В гостях у самовара
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Воронкова Елена Ивановна

воспитательное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samovar.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                           Воспитательное занятие  « В гостях у самовара»

                                                                                                                                      Воспитатель : Воронкова Е.И.

Цель: уточнить и дополнить знания детей о традициях нашего народа – чаепитии, с целебными свойствами чая.                                                                                             Расширить кругозор детей.                                                                                                   Развитие связанной устной речи, мыслительной деятельности, памяти, внимания. Расширять активный словарь.

Прививать любовь к истории России ее обычаям и традициям, прививать навыки этикета.

План:

  1. Орг. момент –игра на внимание, «Что лишнее»?
  2. Вступление и актуализация.
  3. Сообщение темы занятия.
  4. Работа по теме.

- Уточнить и дополнить знания детей о самоваре

- Рассказать о видах самоваров

- Рассказать об устройстве самовара

    Игра «Собери самовар»

- История появления  чая в России.

- Загадки, пословицы о чае .

- Способ заварки чая.

- Целебные свойства чая.

- Угощение для чаепития.

  1. Закрепление «Проверь себя», «Сервировка стола к чаю».
  2. Итог

Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, презентация, самовар, чайный набор, варенье, чай с лимоном, шиповником, липой, скатерть, карточки с заданиями.

1. Орг. момент.

Дети. Перед вами картинки с предметами: чашка с блюдем, кастрюля, ложка чайная, сахарница. Посмотрите внимательно и назовите тот предмет, который не имеет отношение к чаепитию? Правильно, это кастрюля.

Вступление2.

У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те, что любят все: и взрослые и дети. Один из таких – чаепитие. Кто не прочь выпить чашечку свежего, ароматного чая.

Слайд 1

В старинной русской избе, где за столом собиралась вся семья. Стол был накрыт нарядной скатертью. Шла веселая беседа, а посреди стола…                                        

  Стоял  толстячок, подбоченивши бочок ,                                                                          

    шипит и кипит, чай пить велит (самовар).

2.  Сообщение темы занятия

Правильно. Это самовар. И вот сегодня мы собрались все вместе, пригласили гостей, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому другу Самовару. Поговорить о вкусном, полезном напитке – чае, и, конечно же, об угощениях, которыми так славиться русские застолья.

Самовар – это устройство для приготовления кипятка «Сам варит» отсюда и произошло слово Самовар.

Только на Руси чай пили из самовара. Точное время и место появления первого самовара не установлено, но известно только, что их производство началось в городе Тула, где много мастеров – самоварщиков, и каждый мастер хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым.

Слайд 2

Их делали разными: большими и маленькими.

Слайд 3

Крупными и продолговатыми.

Слайд 4

Украшали разными узорами, придавали различную форму ручками и краником.

Но не каждый мог себе позволить купить самовар. Чтобы  купить самовар, нужно было иметь много денег, и самоваров делали очень мало. Потом в Туле стали делать больше самоваров  они стали стоить меньше. Вот тогда то самовар могла себе позволить почти каждая семья.

Дети, а вы знаете, как устроен самовар?

Слайд 5

А теперь давайте посмотрим на настоящий старый самовар. Внутри самовара находиться труба, в которую засыпали сухие шишки, их поджигали лучиной и раздували огонь сапогом.

Прошло много лет, самовары стали электрическими. В наши дни самовары заменили электрические чайники, но традиция собираться всей семьей за чаепитием осталась.

Работа по карточкам «Собери самовар».

Молодцы ребята, справились с заданием все правильно. А чтобы выпить чаю, что нужно еще кроме кипятка? Правильно чай.

Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утолит жажду, снимет усталость, поднимет настроение. Чай прочно вошел в нашу жизнь. А вы знаете, где родина чая? Китай! Вот послушайте внимательно рассказ. Встретиться незнакомое слово.

Однажды много – много лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал и приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листков. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так и зародился обычай пить чай.

Чай – это китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами. Так и появился чай в России. Напиток очень понравился Русскому царю.

и с тех пор стали возить купцы в Россию. Для бедных людей он был недоступен, и не каждый мог позволить его купить. С тех пор прошло очень много лет и появилось огромное количество сортов чая.

Назовите сорта чая, которые вы знаете. Молодцы…

О чае есть много стихов, пословиц, загадок. Давайте с вами вспомним.

1.Чтобы получить от чая истинное удовольствие,  прежде чем заваривать чай надо ополоснуть  кипятком заварочный чайник.

2.Потом в него насыпают сухую заварку: 1 чайная ложка на 1 стакан горячей воды.

3.Затем заливают кипятком, закрывают крышкой, сверху закрывают салфеткой.

4.Настаивают 5 минут, после чего чай можно разливать по чашкам.

 

Дети, чай целебный напиток. В нем содержится полезные вещества. Они улучшают работу сердца, снимают головную боль, устраняют расстройства  желудка.

 Кто из вас любит пить чай с лимоном? Почему? (утоляет жажду, восстанавливает силы и просто очень вкусно).  Лимон лечит простудные заболевания.

Чай с липой -напиток издавна известный как противопростудное средство; жаропонижающее средство. Потому его полезно пить при простуде, ангине, бронхите, воспалении легких.

Чай с шиповником – лучшее средство для тех, кто страдает от частых простуд, он может смягчить такие симптомы как: кашель, насморк, так же укрепляет иммунную систему, предотвращает дальнейшее развитие болезни.

Конкурс «Определи на вкус»

Предлагается определить на вкус три стакана чая (лимонный, липовый, чай  с шипов-

ником)

К чаю хозяйки готовили угощения. Пекли много всякой вкусной выпечки. Вся она на этом подносе, но только чтобы отведать ее нужно отгадать загадки.

1.Он бывает с молоком,

   С рисом, мясом и пшеном,

   С вишней сладкою бывает,

   В печь сперва его сажают,

   А как выйдет он от  туда,

   То кладут его на блюдо. (Пирог)

2.Кольцо золотое, кольцо золотое,

   Блестящее, хрустящее,

   Всем на загляденье,

   Ну и объедение. (Бублик)

А теперь самое главное угощенье, без которого не обходится не один праздник. А особенно проводы Русской  зимы (Блины). А с чем вы любите есть блины?

А теперь давайте вспомним, о чем мы говорили на нашем занятии и что вы запомнили.

Для этого мы с вами сейчас выполним задание по карточкам .

Вам надо из двух вариантов ответов выбрать правильный

  1. Из чего пили чай на Руси?                                                                                                                            

- Самовара

- чайника электрического

    2. Как правильно заваривать чай?

- Ополаскиваем заварочный чайник кипятком, затем сливаем воду, насыпаем сухой заварки и заливаем кипятком и ждем 5 минут, можно разливать чай по кружкам.

- Берем заварочный чайник, насыпаем сухой заварки, наливаем кипяток. Чай готов.

    3. Какой чай хорошо утоляет жажду и быстро восстанавливает силы. Чай с

- Лимоном

- Апельсином

    4. Без какого угощения не обходиться праздник «Проводы русской зимы»?

- Цветов

- Блинов

    5. С чем пьют чай?

- печеньем

- вареньем

- медом

- конфетами

- семечками

Молодцы ребята, а теперь можно и чай попить, у нас есть юные хозяйки, которые накроют стол к чаю и напомнят правила поведения за чайным столом.

  1. Чтобы чай был вкусным, добавляем сахар, в чашке с чаем размешиваем не слишком резко и не шумно.

Ложку обязательно вынимают из чашки и кладут на блюдце.

  1. Чай пьют мелкими глотками.
  2. Нельзя допускать, чтобы слишком горячая жидкость попала в пищевод или желудок. Если вы запомнили наши полезные советы, то осталось вам пожелать

                                                        Приятного чаепития!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 10 классе «В гости к самовару»

Цитата: Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар,...

Внеклассное мероприятие по технологии в 5-6 классах «В гостях у самовара»

Это мероприятие, рассчитанное на 1 ч. В основу  мероприятия  включены материалы, которые подготовили учащиеся 5,6,7 классов во время изучения раздела “Кулинария”. Мероприятие проводят они са...

В гостях у самовара

Семейный вечер-игра "В гостях у самовара"...

13"В гости к самовару" - презентация (итог проекта)

Совместная с детьми презентация по итогам работы над проектом...

Фольклорный час "В гостях у самовара"

Фольклорный час "В гостях у самовара" содержит историю создания самовара, стихи и песни о медном красавце, традиции чаепития....

Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической группе «В гости к Самовару».

Цель: Развитие связной речи,через обучение составлению описательного рассказа....

Развлечение для детей и взрослых "В гостях у Самовара"

Цель: создать условия для воспитания у детей уважения к семье и семейным ценностям.Задачи:- развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности;- укреплять семе...