Пути формирования регулятивных УУД средствами учебного предмета «Английский язык» в начальной школе.
статья по английскому языку на тему

На уроках англ. яз. в начальных классах важно научить детей учиться, осваивать новый учебный предмет, требующий большей самостоятельности. В этом поможет работа над формированием регулятивных УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути формирования регулятивных УУД средствами учебного предмета «Английский язык» в начальной школе.

Термин «универсальные учебные действия» понимают как способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного присвоения нового социального опыта, как совокупность способов действия учащегося,  обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Известно, что формирование УУД происходит в образовательной деятельности по  усвоению разных учебных предметов. Каждая учебная дисциплина предоставляет определённые возможности для формирования УУД в зависимости от ее содержания и способов организации учебной деятельности учащихся. Английский язык, обучение которому согласно ФГОС начинается во 2 классе, вносит свой вклад в достижение обозначенных целей.

Среди 4 блоков УУД выделяют в том числе регулятивные действия.  Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относят действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

В процессе учебной деятельности ребёнок учится самостоятельно определять цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно. В начальных классах, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся, постановка учебной задачи осуществляется с опорой на наглядность (иллюстрация, слайд, игрушка).

Планированию дети учатся при инсценировке сказок, при разыгрывании диалогов, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам, при ответах на вопросы учителя.

Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты, предвосхищать результат и уровень усвоения (какие знания и умения мы получим в ходе изучения этой темы?). 

Формированию регулятивных УУД на уроке английского языка способствуют следующие действия контроля учащихся: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Младшие школьники могут использовать самоконтроль для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном.

Современные УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу. В УМК  Верещагиной И.Н., который мы используем в своей работе в начальных классах,  после каждой темы есть тестовые задания для самоконтроля. Дети самостоятельно проверяют и оценивают результаты своей работы по предложенной шкале. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается личностная самооценка.

Помимо этого, выделяется собственно технология оценивания. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. Для оценивания учебной деятельности детей и их самооценки активно используются разрабатываемые совместно с ними дескрипторы, применяемые к определенному виду деятельности.

 Полезно практиковать с учащимися алгоритм самооценки результата деятельности. Например: Какое было задание (цель)? Оно выполнено? Есть ли ошибки? Самостоятельно или с помощью? Задание было сложным? Чему я научился? Что у меня получилось, а что требует дополнительной проработки?

У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Для формирования умений коррекции детям предлагаются тексты для проверки и исправления, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). Для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

Уровень развития регулятивных действий в плане саморегуляции отражается в умении ребенка выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с заданными образцами и правилами, в способности к мобилизации сил и энергии, в способности прилагать волевое усилие для достижения цели, преодолению препятствий. Формированию волевой саморегуляции ребенка способствует участие в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; работа в составе проектной группы. Нельзя отрицать актуальность игры в начальных классах: дети учатся, играя, и, играя развиваются и обучаются.  При этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность, используя установленные правила.

Технология проектной деятельности может служить ярким примером в качестве средства формирования и развития регулятивных УУД. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных  результатов. Дети учатся определять цель деятельности (что делать?), планировать достижение результата (как это делать?), работать по составленному плану, сопоставлять результат своей работы с задуманным (нравится ли мне то, что я делаю?), понимать причины затруднений и находить способы выхода из ситуации.

ИКТ также вносят свой вклад в формирование регулятивных УУД. При этом обеспечивается оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде, а также использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки  и коррекции выполненного действия. 

Одним из специальных средств развития УУД в начальных классах являются памятки. Памятка — это вербальная модель приема учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное действие.

На уроках английского языка могут использоваться: памятка-алгоритм, памятка-инструкция, памятка-совет, памятка-показ, памятка-стимул. Важно, чтобы ученик осваивал правильный и наиболее рациональный способ выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования УУД на уроках английского языка в начальной школе

Методические рекомендации по формированию УУД на уроках английского языка на начальном этапе обучения...

Рабочая программа учебного предмета АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для начальной школы (2-4 классы)

Содержание.  Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………3Общая характеристика учебного предмета……………………………………………………………………………………...5Описание места учебного предмета……………………...

Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка в начальной школе

Защита научно-методической работы в форме презентации. Содержит  теоретическую часть и методические рекомендации....

Формирование коммуникативных БУД у обучающихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида средствами учебного предмета русский язык

В работе приведены примеры приёмов, используемых учителем на уроках русского языка в 5-9 классах для формирования коммуникативных базовых учебных действий, определённых АООП образования обучающихся с ...

Формирование метапредметных УУД на уроках английского языка в начальной школе-путь повышения качества образования

Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее ...

Сказки учебника «Starlight 2 – 4 » для обучения чтению и формированию интереса к чтению на уроках английского языка в начальной школе.

Все дети любят сказки. Сказки это , как правило, небольшие истории, которые всегда заканчиваются хорошо. Добро побеждает зло, а сказочные персонажи помогают хорошим героям бороться с неприятностями....