Условия развития творческих способностей учащихся
статья по теме

Мироненко Светлана Николаевна

 

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

 

С. Н. Мироненко

МБОУ СОШ – 14 имени А. Ф. Лебедева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Ленинского и Октябрьского округов

Департамента образования Администрации г. Томска

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

С. Н. Мироненко

МБОУ СОШ – 14 имени А. Ф. Лебедева

В толковом словаре значение слова «творить» объясняется так: создавать, созидать в процессе творчества какие-либо материальные и духовные ценности; делать, совершать добро.

Человек в своей жизни не может не творить, потому что когда человек творит, он счастлив. Существуют различные концепции счастья; по утверждению А. Нейлла, «условия для счастья ребенка» очень просты. Они сводятся к организации педагогической деятельности на основе следующих принципов: предоставление ребенку максимальной свободы в овладении знаниями и создание эмоционально-комфортного климата всего детского учреждения. При этом нельзя забывать, что только творчески работающий счастливый педагог может воспитать счастливого ребенка; школа должна быть доброй и нацеленной на ученика. К сожалению, наша действительность не всегда способствует творческому развитию учащихся. Подавляющее большинство выпускников педвузов обходит школу стороной. Крайне мало в педагогических коллективах учителей-мужчин. Атмосфера же творчества, в первую очередь, складывается в смешанных коллективах.

Итак, чтобы «творить», человек должен быть счастливым. А счастье- это право всех детей. И не нужно стремиться создавать для них тяжелую жизнь в детстве только потому, что надо подготовиться к далеко не счастливой жизни. Поэтому мы считаем, что о школе надо судить, в первую очередь, не по академическим успехам, как это делают органы управления образованием всех уровней.

Чтобы помочь школьнику поверить в свои творческие силы, надо развивать в ребенке чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах. А это возможно, если предоставлять ребенку свободу. Под ней мы понимаем внутреннее состояние человека. И стремление к свободе – это бесконечный, незавершаемый процесс. В жизни ученика должно быть пространство, где он может прислушиваться к самому себе и учиться самостоятельно мыслить, творить, решать.

Обычная школа учит авторитетам, но творчество там, где их нет. Там, где «ты должен», «ты обязан»- там безынициативность, бездуховность.

Для развития творческих способностей необходимо осуществлять межличностно-ориентированный подход, а это предполагает технологию совместной деятельности, то есть ученик должен увидеть в учителе соучастника, сотрудника. В этом случае обучение становится процессом сотворчества и, наверное, является основной гуманистического направления в педагогике.

Помочь школьнику поверить в творческие силы- это поиск и освоение педагогики взаимных усилий, то есть долгий, увлекательный, непростой путь, предполагающий постоянную работу над собой, - а это уже интересно.
   Есть мнение, что творчество  -  это тяжелый труд. Полагаю, что это не совсем так. Творчество – это и радость.

В более широком смысле развитие  творческих способностей – это переход на проблемный метод, предполагающий диалог и допускающий самостоятельность ребенка в отыскании истины.

Итак.  1. Творчество – необходимость существования человека.

           2. Ребенок должен быть счастлив сегодня – мы за это ответственны. Поэтому авторитарной педагогике не место в школе.

           3. Мы должны развивать чувство собственного достоинства – нужно развивать «свободоспособность» в ребенке. Поэтому высшей политической элите необходимо пересмотреть свое отношение к образованию, добиться выполнения всех статей Закона «Об образовании». Полагаю, что для привлечения к работе в школе учителей-мужчин можно пойти на их отсрочку от призыва в армию после окончания  вузов.

           4. Необходимо развивать самоуправление, его элементы работают на выработку внутренней свободы, достоинства человека.

           5. Дети, выполняющие творческие задания, участвующие в конференциях, конкурсах, смотрах – это уверенные в себе дети, знающие, что им надо в жизни и кого они будут представлять в ней.

СБОРНИК: МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

 ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся

Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, влекут изменения в отечественной системе образования. Перед средней школой стоит задача воспитания социально адаптированной, твор...

Презентация к выступлению по теме "Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся "

Данная презентация создана как сопровождение к выступлению на III ИНФОРМАЦИОННОЙ ЯРМАРКИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВА...

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»

В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого перено...

Доклад. "Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся."

Рассмотрены основные принципы организации проектной деятельности обучающихся на уроках технологии....

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»...

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся

Выступление на городском  методическом объединении учителей образовательной области "Естесвознание"...

Создание образовательной среды как условия развития творческих способностей учащихся

В данной статье автор рассматривает вопрос о влиянии образовательной среды школы на успешное обучение и развитие творческих способностей личности учащихся. Образовательная среда является своеобразной ...