Методическая тема: Иностранный язык как средство формирования социально - адаптивной личности в современном образовательном пространстве.
статья по английскому языку на тему

Галимзянова Эльвира Нурисламовна

Cтатья по методической теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_tema.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема:

Иностранный язык как средство формирования социально - адаптивной личности в современном образовательном пространстве.

Учитель английского языка: Галимзянова Эльвира Нурисламовна

 «У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе, смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другому или глазами другого».

М.М. Бахтин

 «Язык- орудие общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе».

С. И. Ожегов

План.

  1. Теоретические основы темы.
  2. Пример практической реализации - социальный информационный проект «Знакомьтесь - англоязычный мир».

 Сегодня язык - не только словарный запас, но и способ человека выражать себя. В условиях развития современного общества знание английского языка — это необходимое требование для успешного социальной адаптации личности. Главной целью современного образования является не только передача знаний и формирование умений и навыков у учащихся, но и воспитание «социально - адаптивной» личности, способной найти свое место в жизни, быть успешным человеком, способной  к мирному сосуществованию, общению и сотрудничеству с представителями разных национальностей и культур. Проблема интеграции образования и культуры не ограничивается рамками определённого предмета, а носит межпредметный характер. В этой связи большую роль играет педагогическая культура учителя, то есть проявление общей культуры в условиях педагогического процесса. Педагогическая культура шире культуры профессиональной и ориентирована на социокультурное развитие личности учителя и учащихся, развитие творческой самореализации личности в культуре, формирование личности как субъекта культуры, а также вхождение личности в мир современной культуры.

Актуальность темы выражается в том, что владение иностранным языком способствует формированию социально-активной личности, отвечающей перспективам развития общества. Знание английского языка позволяет формировать всесторонне развитую личность, способную свободно ориентироваться в современном мире, открывает доступ к культурным и научным ценностям других народов, обеспечивает установление с ними деловых и культурных связей. Великий немецкий поэт Гете сказал:  «Если ты не знаешь какого-нибудь иностранного языка, ты не знаешь своего родного языка».

Основной целью обучения иностранному языку является не только умение общаться на иностранном языке, но и более глубокое постижение мира, взаимоотношение народов и культур. Необходимо научиться понимать как чужую культуру, так и свою и избавиться от стереотипов в отношении других народов. То, как мы воспринимаем мир, всегда находит отражение в наших понятиях на основе родного языка во всём многообразии его выразительных возможностей. Осваивая иностранный язык, мы расширяем возможности отражения мира и этот процесс происходит на фоне уже имеющегося языкового и культурного багажа. Изучение иностранного языка неразрывно связано с изучением культуры страны. Культура и язык сосуществуют в диалоге между собой и совмещают в себе две функции воздействия на социум: функцию воздействия языка, реализуемая с помощью лингвистических средств выразительности и функцию воздействия национальной культурной среды.

Социальная адаптация личности  может быть достигнута только с учётом знания особенностей самых разных компонентов культур, к которым можно отнести: 1) традиции, обычаи и обряды; 2) бытовую культуру, тесно связанную с традициями;                  3) повседневное поведение (привычки, мимические, пантомимические коды);            4)национальные  особенности мышления,  специфика восприятия окружающего мира; 5) художественную культуру, отражающую традиции того или иного этноса.

Развитие способности школьников к межкультурной коммуникации, то есть способности к пониманию чужой культуры, анализа и признания культурной самобытности, умения строить диалог и идти на компромисс с представителями другой культуры - это задача межкультурного социального аспекта школьного образования. Межкультурную коммуникацию следует рассматривать во всех аспектах: социальных, этнопсихологических, гуманистических.

Задачи формирования межкультурной коммуникации:

 1) изучение  процесса межкультурной  коммуникации,  проблем и
трудностей в ходе взаимодействия носителей разных культур; 2) освоение    стратегии преодоления проблем межкультурной коммуникакции; 3) формирование практических умений и навыков в общении с представителями других культур; 4) определение значения межкультурной коммуникации и её роли в республиканских, российских и мировых процессах.

Для реализации этих задач учителю необходимы: а) знание особенностей психологического развития учащихся и коллектива в целом; 6) включение межпредметных связей в учебный процесс; в) музыка и исполнение песен с целью обогащения словарного запаса и развития интереса к странам изучаемого языка: г) включение игры, особенно ролевой, как активного способа обучения практическому владению иностранным языком; д) мультимедийные средства как технологии в целях интенсификации и оптимизации обучения иностранному языку; е) проектная методика, как передовая технология в обучении иностранным языкам.

Эффективными методами исследования проблемы являются: сравнительно-сопоставительный метод (сопоставление разных подходов к проблеме изучения); информативный метод (сбор информации по теме и составление презентаций); аналитический (анализ и обсуждение результатов по проблеме). 

Педагогические технологии и методики для формирования межкультурной коммуникации: 1) использование информационных технологий; 2) использование метода проектов; 3) осуществление межпредметных связей; 4)сотрудничество с представителями другой культуры (переписка, встречи, пресс- конференции, Интернет- связь); 5)участие в международных проектах, конкурсах, викторинах; 6) интенсификация познавательной активности учащихся; 7) сопоставительный анализ языков и культур;

В связи с решением проблемы диалога культур перед учителем иностранного языка встают проблемы овладения методикой: а) организации межкультурного обмена как составной части учебно-
воспитательного процесса; б) проведения межкультурных проектов различного уровня и характера; в)        использования в этих целях всех возможностей, которые необходимы для межкультурного взаимодействия; г) выявления у каждого учащегося мотивации.

Главное о чём следует помнить учителю, это то, что учащийся занимает центральное место как субъект учебного процесса и как субъект межкультурной коммуникации. В процессе изучения иностранных языков необходимо расширить коммуникативный диапазон учащегося за счёт его взаимодействия с представителями других культур на основе коммуникативности и толерантности. Проблема терпимости (толерантности) к чужой культуре очень актуальна сегодня. Необходимо сформировать у учащихся представление об универсальности любого языка в выражении коммуникативных потребностей человека, формируя уважительное отношение к языкам разных народов и их культур в целом. Возможности для решения этих задач могут быть заложены в следующей системе заданий, выполнение которых позволяет учащимся на собственном опыте почувствовать сходство и различие в структуре языков и мышлении народов. Основные типы заданий, разработанные на межъязыковом материале: 1) сопоставление иноязычных заимствований: англ. relaxation- релаксация, расслабление, отдых; 2) понимание смысла иноязычных слов и выражений: франц.- тет-а- тет- наедине; англ. happy end- счастливый конец;             3) сопоставление языкового явления в русском и иностранном языках:
англ.- It"s raining cats and dogs- рус- Дождь льёт как из ведра; 4) выделение структурных элементов в словах иностранного языка: англ.- football состоит из foot- ступня, ball- мяч- рус- футбол; 5) подбор примеров языкового явления, известного учащимся из русского языка, на материале иностранного языка: англ.- hardworking man- рус- трудолюбивый человек; англ.- want, wish, desire- синонимы в значении «хотеть»; 6)  моделирование иноязычных особенностей на русском материале: рус- родиться в сорочке- англ.- tо be born with a silver spoon in one' s mouth- досл.- родиться с серебрянной ложкой во рту. Очень важно, чтобы у детей сложилось впечатление, что нет языков хороших и плохих, на любом языке можно передать все необходимые смыслы. Только способы передачи у разных языков разные и познакомиться с ними - это как - бы получить возможность заглянуть в сознание представителей других народов. Недаром существует пословица: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек»

Мультимедийные средства: возможность работать на компьютере, использование электронной почты, доступ к системе Интернет позволяет расширить возможности в контексте социальной адаптации личности. При помощи мультимедийных средств учащиеся могут в более полном объёме вести общение, дружить, использовать словари и энциклопедии, каталоги, информацию об экономическом развитии англоязычных стран, традициях, обычаях, праздниках. Средства новых информационных технологий имеют большое значение для расширения границ учебного процесса . Эти средства призваны помочь включить в учебный процесс реальный, индивидуальный опыт учащегося в межкультурном общении.

Иностранный язык как учебный предмет характеризуется межпредметностью, которая предполагает, что содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из различных областей знаний, например литературы, русского и национальных языков, искусства, истории, географии, информационных технологий, психологии, социологии и др. Также существует тесная взаимосвязь иностранного языка с гуманитарными науками, такими как страноведение, культуроведение, литературоведение. Наряду с этим идёт формирование надпредметных компетенций, в число которых входит общекультурная ценностно-ориентационная компетенция. Формирование межкультурной компетенции у учащихся предполагает: 1) знание определённой системы фактов иностранной литературы, то есть иметь опыт её восприятия, владеть понятиями в области межкультурной коммуникации; 2)умение преодолевать границы, разделяющие культуры, видеть не только то, что отличает людей друг от друга, но и то, что их сближает и объединяет; 3) умение     воспринимать устойчивые явления культур и инновационные процессы в различных сферах жизни; 4) принятие новых знаний о чужой культуре для более глубокого познания своей; 5) систематизацию, обобщение фактов культуры в межкультурном диалоге.

Межкультурная компетенция призвана преодолеть культурные барьеры, обеспечить понимание личностью собственной культуры и её связи с другими культурами. Эффективно взаимодействовать с партнёрами по общению, принадлежащими к другим лингвокультурным сообществам. Целью учителя  в условиях профильно-ориентированного изучения иностранного языка является развитие у обучающихся межкультурной осведомлённости и межкультурных умений и навыков. Межкультурная осведомлённость- это знания, осознание и понимание сходств и различий языка и культуры, в которой происходит взаимодействие и взаимопонимание между людьми, использующими, например, английский язык как средство международного общения, при этом родной язык и культура являются основополагающими.

Межкультурные умения и навыки: 1) связать родную и иностранную культуру друг с другом; 2) выступать  в  роли  культурного  посредника  между  родной  и иностранной  культурой,  избегать  конфликтов  и  межкультурного непонимания; 3) преодолевать стереотипы согласно с образовательными приоритетами воспитания и развития личности в духе взаимопонимания и терпимости, уважения к социальному выбору или самоопределению других и культурному многообразию.

Межкультурная компетенция предполагает владение всем комплексом коммуникативного поведения как совокупности норм и традиций общения народа. Коммуникативное поведение позволяет осознать тот факт, что язык, сознание. Культура и менталитет- это звенья одной цепи. Воспитание бережного, уважительного отношения к культурному наследию, умение донести суть культурных ценностей, привить не просто знания, но и понимание - важная проблема национальной культуры. Как говорил М.М. Бахтин, «у человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе, смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другому или глазами другого».

Значимость языка в межкультурном общении неоценима. Язык хранит культурные ценности и передаёт их из поколения в поколение. Он отражает общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, мораль, систему ценностей, мироощущение и видение мира. Язык формирует человека, показывая ему заложенное в языке миропонимание, то есть культуру народа. Использование лингвострановедческой информации в учебном процессе способствует сознательному усвоению материала, обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, благоприятствует созданию положительной мотивации. Даёт стимул к самостоятельной  работе  над языком. Развивает образно-художественную память. Речевое мышление, способность к догадке и логическому изложению мысли.

Язык- это продукт культуры. С. И. Ожегов, например, понимал язык как «орудие общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе». В. И. Даль относился к языку проще - как к «совокупности всех слов народа и верному их сочетанию, для передачи мыслей своих». Сегодня язык - не только словарный запас, но и способ человека выражать себя. Он служит для целей коммуникации и способен выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Подход к языку как к лингвосоциокультурному явлению - это определение языка как мощного общественного орудия, формирующего людской поток в этнос, образующего нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания речевого комплекса. Обращение к проблеме изучения языка и культуры одновременно не случайно. Такой подход к обучению иностранному языку обеспечивает более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач и содержит огромные возможности для дальнейшего поддержания мотивации обучающихся.

Решение актуальной задачи обучения иностранным языкам как средству коммуникации между носителями разных языков, а, следовательно, представителями разных культур заключается в том, что «языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках», по высказываниям Тер-Минасовой. По словам Э. Сепира: «язык не существует вне культуры, то есть вне социально унаследованной совокупности практических навыков и идей, характеризующих наш образ жизни». Следовательно, преодоление языкового барьера невозможно без преодоления барьера культурного. Подход к подбору учителем лингвистического материала должен иметь межкультурную направленность с целью обогащения знаниями о стране изучаемого языка конкретными и убедительными сведениями из различных областей жизни общества.

Социальный информационный проект «Знакомьтесь - англоязычный мир»

Проблема: высокая загруженность учащихся и в связи с этим недостаток временных ресурсов в урочное время для повышения социокультурной компетенции как необходимой составляющей обучения иностранному языку.

Цель: включение обучающихся в реальную практическую деятельность по повышению уровня социокультурной компетентности  и адаптивности,  как самих учащихся, так и всех участников образовательного процесса через  использование дистанционных технологий.

Задачи:

  • повысить мотивацию обучающихся к изучению культуры и традиций англоязычных стран как необходимой составляющей обучения английскому языку; повысить уровень удовлетворенности участников образовательной деятельности качеством предлагаемых образовательных услуг;
  • способствовать повышению социокультурной компетенции всех участников образовательного процесса через распространение страноведческой и культуроведческой информации об англоязычных странах;
  • продолжить воспитание толерантности через понимание и принятие других культур;
  • добиваться расширения общего кругозора за счет получения дополнительной информации;
  • воспитывать у обучающихся ответственность за выполнение социально значимых задач; формировать социально-личностные компетенции: навыки "разумного социального" поведения в сообществе, совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых временных ресурсов, анализ промежуточных результатов и окончательных итогов и т.п.).
  • совершенствовать умения обучающихся работать в паре/группе; продолжать воспитание ответственности за выполнение своих обязанностей; развивать творческие способности обучающихся.

Вид проекта: информационный (предназначен для работы с информацией, предполагает анализ и обобщение информации, а также представление её для широкой аудитории);

Форма реализации: выполнение и презентация мини-проектов, включающих совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Рабочие языки: русский, английский.

Этапы реализации социального проекта:

  • Изучение мнения обучающихся своей параллели и определение актуальной социальной проблемы.
  • Привлечение участников для решения данного социального проекта.
  • Определение целей и задач социального проекта.
  • Определение содержания социального проекта.
  • Составление плана работы.
  • Распределение обязанностей.
  • Определение необходимых временных ресурсов и рамок.
  • Разработка системы оценки этапов и итогов проекта.
  • Реализация проекта (четыре этапа)
  •  Формирование и мониторинг общественного мнения (в процессе реализации проекта).
  • Анализ результатов работы (на промежуточных этапах и по окончанию).

Планируемое время реализации проекта: два учебных года:

  • первый год предполагает расширение знаний истории, традиций, культуры Великобритании;
  • второй год будет посвящен расширению знаний истории, традиций, культуры США.

  1. Введение

Заказом родителей и учащихся современной школы, прежде всего, является создание творческой среды,  предоставление возможности дистанционного обучения, расширение системы дополнительного образования, отработка механизмов учета индивидуальных достижений обучающихся, а также обеспечение социальной адаптации ребенка и формирования социально-полезных навыков и компетенций. При этом очень важными остаются вопросы здоровьесбережения учащихся, и, прежде всего, избегание «перегрузок» в урочное и внеурочное время, через разнообразие форм образовательной среды.

Проблемой, вызвавшей внедрение социального информационного проекта «Знакомьтесь – англоязычный мир»,  явилась необходимость повышения социокультурной компетенции обучающихся при изучении иностранного (английского) языка в условиях дефицита  урочного времени и достаточно высоких учебных нагрузок.  

В УМК, которые мы используем в образовательном процессе («Английский в фокусе» или Spotlight), предусмотрены специальные разделы, имеющие своей целью познакомить обучающихся с реалиями англоязычного мира: историей, культурой, традициями. Однако, с нашей точки зрения, в силу объективных причин (сложность предмета, большие объемы лексико-грамматического материала, необходимого к изучению и т.п.) культурологическому направлению уделяется недостаточно внимания. Обычно мы решаем эту проблему за счет резервных уроков и выполнения мини-проектов.

В текущем учебном году возникла идея систематизировать эту работу и приступить к реализации в следующем учебном году. Для повышения уровня мотивации к самообразованию и формированию социокультурной компетенции через осознание практической значимости выполняемой деятельности,  обучающимся будет предложено выполнять работу в этом направлении в виде социального информационного проекта.  Предполагается, что реализация проекта будет способствовать расширению знаний о странах иноязычной культуры не только участников этой деятельности, но и  остальных участников образовательного процесса и гостей  нашего лицея.

    Поскольку, как уже было сказано выше, в программе заложено не слишком много времени на культурологический аспект, работу было решено организовать во внеурочное время с использованием дистанционных технологий, а конкретно, возможностей образовательно-информационного ресурса Дневник.ру.

  1. Обоснование актуальности

В современном мире трудно не признать актуальность дистанционного обучения или хотя бы частичного применения дистанционных технологий в образовательном процессе. Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования, а в силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении, применение подобных технологий открывает новые возможности индивидуализировать процесс обучения. Учитель может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать каждому обучающемуся дополнительные, личностно ориентированные блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса, что позволяет избегать «перегрузок» и способствует сохранению физического и психического здоровья учащихся.

 Нет сомнений также в том, что культура является неотъемлемой частью полноценного образования. Культурологическая составляющая в обучении иностранному языку становится всё более актуальной в связи с развитием технического прогресса, процессами глобализации, этническими конфликтами, политическими катаклизмами. Вопросам культуры уделяется достаточно большое внимание в процессе обучения иностранным языкам, так как именно язык отражает окружающий человека мир, культуру, созданную человеком, хранит ее и передает от человека к человеку. Язык является орудием познания, с помощью которого человек постигает мир и культуру. Язык, является одним из важнейших факторов, которые формируют человека и  определяют его поведение, образ жизни, мировоззрение, менталитет, национальный характер.

Учитывая вышесказанное, было принято решение организовать  внеаудиторную деятельность с учащимися ___ классов в форме реализации социального информационного  проекта «Знакомьтесь – англоязычный мир», направленного, прежде всего, на повышение уровня социокультурной компетенции,  как самих обучающихся, так и всех участников образовательного процесса и гостей нашего лицея  с применением дистанционных технологий.

  1. Цель и задачи проекта.

Основной целью реализации проекта  является включение обучающихся   в реальную практическую деятельность по повышению уровня социокультурной компетентности,  как самих учащихся, так и всех участников образовательного процесса через изучение и распространение информации о странах-носителях изучаемого (английского) языка с использованием дистанционных технологий для оптимизации затрат временных ресурсов.

         Задачи проекта:

  • повысить мотивацию обучающихся к изучению культуры и традиций англоязычных стран как необходимой составляющей обучения английскому языку; повысить уровень удовлетворенности участников образовательной деятельности качеством предлагаемых образовательных услуг;
  • способствовать повышению социокультурной  и коммуникативной компетенций всех участников образовательного процесса через распространение страноведческой и культуроведческой информации об англоязычных странах (через сеть радиовещания лицея; информационную доску, расположенную в холле лицея, возможности школьной образовательной сети Дневник.ру)
  • продолжить воспитание толерантности через понимание и принятие других культур;
  • добиваться расширения общего кругозора за счет получения дополнительной информации;
  • воспитывать у обучающихся ответственность за выполнение социально значимых задач; формировать социально-личностные компетенции: навыки "разумного социального" поведения в сообществе, совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых временных ресурсов, анализ промежуточных результатов и окончательных итогов и т.п.).
  • совершенствовать умения обучающихся работать в паре/группе; продолжать воспитание ответственности за выполнение своих обязанностей;
  • развивать творческие способности обучающихся.

  1. Реализация проекта.

Совместно с обучающимися  определяются цели и задачи; выбираются страны, основные направления и формы работы; создается группа на платформе образовательно-информационной сети Дневник.ру, в которую войдут самые активные учащиеся, на которых будет возложена задача по систематизации материала и его размещению.

Сначала, при создании группы, учащимся будет предложено самостоятельно поискать интересный материал о достопримечательностях, истории, обычаях и т.д., чтобы обучающиеся могли определиться со своими предпочтениями в интересующих их направлениях.

        Первым направлением самообразования и информирования окружающих может быть выбрана тема «Великие люди Великобритании».  Срок выполнения мини-проектов - 20 дней. В течение этого времени обучающиеся должны будут найти информацию о великом человеке, прославившем Великобританию в любой области: литература, наука, искусство и т.д., выбрать главную информацию, а также приготовить небольшое сообщение о выбранном человеке на русском языке, т.к. социально полезной частью реализации нашего проекта является информирование окружающих. Выполнять мини-проекты возможно индивидуально, в парах или группах по 3 человека в зависимости от предпочтений учащихся. По мере выполнения проекты будут пересылаться через  Дневник.ру (http://messenger.dnevnik.ru) или приноситься на электронных носителях учителю для проверки. После проверки  материал сразу можно разместить в группе «Знакомьтесь – англоязычный мир» в Дневник.ру, или можно  передать участникам инициативной группы для систематизации и создания презентаций для информационных TV, расположенных в рекреациях школы или создания «радио энциклопедии».

        Первичная реализация информационной социально полезной составляющей возможна в неделю английского языка в ноябре.

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом на уроках иностранного языка как средство формирования языковой личности.

В соответствии с формированием новой парадигмы образования, приоритетной целью воспитания и обучения выступает не совокупность знаний, умений и навыков, а создание оптимальных условий для своб...

Развитие художественно-творческой личности в современном образовательном пространстве

Тезисы для выступления на научно-практической конференции....

Презентация: "Развитие художественно-творческой личности в современном образовательном пространстве"

Презентация для научно-практической конференции. Работа кружка изобразительного искусства "В мире Фантазии" (начальная школа)...

Медиаобразование учащихся как средство формирования социально-адаптированной личности на современном этапе развития информационного общества

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации...

Статья на тему: Развитие личности в современном образовательном пространстве.

В статье рассматривается проблема развития личности в современном образовательном пространстве....

Статья на тему "Изучение второго иностранного языка, как средство самосовершенствования и развития личности".

Изучение второго иностранного языка как путь к самосовершенствованию и развитию личности....