постоянную работу по составлению программ обучения, системы оценивания, определения уровня знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся в конце 4 класса. Наилучшая преемственность осуществляется при продолжении работы с детьми того же педагога, который обучал их в начальной школе. Преимуществом в данном случае является:

- знание требований и форм обучения учителя учащимися;

- учет знаний, умений и навыков учащихся учителем;

- соблюдение одной системы оценивания;

- знание психологических особенностей каждого учащегося.

        Большое значение в вопросе преемственности играет выбор учебно-методического комплекта. Для осуществления данного процесса следует использовать пособия, которые построены на единой авторской концепции или основаны на принципах единого методического подхода.

Для избегания перегрузки детей в 5 классе, которая связана с возрастанием обязательной нагрузки, увеличением объемов и сложности учебной программы, необходимо планомерно увеличивать объем работы на уроке и домашних заданий.

Одним из факторов плавного и качественного перехода из начальной школы в среднюю является способность учителя понять эмоциональный фон учащихся 5 классов в период I и II четверти. В этот период пятиклассники особенно эмоциональны, вокруг много всего нового и интересного, поэтому очень важно в этот момент, чтобы ученик не потерял интерес к изучению иностранного языка. Для этого учителю необходимо вовлечь ученика в процесс обучения, заинтересовать его, так как зачастую отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в старшей школе ученики будут способны оценить знания и достижения учителя. А пока для них важна забота и внимание со стороны учителя.

Также хочется отметить, что на этом этапе учитель начинает использовать тьюторскую модель обучения, при которой ведущая роль отдается социальной практики и процессу образовательной рефлексии. Сегодня образовательные стандарты ставят задачу перед обществом, чтобы выпускник школы мог создавать и реализовывать новые знания, понимания и умения для адекватного поведения/ действия в ситуациях, при которых недостаточно того набора знаний, умений и навыков, которые выпускник получил в школе. Для этого современным школьникам необходима помощь в осознании своих возможностей, постановке целей, выбора будущей сферы деятельности, в планировании индивидуальной образовательной программы. В этом ему помогает учитель-координатор.

В 5 классе особое внимание следует уделить формированию лингвистической компетенции. Под лингвистической компетенцией следует понимать лингвистический уровень владения языком; подразумевающий знание и владение грамматической и словарной сторонами языка [термин Н. Хомского]. Лингвистическая компетенция является основным компонентом коммуникативной компетенции. Без знания слов и правил образования грамматических форм, структурирования осмысленных фраз невозможна никакая вербальная коммуникация.

Повышенное внимание к лингвистической компетенции вызвано тем, что учащимся предстоит сдача международных экзаменов Cambridge Exam КЕТ (см. Приложение 1) и Trinity (grade 4), уровень которых по всем аспектам языка на порядок выше тех экзаменов, которые они сдавали раньше в 4 классе Cambridge Exam Movers, Flyers и Trinity (grade 3). Самым важным аспектом на данном этапе является корректность языка, то есть точность и правильность в выборе и применении лексико-грамматических единиц языка, умение выслушать, дать высказаться собеседнику. Соответственно, для комфортной и успешной сдачи этих экзаменов, проводимых в рамках внешней экспертизы, необходимо уже с начала года начинать подготовку, направленную на формирование знаний по говорению, чтению, восприятию речи на слух и письму. По окончанию программы 5 класса учащиеся должны выйти на уровень А1/2, при котором выделяются следующие требования ко всем видам речевой деятельности учащихся:

Говорение. Для этого учащийся должен уметь:

  1. запрашивать и сообщать информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
  2. логично и последовательно высказываться в соответствии с ситуацией общения;
  3. уточнять и дополнять сказанное;
  4. приводить подходящие примеры;
  5. выражать различные коммуникативные намерения интонационно грамотно;
  6. использовать невербальные способы общения  в поддержку вербальных или в целях компенсации.

Диалог. Для этого учащийся должен уметь:

  1. общаться в простых типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых тем и видов деятельности;
  2.  поддерживать краткий разговор на тему, связанную с общеупотребительной лексикой.

Монолог. Для этого учащийся должен уметь:

  1. использовать простые фразы и предложения;
  2. рассказать о своей семье и других людях, условиях жизни, учебе.

Аудирование. Для этого учащийся должен уметь:

  1. воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников, различные по стилю тексты;
  2.  воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные аудиотексты, выделяя значимую информацию;
  3.  различать интонационный рисунок фразы, речевые цепочки разной протяженности, повторять и запоминать микротексты, узнавать известные слова в неизвестном контексте;
  4.  прогнозировать содержание звучащих аудиотекстов по заголовку.

Чтение. Для этого учащийся должен уметь:

  1. ориентироваться в структуре текста (находить заголовок, начало абзацев, основной текст, подписи под рисунками);
  2.  узнавать различные типы текстов – стихотворения, прозу, комиксы;
  3.  находить информацию в простых текстах повседневного общения: в рекламах, проспектах, меню, расписаниях;
  4.  понимать небольшие тексты, содержащие изученный языковой материал;
  5.  определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, началу;
  6. выделять основную информацию, отделять ее от второстепенной;
  7.  определять главную мысль;
  8.  самостоятельно устанавливать взаимосвязь и последовательность событий.

Письмо. Для этого учащийся должен уметь:

  1. правильно писать лексику, усвоенную в устной форме, свое имя, национальность, имя адресата, дату, обращение, подписываться;
  2.  писать адрес, поздравления, пожелания, короткие неофициальные письма.

В связи с этим необходимо планировать на уроке следующие виды деятельности:

- реализация деятельностного подхода на уроках, то есть создание таких ситуаций, при которых овладение речевой деятельностью проходить непосредственно в коммуникации;

- работа на уроках с аутентичными аудиоматериалами и видеоматериалами, которые создают языковую среду, необходимую для формирования лингвистических компетентностей учащихся;

- выполнение упражнений, направленных на формирование и развитие навыков поискового чтения и чтения с полным пониманием прочитанного;

- обучение детей написанию писем, так как написание письма требует от учащегося четкого выражения мыслей, составление грамматически связанных высказываний;

- создание индивидуальных проектов, которые помогают учащимся применять полученные социокультурные и лингвострановедческие знания.

При формировании лингвистической компетентности необходимо:

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формировать умения решать проблемы творческого и поискового характера;

- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- обучать учеников обобщать материал, на основании полученных знаний осуществлять анализ своих достижений/ проделанной работы;

- формировать умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- отбирать учебный материал интересный учащимся и содержащий в себе проблемность и актуальность;

- формировать умения координированной работы с разными компонентами УМК;

-обучать учащихся, учитывая их индивидуальные способности, их жизненный опыт.

Перечисленные выше виды деятельности направлены на обучение учащихся конструировать грамматически верные формы, строить синтаксически правильные словосочетания и предложения в коммуникации (устной и письменной). Также они способствуют пониманию смысловых отрезков в речи и использованию их учащимися в том значении, в котором они употребляются носителями языка.

Одной из весомых проблем, с которой сталкиваются учителя при формировании лингвистической компетенции это не способность, нежелание запоминать лексику. Но есть разные игровые формы отработки материала, которые помогают их усвоению (см. Приложение 2).

Приложение 1

Этапы формирования диалогических навыков в формате международного кембриджского экзамена КЕТ:

1.повторение временных форм Present Simple and Future Simple (так как материал устной части международного кембриджского экзамена КЕТ включает в себя настоящее и будущее времена);

2.повторение всех видов вопросов в Present Simple and Future Simple, особое внимание уделить специальным вопросам (Wh-questions);

3.просмотр видеофрагмента, иллюстрирующего процесс экзамена, работа по видеоматериалу;

4.работа с карточками (первая работа со всем классом);

5. работа с карточками в парах;

6.презентация материала классу каждой пары.

Как уже говорилось ранее, в международном экзамене КЕТ в говорении учитывается корректность языка, но особое внимание уделяется умению взаимодействовать с собеседником, умению выслушать, дать высказаться.

Приложение 2

1."What is missing". На ковре раскладываются карточки со словами, дети их называют. Учитель даёт команду: "Close your eyes!" и убирает 1-2 карточки. Затем даёт команду: "Open your eyes!" и задаёт вопрос: "What is missing?" Дети вспоминают пропавшие слова.

2. "Is it true or not?" Игру можно проводить с мячом. Водящий кидает мяч любому из игроков и называет словосочетание, задавая вопрос: "Is it true or not?" Игрок ловит мяч и отвечает: "Yes, it’s true", либо "No, it’s not true". Затем он становится водящим и кидает мяч следующему игроку. Например:Yellow lemon        Pink pig/ Orange bear        Brown monkey/ White snow        Red crocodile/ Purple mouse         - Green grapes/ Gray elephant         Purple cucumber

3. "Do you see?". Игра проводится на доске либо на полу. Водящий (либо учитель) помещает на доску изображение предмета (например, по теме "мебель" - стол) и задаёт вопрос: "Do you see a table?" Остальные дети отвечают, глядя на доску: "Yes, I do. (I see a table)". Водящий задаёт следующий вопрос, не помещая изображение предмета на доску: "Do you see a chair?" Дети опять отвечают хором: "No, I don’t. (I don’t see a chair)". Водящий рядом с имеющимся изображением стола помещает изображение стула и задаёт вопросы: "Do you see a table?" Дети отвечают: "Yes, I do. (I see a table)". "Do you see a chair?" Дети отвечают: "Yes, I do.(I see a chair)". Далее водящий опять, не помещая изображение предмета на доску, задаёт вопрос: "Do you see a sofa?" Дети отвечают, глядя на доску: "No, I don’t. (I don’t see a sofa)". По этой схеме игра продолжается до тех пор, пока на доске не появятся изображения 5-6 предметов. Затем её можно начать заново, выбрав нового водящего. Игра может проводиться по любой лексической теме.

4. "Board race". На доску прикрепить карточки в ряд. Детей разделить на две команды. Водящий называет одну из карточек, прикреплённых на доске. Первые два ребёнка из каждой команды подбегают к доске и дотрагиваются до карточки. Если карточка показана верно – команда получает очко.

5. "What can you see?" Подготовить карточку с небольшим отверстием в середине. Накрыть этой карточкой картинку со словом и, водя отверстием по картинке, предоставить детям возможность ответить на вопрос: “What is it?”

Нельзя не отметить, что в нашей гимназии существует постоянное взаимодействие учителей начальной и средней школы, которые разрабатывают учебные программы по УМК, основанные на принципах единого методического подхода. Все учителя придерживаются единой системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся, составляют входные контрольные тестирования, опираясь на ЗУНы, которыми уже владеют учащиеся 4 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой

Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной и средней школе в соответствии с требованиями ФГОС

Современный динамично изменяющийся мир оказывает непосредственное влияние на образовательный процесс, который постоянно усложняется и, как следствие, требует от детей все большего нервно-психического ...

Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в начальной и средней школе

Доклад-выступление на педагогическом совете школы "Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в начальной и средней школе"....

Статья "Использование флеш историй на уроках английского языка в начальной и средней школе"

Данная статья  посвящена использованию флеш историй на уроках английского языка  как эффективного ресурса  в начальной и средней школе....

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной и средней школе.

Современные дети проводят большое количество времени, играя в компьютерные игры, поэтому и настроены в большей степени на получение информации с помощью средств ИКТ....

«Преемственность в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной и средней школе»

В данном разделы представлены теоретические материалы по теме «Преемственность в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной и средней школе»...

" Веселые игры на уроках английского языка в начальной и средней школе"

Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем не легко, и ...