Создание образовательной среды как условия развития творческих способностей учащихся
статья на тему

Есения Евгеньевна Герасимович

В данной статье автор рассматривает вопрос о влиянии образовательной среды школы на успешное обучение и развитие творческих способностей личности учащихся. Образовательная среда является своеобразной лакмусовой бумажкой и может выступать как условием, так и фактором успешной реализации целей и задач конкретной школы по полноценному и эффективному образованию, воспитанию и развитию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obrazovatelnaya_sreda.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Герасимович Есения Евгеньевна

к.п.н, доцент, учитель английского языка

МАОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова»

г.Москва г.Троицк, Россия

Создание образовательной среды как условия развития творческих способностей учащихся

Аннотация: в данной статье автор рассматривает вопрос о влиянии образовательной среды школы на успешное обучение и развитие творческих способностей личности учащихся. Образовательная среда является своеобразной лакмусовой бумажкой и может выступать как условием, так и фактором успешной реализации целей и задач конкретной школы по полноценному и эффективному образованию, воспитанию и развитию ребенка

Ключевые слова: обучение, инновационная деятельность, развитие, образовательная среда, творческие способности

Реформы, проводимые в РФ в последние годы, вносят кардинальные  изменения практически во все сферы и системы государства. Не осталась в стороне от процессов модернизации и система образования. До недавнего времени школа представала перед нами как организация с жестко определенными целями и задачами и, соответственно, средствами для их решения. На тот момент общество ставило пред школой две конкретные задачи: обучение (развитие знаний, умений и навыков) и воспитание подрастающего поколения.

На сегодняшний день, в результате изменившегося социального заказа общества и новыми направлениями политики государства основной задачей школы становится задача развития ребенка в качестве основного результата и основной ценности образовательного воздействия. Именно это четко сформулировано в законе об образовании РФ, где одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является его гуманистический характер. На первый план вышли приоритеты жизни и здоровья человека, права и свободы личности, ее свободное развитие, воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде [1, с.5]. Таким образом, в рамках процессов модернизации в системе образования, мы можем говорить о широких возможностях инновационной деятельности педагогического сообщества в самых разных направлениях образования: создание авторских программ и учебных пособий, использование возможностей уровневой дифференциации учебного содержания и дифференциации детей по способностям, использование возможностей междисциплинарной интеграции, создание образовательной среды различных направлений. Школа получила возможность наполнения содержания образовательной среды согласно тем внутренним задачам, которые она поставила перед собой. Однако, все внутренние задачи каждой отдельно взятой школы должны быть подчинены решению общей задачи школы как образовательного учреждения, а именно -  полноценное и эффективное развитие ребенка.

Сегодня образовательная среда является психолого-педагогической реальностью каждой школы. И здесь мы можем говорить о различных ее направлениях: экологическом, художественно-эстетическом, правовом, математическом, языковом и т.д. Школа вправе выбрать то направление, которое больше подходит ее педагогическому коллективу, соответствует целям и задачам образовательной деятельности учреждения.

Говоря о создании или выборе определенного направления образовательной среды в школе, мы должны понимать, что, с одной стороны, образовательная среда призвана выступить условием для успешного обучения ребенка и, на фоне этого, развития его творческих способностей, а также обеспечить формирование основ нового культурно-образовательного и социально-педагогического мышления педагогического коллектива. С другой стороны, совершенно очевидно, что образовательная среда является не только условием, но и фактором, оказывающим определённое влияние на обучение и развитие творческих способностей школьника.

Абсолютно очевидно, что образовательную среду нельзя подчинить количественным показателям и в этой связи не корректно будет выяснение вопроса - в какой школе образовательная среда лучше. Она не может быть лучше или хуже – она может быть другой.  Однако чтобы описать образовательную среду мы можем говорить о ее качественных показателях: она  может выступать критерием оценки правильно определенных целей и задач в конкретной школе. Также, правильно сформулированная и обозначенная образовательная среда может помочь родителям при выборе школы для своего ребенка, что является очень важным условием достижения успеха в обучении и развитии творческих способностей учащихся.

Список литературы

1.Закон «Об образовании в РФ» №273-фз от 29.12.2012

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся

Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, влекут изменения в отечественной системе образования. Перед средней школой стоит задача воспитания социально адаптированной, твор...

Презентация к выступлению по теме "Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся "

Данная презентация создана как сопровождение к выступлению на III ИНФОРМАЦИОННОЙ ЯРМАРКИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВА...

Условия развития творческих способностей учащихся

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХСПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С. Н. МироненкоМБОУ СОШ – 14 имени А. Ф. Лебедева...

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»

В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого перено...

Доклад. "Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся."

Рассмотрены основные принципы организации проектной деятельности обучающихся на уроках технологии....

ИКТ в образовательном процессе, как условие развития творческих способностей.Компьютерные музыкальные программы.

Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных идеалов. Главное, что должен сделать педагог...

Создание музыкальной среды, как условие развития творческих способностей ребенка в освоении поликультурного пространства города

Создавая музыкальную среду на уроках музыки, на факультативных занятиях, во время работы во  внеурочное время (репетиции хора, олимпиады, конкурсы, концерты, музыкально-литературные вечера, фести...