Использование информационных технологий в обучении английскому языку
методическая разработка по английскому языку

Полосенко-Рублева  Нина Ивановна

Современные компьютерные технологии проникли во все области нашей жизни, в том числе и в образование. Я, как учитель английского языка могу найти в средствах ИКТ не только способ достижения цели обучения иностранному языку учащихся разного возраста, но и выгодные варианты представления творческих идей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

 

http://metodisty.ru/templates/tmpl_uni/images/spacer.gif

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

 

Полосенко Н.И.,

МБОУ Заброденская СОШ,

учитель английского языка

 

Одним из наиболее революционных достижений за  последние  десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире,  стало создание всемирной компьютерной  сети,  получившей  название  Интернет,  что буквально  означает  “международная   сеть”. Использование кибернетического пространства  в  учебных  целях является абсолютно новым направлением общей дидактики  и  частной  методики, так как происходящие изменения затрагивают все  стороны  учебного  процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы,  кончая  изменением  требований  к академическому уровню обучающихся.

Содержательная   основа    массовой    компьютеризации    образования, безусловно, связана с тем,  что  современный  компьютер  представляет  собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще,  в  любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье  "Компьютеры  в  школе” пишут:  “Есть  одна  особенность  компьютера,   которая   раскрывается   при использовании его как устройства для обучения  других,  и  как  помощника  в приобретении знаний, это его  неодушевленность.  Машина  может  “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то  моменты  “поддерживать”  его,  однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст  почувствовать, что  ей  стало  скучно.  В  этом  смысле  применение  компьютеров  является, возможно,  наиболее  полезным  при  индивидуализации  определенных  аспектов преподавания”.

Основная  цель  изучения  иностранного  языка  в   средней   школе   - формирование    коммуникативной    компетенции,    все    остальные     цели (образовательная,  воспитательная,  развивающая)  реализуются   в   процессе осуществления  этой  главной  цели.  Коммуникативный  подход   подразумевает обучение   общению   и   формирование    способности    к    межкультурному взаимодействию,  что  является  основой  функционирования   Интернета.   Вне общения Интернет не имеет  смысла  -  это  международное  многонациональное, кросс-культурное общество, чья  жизнедеятельность  основана  на  электронном общении миллионов  людей  во  всем  мире,  говорящих  одновременно  -  самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который  когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка,  мы  создаем  модель реального общения.

Общаясь в истинной языковой  среде,  обеспеченной  интернет,  учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение  широкого круга значимых, реалистичных, интересующих  и  достижимых  задач,  школьники обучаются  спонтанно  и  адекватно  на  них  реагировать,  что   стимулирует создание оригинальных высказываний, а  не  шаблонную манипуляцию  языковыми формулами.
Я, как и каждый учитель хочу, чтобы мои ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках английского языка. Но подчас приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Это как раз те случаи, когда у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Вот почему я поставила перед собой цель - способствовать формированию познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка  путём использовании информационно-коммуникационных технологий.  Данная цель не является быстро достижимой, поэтому для ее решения я поставила перед собой следующие задачи: изучить теоретический и методический материал, формировать устойчивый познавательный интерес; создать систему методов и приёмов использования ИКТ на уроках английского языка, направленных на формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Поэтому и тема по самообразованию, над которой я работаю, является «Использование информационных технологий как одного из средств повышения учебно-познавательного интереса к изучению английского языка», потому что прежде чем ты будешь учить ученика, ты должен овладеть этим сам.

Неоценимую помощь в её изучении мне оказали коллеги-единомышленники из многих регионов страны, с которыми меня сближают учительские порталы «Сеть творческих учителей»  http://www.it-n.ru/  «Методисты» http://metodisty.ru/ и «Портал для учителей английского языка» - EnglishTeachers http://www.englishteachers.ru/ , Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" http://moi-mummi.ru/  .  Мне интересны проблемы образования, которые обсуждаются на форумах; хочется  знать, чему учат в мастер-классах, какими новыми общеобразовательными технологиями делятся участники портала.  Хотелось посмотреть, как работают другие, поучиться у них мастерству, попробовать себя.

Первые шаги в освоении и использование ИКТ на уроках английского языка начались с использования в работе различного рода презентаций,  подготовленных как мною, так и учащимися,  готовых компьютерных программ, таких как  "Профессор Хиггинс" и "Bridge to English".

Профессор Хиггинс. Английский без акцента!» — содержательный фонетический, лексический и грамматический мультимедийный справочник - мультитренажер. План занятий собран по типу «от элементарного — к сложному» (звуки, фразы, слова, аудиотренинг, диктовка,беседы направленные на определенную тематику, поговорки, скороговорки, стихотворения и рассказы). Программа содержит емкие теоретические материалы (правила, схемы, поясняющие упражнения), словари (всеобщий словарь и словарь омонимов) а также инструкцию читателя. Практика по грамматике организовано на диалоговых упражнениях.

Чаще в своей практике я использую тренинг грамматических упражнений, что дается сложнее ученикам. Выполняя упражнения,  они сразу видят свои ошибки, могут исправить, могут посмотреть справочный материал, попробовать пройти тест еще раз. Работая с программой, они учатся не только правильно употреблять те или иные грамматические конструкции, но и овладевают навыками письма на английском языке. Все это, без сомнения, потребуется им в дальнейшей жизни.

В компьютерной программе “Bridge to English” упражнения по лексике и грамматике, диалоги, диктанты, изложения, грамматический справочник и англо-русский словарь – все это сведено в единую обучающую систему, работать с которой легко и удобно. Весь материал направлен на отработку, как лексики, так и грамматики,  развиваются навыки вести диалог,  монолог, навыки чтения и письма. Но этот курс лучше используется на занятиях кружка в школе «Мир», а также для индивидуальной работы учащихся.

Использование презентаций на уроке позволяет учителю более наглядно представить материал. Каждый ученик работает активно и увлечённо.  В старших класса занимает  большое место проектная работа.  И использование презентаций   улучшает  навыки устной практики учеников. Дав своим ученикам задание подготовить устное высказывание (презентацию) на какую- либо тему, я добиваюсь следующих результатов:

• Ученик получит отличную возможность практики самостоятельной речи

• Остальные ученики получат хороший урок аудирования

• Такое задание повысит самооценку у учащегося, а также расширит его кругозор

• Задание будет полезно для тренировки умения представлять информацию перед публикой для тех, чья будущая профессия будет непосредственно связана с разного рода презентациями.

• Это задание является великолепным генератором для спонтанной дискуссии.

 

Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего, как я полагаю,  необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться. Как информационная система, Интернет  предлагает  своим  пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор  услуг  может  включать  в себя:

- электронную почту (e-mail);

- телеконференции (usenet);

- видеоконференции;

- возможность публикации собственной информации, создание собственной

домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

- доступ к информационным ресурсам:

-  справочные  каталоги  (Yahoo!,   InfoSeek/UltraSmart,   LookSmart,

Galaxy);

- поисковые системы  (Alta  Vista,  HotBob,  Open  Text,  WebCrawler,

Excite);

- участие в различного рода конкурсах и олимпиадах;

- разговор в сети (Chat).

Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке, во внеурочной деятельности и при подготовке домашних заданий. У учащихся есть возможность послушать  информацию, предоставляемую носителем языка, это тренирует  навыки аудирования, много полезной информации есть о стране изучаемого языка, наглядный материал, различные справочники и словари. Умение пользоваться  Интернетом необходимо в современном мире.  Поэтому общение с учащимися по электронной почте, обмен заданиями – ответами стало востребованным на сегодняшний день.  А использование электронного словаря на уроках в слабых классах старшей ступени дает хорошую мотивацию к работе.

Бесспорно, Интернет представляет собой мощнейший источник аутентичных текстов и других материалов, дающих учащимся не только возможность улучшить свои языковые навыки и речевые умения. Также данный ресурс повышает их уверенность в использовании языка как средства получения и обработки информации и общения, т. к. при успешной организации работы с подобным источником учащиеся осознают сложность выполненной ими задачи в отличие от учебных, искусственно создаваемых ситуаций.

Проектная работа учащихся - это наиболее эффективная деятельность ребят во внеурочное время. Но её эффективность в полной мере зависит от организации и координации со стороны учителя.

Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг Интернета в процессе проектной деятельности школьников. Только с помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении иностранного языка на основе интенсивного общения с носителями языка, работой с аутентичной литературой самого разного жанра, аудирования оригинальных текстов, записанных носителями языка. Это, пожалуй, наиболее эффективная возможность формирования социокультурной компетенции на основе диалога культур.

В Интернете учащиеся и учителя могут найти любую необходимую для проекта информацию: о музеях и их экспонатах по всему миру; о текущих событиях в разных уголках мира и реакцию людей на эти события; об экологической ситуации в разных районах мира; о национальных праздниках; статистические данные по самым разнообразным вопросам и т.п.

И одним из результатов работы в этом направлении явилась новая форма деятельности учителя и учащихся под названием Веб-квест.  Web-Quest является новым средством использования технологий в целях создания урока, ориентированного на учеников, вовлеченных в учебный процесс и поощряющим их критическое мышление.   Вебк-вест    от английского слова    "webquest” – «Интернет поиск».  Web-Quest  - модель использования Интернет-ресурсов в обучении,  это формат урока с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет, это вид Интернет-проекта, который дает учащимся возможность эффективно использовать информацию, найденную в сети.

Особенностью образовательных веб-квестов  является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом может быть  публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).  Задания web – квеста представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов в Интернете, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы при посещении сайта учащийся был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит.

 

Современные компьютерные технологии проникли во все области нашей жизни, в том числе и в образование. Я, как учитель английского языка могу найти в средствах ИКТ не только способ достижения цели обучения иностранному языку учащихся разного возраста, но и выгодные варианты представления творческих идей. Конечно, используемые ранее формы и методы остались актуальными, но теперь к ним добавились новые с применением ИКТ. Применение современных технологий на уроке меняют отношение учащихся к предмету и учителю, повышают познавательный интерес и мотивацию, позволяют интенсифицировать процесс обучения и как следствие повысить качество обучения. В подготовке к урокам средства ИКТ помогают следить за изменениями в преподаваемом языке, традициях, культуре англоязычных стран, методике преподавания английского языка в нашей стране и за рубежом, использовать опыт других педагогов и представлять свои разработки.

Но также следует отметить, что как бы ни было заманчиво применять средства ИКТ на уроках постоянно, ничто не заменит учителя и живого общения. Компьютерные технологии должны являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Я считаю, что для эффективного использования разных средств ИКТ необходимо учитывать возраст учеников, их психологические особенности и тщательно отбирать материал, требующий компьютерной поддержки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в обучении английскому языку

В преподавании английского языка новые возможности открывают компьютерные технологии. Мультимедийные средства просты в применении, велика их роль в интенсификации урока и повышении его эмоционал...

доклад "Использование информационных технологий на уроках английского языка" (по программе INTEL "Обучение для будущего") )

В докладе рассматривается применение новых информационных технологий при обучении иностранному языку...

использование современных информационных технологий в обучении английскому языку

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...

Курсовая работа по теме "Использование новых информационных технологий в обучении английскому языку в школе"

Курсовая работа по теме "Использование новых информационных технологий в обучении английскому языку в школе"ГБОУ ВПО МГПУСлушатель курсов повышения квалификации МГПУ "Современные методики обучения анг...

Использование информационных технологий в обучении английскому языку

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в общеобразовательных учреждениях. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы препод...

Использование современных информационных технологий при обучении английскому языку

Современный мир требует от учителя владение современными информационными технологиями. В данной статье описываются возможности использования компьютера на уроках английского языка, начиная от простых ...

Использование информационных технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности как средство повышения учебной мотивации и качества обучения.

В статье сделан обзор  условий для формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с...