Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
статья по английскому языку по теме

Хромова Валентина Владимировна

1) Свою учительскую и человеческую задачу вижу, главным образом, в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. Решение любых проблем, а в образовании в первую очередь, невозможно без постоянного следования правилу: не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между взрослым и ребенком, взаимного уважения. Воспитание и обучение человека – задача многогранная всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых.

     2) Преподавание иностранного языка нельзя осуществлять без применения новых информационных технологий. В своей работе я использую следующие технологии:

·        игровую деятельность;

·        проектное обучение;

·        технология разноуровневого обучения;

·        мониторинг уровня обученности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснокутская СОШ» Боковского района

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

Из опыта работы учителя иностранного языка

Хромовой В.В.

2016 г.

1) Свою учительскую и человеческую задачу вижу, главным образом, в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. Решение любых проблем, а в образовании в первую очередь, невозможно без постоянного следования правилу: не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между взрослым и ребенком, взаимного уважения. Воспитание и обучение человека – задача многогранная всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых.

     2) Преподавание иностранного языка нельзя осуществлять без применения новых информационных технологий. В своей работе я использую следующие технологии:

  • игровую деятельность;
  • проектное обучение;
  • технология разноуровневого обучения;
  • мониторинг уровня обученности.

    Игра является действенным инструментом преподавания, которая активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. По мнению психологов мотивация, создаваемая игрой, т.е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.

     Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л.С.Выготский, ведет за собой развитие.  Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление

    Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Этому же служит и тот факт, что знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда – обязательным условием выигрыша. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое. Еще одним условие игры является ее доступность детям.

    Использование игровых ситуаций в 2 -7 классах, ролевой игры на уроке усиливает эмоциональное восприятие материала, в процессе игры учащиеся приобретают опыт речевого общения. Возможность говорить не от своего имени, а от имени персонажа, роль которого играет ученик, позволяет освободиться от страха.

    С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка.

     В ней предлагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Опишу устные языковые игры, которые я использую в работе с учащимися 2 – 7 классов. Берутся большие карточки лото, на которых написаны звуки, маленькие карточки с числами. На листе бумаги, прикрепленном к доске, написаны (номерами) отдельные слова, в которых выделены другой пастой или подчеркнуты буквы. Учащимся предлагается закрыть на карточках те звуки, которые передаются выделенными в словах (подчеркнутыми) буквами. Например, на доске слова:

1) knife                2) this              3) three                 4) wrong

Играющие накрывают карточками звуки.

1) [n]                    2) [ð]                    3) [o]                    4) [r]    

     Следующая игра используется при работе над любой темой. Дети встают вкруг. Учитель бросает мяч одному из них и называет какое-либо слово по теме на английском языке или на русском. Играющий, поймав мяч, произносит русский или английский эквиваленты данного слова и возвращает мяч учителю. Учитель бросает мяч другому ученику и произносит слово.

 

Т: стол                                  Т: коврик

P1: a table                              P2: a rug

     Игра: Карточки с числами. В игре принимает участие 2 команды. На столе разложены карточки с числами. К столу одновременно подходят по одному представителю от каждой команды. Учитель или водящий называет число по-английски. Задача играющих – быстрее соперника взять нужную карточку. Побеждает команда, набравшая большее количество карточек.

Так для закрепления глагола to be (быть) во всех лицах поется песенка на мотив «В лесу родилась ёлочка».

Im, you are, he is, she is, it is, we are, they are.

Звук [w] отрабатывается тоже с помощью песенки.

Why do you cry Willy? Why do you cry

 why?     why?     why?

    Для закрепления лексики использую также «Magic Sack», «Волшебный мешочек». В нем карточки с рисунками. Дети по очереди подходят, достают карточку и называют слово по-английски.

Для закрепления лексических выражений по теме: «Знакомство» использую игру «Телемост- Москва – Лондон». Дети задают вопросы друг другу типа: «Откуда ты? Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Какое твое любимое занятие? И т.д.»

Также составляются кроссворды со словами, где зашифрованы известные детям слова, они должны их найти в кроссворде.

      Различные виды нестандартных уроков позволяют лучше развивать коммуникативные умения, воспитывать и полнее развивать учащихся средствами иностранного языка. Вводя новую лексику к каждой теме, я стараюсь разрабатывать новую систему упражнений, способствующую развитию навыков устной речи. Только после этого я приступаю к работе над текстом. Разработанная система упражнений способствует усвоению лексики по определенной теме, пониманию текста. Работа по формированию лексических навыков осуществляется, как правило с помощью ситуативно обусловленных упражнений и вызывает интерес у ребят. Так, при работе над лексикой, по теме: «Одежда» в классе появляется «магазин». На прилавке магазина расположены различные предметы одежды, которую можно купить. Учащиеся заходят в магазин, покупают то, что им нужно.

P1: Good morning!

P2: Good morning!

P1: Have you got a red blouse?

P2: Yes, I have. Here it is.

P1: Thank you very much.

P2: Not at all.

P1: Have you got a warm scarf?

P2: No, I haven, t

P1: Good bye.

P2: Good bye.

    Проектная работа позволяет учащимся не только проявить свои творческие способности, но и оптимизировать процесс обучения иностранному языку.

Работа начинается с VIII класса, когда дети в процессе обучения уже приобрели ряд умений и навыков, обладают достаточным лексическим запасом.

    В проектах учащихся доминирует творчески – информационная направленность, так как они имеют целью сбор информации, затем ознакомление с этой информацией.

    Учащиеся 8-х классов осуществили несколько проектов например, проект: «British schools – what are they?». Цель работы: рассказать о системе образования в Британии и сравнить ее с российской, сообщить о типах школ, выразить к ним отношение, отразить жизнь Британских учащихся в школе как во время уроков, как и вне занятий.

     Дети 8-х классов поделились на группы, которые получили свое задание:

  1. подготовить реферат о системе образования и типах школ в Британии и России;
  2. сделать фотоальбом, рассказывающий о культурной жизни школы.

    Каждая группа выполнила свое задание. К работе над проектом привлекались и родители. На итоговом занятии – презентация проекта. Учащиеся выполнили и другие проекты: «The life of youth in Great Britain».

    Для успешности овладения иностранным языком я использовала электронные приложения, мультимедийный класс по темам: «Достопримечательности Лондона», «Пушкинская Москва», «Третьяковская Галерея». Выполненные проекты оформлены в форме альбома, журнала «путешествий», компьютерной газеты.

        В своей работе я применяю технологию разноуровневого обучения. Под разноуровневым обучением я понимаю разный уровень усвоения учебного материала (т.е. глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А,В,С). Темы же, предписанные стандартами, остаются едины для всех уровней обучения.

    Я предположила, что группа с одинаковой подготовкой и приблизительно одинаковым темпом усвоения материала и мотивацией занимающихся вместе, будет чувствовать себя более комфортно, а использование новых педагогических технологий, а также зачетной системы контроля знаний позволит высвободить время для индивидуальной работы с каждым учеником. Это решает как проблему дифференциации и индивидуализации обучения, так и проблему внеклассных занятий, так как школьники будут чувствовать себя равными среди равных.

    Я даю возможность учащимся взять на себя ответственность за самостоятельный выбор уровня усвоения и сложности учебного материала в зависимости от профессиональной ориентации, интересов и наклонностей каждого, что положительно сказывается на мотивации изучения предмета.

    Зачетная система контроля усвоения материала раскрепощает ребят на уроке, позволяет им не бояться двоек, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Это повышает как их активность на уроке, так и оперативность обратной связи.

    Одним из важнейших условий повышения мотивации учения в условиях разноуровневого подхода к организации учебного процесса является возможность применять на практике полученные в классе знания.

    Метод проектов показался мне наиболее подходящим для решения этой проблемы. В основе технологии разноуровневого обучения лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников и всегда предполагает решение какой-либо проблемы с использованием различных приемов, средств, знаний, умений из различных областей науки и техники.

    Приведу пример фрагмента программы разноуровневого обучения учащихся VIII классов. Фрагмент включает одну тему устной речи и чтение «Вашингтон» для всех групп «А», «В», «С» и одинаковое количество часов на овладение этой темы – 15.

    Распределение учащихся по группам происходит в первую неделю сентября в соответствии с результатами тестирования, которое проводилось в тех классах, где предусматривалось разноуровневое обучение.

Я начинала с группы «С», постепенно сравнивала ее с требованием к другим группам «В» и «А».

    Итак, для сильной группы «С» отбирала четыре ситуации и соответственно лексику, необходимую для их изучения:

  1. Разговор по телефону;
  2. Правила поведения на дороге;
  3. Заказ гостиницы;
  4. Достопримечательности Вашингтона.

    Для группы «В» отбирала две ситуации по подтеме «Поездка в Вашингтон»:

1) Разговор по телефону; 2) правила поведения на дороге. Соответственно отбирала лексику к этим ситуациям.

    Для обеих групп я предусматривала активное владение отобранной лексикой, знание орфографии. Однако, если от учащихся первой (сильной) группы требовалось свободное пользование глаголами – синонимами, производными от изучаемых лексических единиц, знания антонимов, синонимов, то в группе «В» требования несколько скромнее; помимо знания орфографии изучаемой лексики учащимися необходимо было уметь различать употребление глаголов: take, receive, adopt, admit, accept.

    Что касается группы «А», здесь предусматривалось работа только над одной ситуацией «Разговор по телефону». Соответственно отбирала лексику, и вела работу над ней.

    Эта лексика согласно требованиям образовательного стандарта должна использоваться эффективно.

    Для проверки уровня усвоения новой лексики во всех группах я использовала лексические тесты. В результате тестирования 8-х классов уровень обученности составил 100% в группах «С», «А», «В». Качество знаний в группе «С» - составило 42%, в группе «В» - 35%, а в группе «А» - 22%.

    При отборе грамматического материала также учитывались возможности учащихся разных уровней. В данном случае повторяли времена активного залога, и изучали новый грамматический материал – страдательный залог. При этом, если в сильной группе новый материал также был предназначен для активного использования, то для групп «В» и «А» - требовалось лишь рецептивное его применение (узнавание на слух и при чтении). Во всех группах для контроля усвоения использовались грамматические тесты, а для усвоения грамматического материала проводила работу в малых группах сотрудничества (в парах/ группах по 3 ученика). Я использовала во всех группах средства наглядности: транспаранты, звукозапись, упражнения для работы в парах, задания для групповой работы.

    В сильной группе («С») рекомендовала использовать дополнительный материал: «Headway».

    Диагностирование контрольных работ в 8-х классах позволило мне судить об успешности овладения иностранным языком (английским) за 2009-2010 гг. – уровень обученности – 100%, качество знаний – 65%, за 2010-2011 гг. уровень обученности – 100%, качество знаний – 72%.

    Разноуровневое обучение в VIII – IX, а в перспективе в Х классе позволило ребятам основательно подготовиться к старшим классам, и определиться с приоритетами на будущее образование.

    Для успешной реализации, поставленных задач программы в процессе обучения иностранному языку использую лингафонный кабинет.

      В виде таблицы я представляю речевой материал для формирования соответствующих коммуникативных умений по всем видам речевой деятельности.

Содержание

Цели

и задачи

Требования

Контр

задан.

Методы, организационной формы

Средства обучения

1

2

3

4

5

6

Аудирование. Аудиокассеты к учебнику «Happy English – 2»

Полное понимание текста на слух.

3-3,5 мин. Звучания(не более 4-х незнакомых слов)

Индивидуальная работа. Паузированные упражнения.

Звуковое пособие

Чтение. Reader (c.107, 115, 127, 128); дополнительно: аутентичные материалы буклетов

Полное понимание текста для изучающего чтения; понимание основного содержания текста для ознакомительного чтения; извлечение основной информации в тексте для просмотров его чтения.

Изучающее чтение (100% понимания); ознакомительное чтение (не менее 80-90% понимания); просмотровое чтение (понимание основных мыслей автора).

Индивидуальная работа; работа в малых группах (по 3 ученика).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Говорение (диалогическое высказывание). Учебник (с.192, 197); собственные диалоги по ситуациям (в рамках проекта, телефонные переговоры); дополнительно: учебник «Headway», Part 2.

Развитие умений диалогической речи.

12-14 реплик различного характера.

Работа в парах

Reader

Говорение (монологическое высказывание): рассказ о предстоящей поездке по проекту, обсуждение намеченных проблем.

Развитие умений монологической речи: передать содержание прочитанного (по проблеме обсуждения), услышанного.

На менее 16 фраз логично отражающих суть обсуждаемой проблемы.

Работа в малых группах (по 3-4 ученика).

 

Темы минипроекта на выбор: «Особенности телефонных переговоров (внутренних, международных) в США, России, Великобритании».

Письмо. Написание писем личного, делового характера (Reader с.113): ответ на письмо.

Выполнение орфографических текстов, формирование умения писать письма и ответы на письма личного и делового характера.

Соответствие нормам английского языка (орфография, грамматика, лексика, стиль изложения, раскрытие темы).

Работа в парах малых групп (по 3-4 ученика).

Учебник; Reader; дидактический материал для групповой работы (ДРМ); компьютерные программы.

Аудирование. Аудиокассеты к учебнику «Happy English –2»; дополнительно: аудиокассета к пособию «Reader. Preintermediate».

Полное понимание прослушанного текста.

2-3 минуты звучания

Аудирование (2 раза); выполнение паузированных упражнений в звукозаписи (индивидуал.). Индивидуально и в малых группах (по 3-4 ученика).

Чтение. Reader (с.107, 110); дополнительно: аутентичный материал из буклетов (для групп по проблемам проекта).

Полное понимание текста для изучающего чтения; понимание основного содержания текста для ознакомительного чтения; понимание основной идеи, главной мысли автора, выраженной в тексте для просмотрового чтения.

Понимание текста для изучающего чтения (100%); для ознакомительного чтения (75-80%); для просмотрового чтения (основные мысли).

Говорение (диалогическое высказывание). Учебник (с.192, 197); дополнительно учебник «Headway», Part 2.; обсуждение проблем проекта в группах.

Развитие умений диалогического высказывания.

8-10 реплик различного характера.

Работа в парах/ малых групп.

Учебник «Headaway», Part 2; собственные материалы учащихся.

Говорении (монологическое высказывание); высказывания по результатам обсуждения в группах проблем проекта по предстоящей теме.

Развитие умений монологической речи по проблеме проекта; высказывания по поводу увиденного, услышанного, прочитанного.

12-15 фраз

Работа в малых группах (по 3-4 ученика).

Учебник «Headway», Part 2; собственные материалы учащихся по проекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий, том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Поэтому овладение те...

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

В основе преподавания английского языка, я использую педагогическую технологию  «Метод проектов». Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процес...

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

№п/пНазваниеобразовательной  технологии (с указанием автора)Цель использованияобразовательной  технологииОписание порядка использования  (алгоритм применения)  технологии впра...

Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС

Описан опыт работы воспитателя школы-интерната 8 вида с использованием образовательных технологий...

«Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и воспитательной работе»

Работая над данной темой на протяжении нескольких лет, я рассмотрела теоретические основы понятия «педагогическая (образовательная)  технология», этапы внедрения педагогических технол...

Статья "Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения и в воспитательной работе"

Инновационные педагогические технологии, основанные на применении информационных, коммуникативных методов обучения, позволяют решить задачу модернизации Российского образования. В своей педагогической...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...