Исследовательские и проектные технологии на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Турчина Ирина Юрьевна

Данная статья знакомит с методами и приёмами исследовательских технологий, которые можно применять на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskie_tehnologii.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательские технологии на уроках английского языка.

Как научить школьников не только потреблять знания, но и добывать их? Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного творческого исследовательского поиска.

Формирование исследовательских навыков и, как следствие, становление исследовательской деятельности на уроках английского языка происходит постепенно.

Творческая деятельность учащегося начинается с начальной школы. Обучение началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительные занятия, кружки, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность.

В качестве творческих заданий ребятам предлагаются следующие виды работ:

  • Создание стихотворений по образцу;
  • Иллюстрации текстов или стихотворений;
  • Создание открыток к праздникам;
  • Ролевые игры с элементами драматизации;
  • Составление кроссвордов, ребусов, словарей.

В среднем и старшем звене  подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося.

Творческие задания здесь могут быть следующие:

  • Подготовка докладов;
  • Написание эссе;
  • Подготовка презентаций;
  • Литературные переводы;
  • Подготовка проектов.

Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный или муниципальный уровень.

Методы исследовательской деятельности

1.Опрос, анкетирование и обработка данных.

На уроках английского используется много упражнений по данному методу:

- возьмите интервью у вашего соседа по парте,

- опросите учеников  в классе и выясните…,

- опросите и заполните таблицу…

2.Технологии развития критического мышления.

Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его «как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать». 

Используя технологию «развития критического мышления» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель должен пытаться на каждом уроке стимулировать интерес учеников, развивать у них желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

I стадия - вызов (evocation):

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

II стадия - осмысление содержания (realization of meaning):

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

III. Рефлексия (reflection):

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Приёмы, используемые в критическом мышлении:

- «Составление кластера»

- «Толстые» и «тонкие» вопросы

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. 

- Интерактивная стратегия «KWL Chart»

KNOW(знаю)

WANT(хочу узнать)

LEARNT(узнал)

 

Объявляется тема, предлагается учащимся вспомнить информацию, которой они владеют по данной теме. Учащиеся заполняют первую часть таблицы (Знаю).

Затем предлагаю учащимся высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме или из данного текста. Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать).

Чтение текста или его части и заполнение третьего столбца таблицы (Узнал).

3.Метод проектов.

В последнее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы обучающихся, организовывать обучение в сотрудничестве.

В практике используются следующие виды проектов:

  1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

В реальной практике чаще встречаемся со смешанными типами проектов в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов.

Проект осуществляется по определенной схеме:
1 этап. Погружение в проект
— формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися
— практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный
— выбор и организация группы участников проекта,
— определение направления работы, распределение ролей
— формулировка задачи для каждой группы,
— способы источников информации по каждому направлению.
— составление детального плана работы

3 этап. Осуществление деятельности
— Поиск необходимой информации,
сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.
— Изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.
— Изготовление продукта.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта.
— На этом этапе определяются способы обработки полученных данных.
— Демонстрация творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)
— Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию, выставку и т.д.

Таким образом, исследовательская деятельность развивает познавательные навыки учащихся, творческое мышление. Наряду с этим, они учатся анализировать полученные данные и делать выводы, приобретают навыки аргументации и культуры рассуждения, критически оценивать информацию, приобретают навыки социального общения, находят и получают информацию из разных источников, в том числе, и иноязычных. Учащиеся видят перспективы дальнейшего продолжения исследований, имеют возможность общения с носителями иностранного языка, что выступает средством получения новых знаний, также как и обогащением другой культурой. У учащихся формируется культурная непредвзятость и толерантность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология на уроках английского языка

Аннотация.Значение проектной технологии на уроках иностранного языка  огромно. Данная статья посвящена проектной технологии на уроках английского языка. В статье рассматриваются основные по...

Применение проектной технологии на уроках английского языка

Сообщение по теме: "Применение проектной технологии на уроках английского языка". Примеры проектов в 5-8 классах....

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Мастер- класс «Проектная технология на уроке английского языка» на примере урока «Наша новая школа»

В статье дается краткий обзор теоретических подходов к проектной технологии. Также приводится краткий план  урока «Моя новая школа» по данной  технологии....

Проектные технологии на уроках английского языка

Проектные технологии на уроках английского языка...

Статья «Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках английского языка в начальном и среднем звене в рамках реализации ФГОС»

В данной статье автор знакомит читателей с опытом организации проектной деятельности на уроах английского языка в начальном  и среднем звене....