АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
статья по английскому языку по теме

Александрова Марина Раифовна

 В статье говорится о формах работы на уроках английского языка, которые повышают мотивацию учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Александрова М.Р.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51»

г. Казань

Роль английского языка как международного языка и как  языка межкультурной коммуникации имеет в настоящее время неоспоримую значимость. Наибольшая часть коммуникаций самого различного характера производится на английском языке, общепринятом для совершения коммуникативных действий между людьми разных стран. Владение английским языком в силу его специфики как международного языка, может дать человеку очень большие преимущества и перспективы.

Известно, что, для того чтобы прославиться своим научным докладом на весь мир, его создатель должен написать его именно на английском языке, ведь иначе мировая общественность просто откажется его рассматривать.

Английский - язык международной торговли, туризма, политики, Интернета. Более 1 миллиарда человек говорит на английском языке. Он позволяет легко путешествовать, не имея проблем с пониманием речи в разных странах мира. Кроме того, английский язык помогает понять культуру чужой страны или просто разобраться, о чем идет речь в любимой песне.

Знание английского увеличивает зарплату на 20-30%, а иногда является обязательным требованием. Английский язык принесет вам успех при поиске работы. Это явный помощник при продвижении по карьерной лестнице.

     В нынешней практике обучения английскому языку есть несколько типичных проблем, заставляющих учителя английского языка обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к науке.
Основными  среди этих проблем, можно считать следующие:

1.  Низкая мотивация учащихся в изучении иностранного языка в школе.

2. Низкая интенсивность речевой деятельности учащихся.
3. Высокая степень забывания учебного материала  за время каникул и других перерывов в обучении английскому языку.

           Исследования методов обучения показали, что все названные проблемы эффективно решаются, если для усиления традиционной методики обучения английскому языку применить разработки различных новаторов, что сможет существенно повысить качество обучения английскому языку.

Самое важное место в решении данных проблем занимает развитие коммуникативных способностей. Коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации. Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на английском языке  формальным способом. Учитель должен создать ситуацию успешности, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребёнок захотел говорить, захотел не для получения хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости - одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. При её решении необходимо учитывать и тот факт, что учебный процесс будет эффективным,   только при условии превращения каждого ученика из пассивного созерцателя  в активного и творческого участника процесса.

Однако дети часто испытывают нехватку языкового опыта и чувствуют затруднения в языковом самовыражении. Для преодоления этих трудностей и создания позитивной мотивации, я использую на уроках мультимедийные технологии, языковые игры, обобщающие уроки провожу в форме КВНа, конкурса, викторины. Они активизируют мыслительную деятельность учащихся,  позволяют сделать учебный процесс интересным. Атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую им свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Легче усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворённости - «оказывается, я уже могу говорить  наравне со всеми».

В своей работе использую различные виды игр, такие как, игры-соревнования, игры с мячом, ролевые игры. Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка. Без «реальных» ситуаций общения невозможно научить ребят общаться с носителями языка. Созданию таких ситуаций во многом способствует ролевая игра. Она позволяет формировать у учащихся коммуникативные умения, что делает её неотъемлемой частью и оптимальным средством обучения английскому языку.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка – также требование современности.  Компьютер играет большую роль в современном образовании. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения. Изучение английского языка с использованием ИКТ дает детям возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно: лингво- страноведческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.

Одна из главных задач на уроке - обеспечение активной деятельности каждого ученика в течение всего урока, максимальное увеличение времени говорения каждого школьника. Реализовать эту задачу позволяет групповая форма работы. Это: работа в парах с постоянными или меняющимися собеседниками, малые группы и команды. Работа в малых группах отличается от парной работы не только количеством учащихся, но и характером задач общения. Деление класса на команды рассчитано на выполнение коммуникативных задач в виде конкурсов, соревнований, викторин. Таким образом, активные формы работы, используемые  на уроках английского языка, помогают реализовать очень важные принципы:

- ученик изучает язык и овладевает им, общаясь на нём,

- в  центре внимания - личность обучаемого,

- овладение языком осуществляется в ходе творческой деятельности, которая стимулирует познавательную активность путём решения развивающих задач.



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ

НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
М.Р. Александрова

МБОУ «Школа №51» г. Казань

Аннотация: Данная статья затрагивает основные вопросы формирования метапредметных умений на уроках английского языка, формирования метапредметных результатов и способов их достижений.

Abstract: This article addresses the main issues of the formation of metasubject skills in English language, meta-subject results and ways of their achievements.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, межпредметные связи и метапредметные компетенции, формирование метапредметных результатов.

Key words: universal educational actions, interdisciplinary communication and interdisciplinary competence, the formation of metasubject results.

         Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  ориентирует современную школу на формирование универсальных учебных действий, в том числе связанных с иноязычной компетенцией. В рамках образовательных Стандартов второго поколения перед педагогами поставлены задачи, которые требуют новых подходов к содержанию образования, организации учебного процесса и технологиям обучения [3]. Приоритет личностно-ориентированной парадигмы в Стандарте второго поколения заключается в формировании межпредметных связей и метапредметных компетенций. Метапредметные навыки составляют основу умения учиться, то есть выпускник школы должен уметь приобретать дополнительную информацию на иностранном языке, работать с ней [1].

Предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Согласно ФГОС, происходящие сегодня изменения в общественных отношениях и средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования их филологической подготовки. Это обеспечит им возможность обмениваться мыслями и мнениями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, в том числе межкультурного, правильно используя при этом систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения. Коммуникативная компетенция — это не личностная характеристика того или иного человека; ее сформированность проявляется в процессе общения. А задача учителя состоит в том, чтобы создать модель реального общения, которая способствует возникновению у учащихся естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации. Реализуя личностно ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, учитель может создавать на уроках и во внеурочное время разнообразную образовательную среду, позволяющую им максимально проявить себя [2].

Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя. Таким образом, современные технологии обучения иностранному языку аккумулируют успешную информацию каждой из них, дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе учащихся.

Формирование метапредметных результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Под метапредметными результатами понимаются освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Специфика иностранного языка как учебного предмета заложена в его интегративном характере, в сочетании языкового образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно – научной, технологической). Таким образом, на уроках английского языка мы реализуем разнообразные межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, обществознанием, географией, информатикой и т. д.

Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются через:

- принятие и сохранение целей и задач учебной деятельности;

- содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль);

- использование мультимедиаприложений;

-наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения (поисковое, изучающее, ознакомительное);

-сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений;

- анализ английского языка на основе моделей-опор;

-основные логические операции: анализ, сравнение, классификация, обобщения, установления аналогий, синтез;

- знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на английском языке;

- интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на английском языке;

-работа в группах сотрудничества, самооценка, взаимооценка, самокоррекция, самонаблюдение

Я попытаюсь показать некоторые приемы и методы работы по формированию метапредметных умений, которые получают развитие на уроке в результате различных видов речевой деятельности при изучении английского языка (учебник «Английский в фокусе»):

  1. Постановка цели урока самими учащимися. Обучать самостоятельному целеполаганию нужно постепенно, задействуя весь возможный потенциал УМК и различную наглядность. В начальной школе это может некая ситуация, например письмо от друга по переписке, на которое надо ответить. В  старших классах процесс целеполагания можно будет начать с иллюстрации в учебнике и обсуждения ситуации, близкой и понятной учащимся (например, использование современных гаджетов).
  2.  Обязательное наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения (поисковое, изучающее, ознакомительное) обуславливает то, что обучающиеся  получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания.  Эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний. При обучении различным стратегиям при работе с текстами, на помощь приходят памятки, которые дают алгоритм выполнения задания, акцентируют внимание на умении определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, т.е. на всем том, что составляет основу смыслового чтения [4]. Выполняя задание по чтению, отвечая на вопросы или опровергая неверные утверждения, ребенок выполняет основные логические операции: анализ, сравнение, классификация, обобщения, установления аналогий, синтез.

3. Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются через использование мультимедиаприложений. Мультмедийный проектор и интерактивная доска позволяют создавать самые разнообразные интерактивные игры с лексикой.

4. Умение самостоятельно спланировать наиболее эффективный способ решения учебной задачи, умение оценивать правильность ее выполнения, интеграцию с другими предметными областями,  работу в группах сотрудничества, самооценку, взаимооценку, самокоррекцию, самонаблюдение обеспечивает дальнейшее практическая групповая работа: прослушивание отрывка и  презентация образов, обобщение изученного материал.  Это задание ориентировано на интеграцию всех отработанных стратегий, а самое главное оно учит  рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях.

5. Рефлексия в конце урока зависит от поставленной в начале урока цели. Можно подсчитать, сколько новых слов дети узнали за урок, найти новое грамматическое явление в тексте. Главное, чтобы учащиеся сами воспроизвели в речи, чему они научились на уроке.

Содержание учебного предмета «Английский язык» позволяет создавать условия для достижения широкого спектра метапредметных образовательных результатов и формирования коммуникативных учебных умений. Основная задача учителя при подготовке к уроку проанализировать, выделить и подобрать содержание таким образом, чтобы урок был ориентирован на целенаправленное достижение  личностных и метапредметных  результатов, выбранных в качестве приоритетных при изучении  конкретной темы.

Самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Прекрасная возможность для формирования метапредметных связей это проектно-исследовательская деятельность.

В своей работе я стараюсь максимально соблюдать требования к учителю, реализующему метапредметный подход:

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.
  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
  • Чётко и точно формулировать задание.
  • Проявлять способность к импровизации.
  • Помнить, что основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала к уроку.

Учитель не актёр, а режиссёр!

Литература:

1.Биболетова М.З. Материалы интернет - семинара «Реализация идей ФГОС в новых примерных программах по иностранным языкам для начальной и основной школы» в БелРИПКППС [Электронный ресурс] – Режим доступа  http://www.ipkps.bsu.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. русс.

2. ФГОС основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

3.Кондаков, А.М. Стандарты второго поколения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова – М., «Просвещение», 2008. – 35 с.

4. Методические рекомендации по использованию памяток как средства формирования общеучебных и специальных учебных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы работы на уроках английского языка

Современный урок ИЯ - это сложное образование. Проблемы повышения эффективного обучения ИЯ.  Решение многоплановых задач на уроках английского языка....

Активные формы работы на уроках английского языка

Основной задачей обучения иностранному языку является формирование у учащихся языковых и страноведческих знаний, а также умений в говорении, чтении и письме, которые позволили бы учащимся в проц...

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

Активные формы работы на уроках английского языка

Активные формы работы на уроках английского языка...

Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"

По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год....

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Коммуникация на иностранном языке нуждается в мотивации.  Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости - ...