Инклюзивное образование в России как неотъемлемая часть общедоступной среды.
статья по английскому языку по теме

Свириденкова Екатерина Вячеславовна

Доклад на тему:"Инклюзивное образование в России как неотъемлемая часть общедоступной среды".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕДОСТУПНОЙ СРЕДЫ.

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

Кофи Аннан. 1998

На протяжении ряда лет исследователи и педагоги искали пути и средства помощи людям с глубоким нарушением зрения. За последние годы исследования социальной адаптации и образования инвалидов по зрению получили значительное развитие, и сама система работы с инвалидами по зрению существенно шагнула вперед. Но сами модели этой системы в России и в западных странах оказались кардинально различными в силу исторических причин, традиционного уклада жизни, экономического благополучия и т.д. В настоящее время в связи с улучшением экономической ситуации в России и, благодаря этому, возможности развития инклюзии возникает интерес к западным моделям работы с незрячими и желание внедрить этот опыт в России. А соответственно, возникает потребность в его изучении и оценке на предмет адаптации к российским условиям. До сих пор  проблема инклюзивного образования незрячих в России остается недостаточно разработанной как в теоретическом, так и практическом плане, обычные школы не готовы принять инвалидов по зрению, а учителя не владеют методикой обучения. Как заставить систему инклюзии работать на незрячих в тех регионах, где нет школ-интернатов, до сих пор остается большой проблемой.

В настоящее время многие понятия и принципы, связанные с инклюзией получили четкое определение и прочно вошли как в научный обиход, так и бытовой язык.

Инклюзивное (включенное) образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но, в то же время, создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения

У инклюзивного образования есть восемь основных принципов, которые, должны быть положены в основу любого обучения

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Включение – это не интеграция: 

  • Включение – это больше, чем интеграция
  • Молодые люди учатся вместе в обычной школе
  • Специалисты приходят помогать детям
  • Обычные школы изменяются
  • Внимание на возможности и сильные стороны ребенка
  • Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
  • Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями
  • Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
  • Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих

Включение – это: 

  • НЕТ специализированных классов в обычной средней школе
  • НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки
  • НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе
  • НЕТ закрытых учреждений интернатного типа.

Основные принципы инклюзии. Инклюзивные сообщества:

  • Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
  • Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

  • В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
  • Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Сама система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения начального, среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Ее основное направление работы – создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Это и техническое оснащение образовательных учреждений, и разработка специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого, предполагается работа над специальными программами, направленными на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Часть инклюзивного образования – это возможность учеников-инвалидов общаться со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия, подразумевает реформирование школ и перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

В настоящее время в обычных школах и университетах система обучения плохо адаптирована к потребностям учеников с особыми образовательными потребностями. По сравнению с инклюзией школы-интернаты более адаптированы под нужды детей с ограниченными возможностями, поскольку система школ-интернатов в России существует уже давно.

При правильной организации системы инклюзивного образования ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает не только качественное обучение, но и учится адаптироваться и жить в реальном обществе, которое в свою очередь учится принимать людей с особыми потребностями.

В России функционирует более 80 государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для слепых и слабовидящих. Не смотря на то, что в данных образовательных заведениях учебно-воспитательный процесс организован согласно потребностям учащихся, что, безусловно, сказывается положительно на становлении личности ученика, специалисты отмечают и недостатки. Отсутствие контакта с семьей, ограниченное общение со зрячими сверстниками. Детские дома остаются местом сосредоточения специальных знаний, узкоспециализированных педагогов, что гарантирует высокий уровень образования выпускников. В школах-интернатах воспитанники успешно обучаются в высших учебных заведениях, трудоустраиваются и ведут активный образ жизни. Поэтому школы-интернаты нуждаются не только в сохранении, но и описании, анализе и популяризации существующего опыта.

Тем не менее, из-за того, что школы-интернаты находятся в крупных городах России, что вынуждает родителей из провинции к долгим разлукам с детьми, а в ряде регионов специализированные школы отсутствуют совсем, необходимо всячески содействовать развитию инклюзивного образования в России.

Таким образом, в рамках инклюзивного подхода каждая школа или учреждение еще на этапе планирования своей деятельности, образовательных программ учитывает ожидаемые возможные потребности всех учеников с их индивидуальными потребностями, разрабатывая так называемый Индивидуальный план образования (ИП). Его разработка осуществляется по таким критериям, как реалистичность, уровень достижения, возможность оценки, активность. Место обучения студента с ограниченными возможностями здоровья зависит от его потребностей и меры ограничений. Он может обучаться:

  • в обычном классе и получать необходимую помощь;
  • в обычном классе, получая необходимую помощь, а также поддержку со стороны специалистов учебного заведения;
  • часть дня в обычном классе и оставшуюся часть дня – в специальном;
  • в специальном классе с обеспечением всевозможной поддержки со стороны специалистов и группы консультантов по данному вопросу;
  • по реабилитационной программе с непрерывной поддержкой со стороны разных специалистов 

С ростом благосостояния и технической оснащенности Российского общества становится возможным внедрение некоторых технологий обучения незрячих – инклюзии и дистанционного образования.

В России первые инклюзивные образовательные учреждения появились на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

Система инклюзии в России находится на начальном этапе развития и ориентирована, в основном, на инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы, поскольку они не требуют особой методики обучения.

Целостная методика обучения незрячих детей в инклюзивной школе в России отсутствует. Крупные образовательные центры и школы-интернаты для незрячих сосредоточены только в Москве и других больших городах.

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов: спецшколы и интернаты, система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании.

Государственные учебные заведения для людей с дефектами зрения бывают двух типов — коррекционные школы, куда попадают с детских лет, и центры реабилитации, которые помогают адаптироваться потерявшим зрение взрослым. Коррекционные школы, в свою очередь, делятся на две категории — для слепых детей, а также детей с прогрессирующими заболеваниями зрения, ведущими к слепоте, и для слабовидящих воспитанников (с остротой зрения от 0,05 до 0,4). Обучение может длиться 10 (программа девятилетней общеобразовательной школы) или 12 лет (среднее образование). Поскольку каждому ученику требуется больше внимания со стороны учителя, число детей в классе тут меньше, чем в обычной школе — в среднем 12 человек. От обычной школьной программы такое образование практически не отличается (для слепых стандартные учебники «переводятся» на шрифт Брайля, для слабовидящих печатаются крупным шрифтом), но есть специальные курсы по производственной подготовке, рельефному рисованию и черчению, навыкам самообслуживания и физкультуре (для незрячего человека особенно важно научиться управлять своим телом и развивать ловкость и координацию).

Дефекты зрения в определенной степени усложняют процесс умственного развития детей — они влияют как на речь (потому что у такого ребенка формируется искаженное и в чем-то более теоретическое представление об окружающем мире), так и на развитие двигательных навыков (слепые и слабовидящие дети медленнее двигаются, у них хуже развита моторика). Педагогические методики рассчитаны на то, чтобы это скомпенсировать, большое внимание уделяется общению учеников со зрячими сверстниками и взрослыми. В школах для слабовидящих, где основная задача — научить детей максимально эффективно использовать оставшиеся возможности зрения, часто используются наглядные материалы для бисенсорного восприятия (которые можно воспринимать одновременно через зрение и осязание) и специальные оптические и технические средства (например, электронные лупы).

По данным Росстата, в 2012/2013 учебном году в России было 16 школ для незрячих детей и 90 — для слабовидящих. Точной статистики по количеству детей с дефектами зрения нет, но понятно, что далеко не в каждом городе и даже регионе страны у таких ребят есть возможность закончить хотя бы девять классов. 

Другими вариантами являются коррекционные классы общеобразовательных школ, дистанционное и домашнее обучение. В последнем случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей с ограниченными возможностями. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школьной инфраструктуры

Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, повер...

Развитие жанра фортепианного дуэта и становление его неотъемлемой частью музыкального образования

Понятие “ансамбль” означает стройное сочетание различных элементов, встречается во всех областях искусства. В музыке ансамблем называют группу из двух и более музыкантов, исполняющих музыкальное произ...

«Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школьной инфраструктуры»

Слайд 1Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть школьной инфраструктурыСлайд 2  «Школа – это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. ...

«Нормативно-правовые основы развития инклюзивного образования в России»

laquo;Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рам...

Опыт организации практики инклюзивного образования в России и за рубежом

Презентация показывает исследование, в котором рассматривался проводился сравнительный анализ опыта организации инклюзивного образования в России и за рубежом...

Инклюзивное образование в России: за и против

Актуальность темы инклюзивного образования не вызывает сомнения, ведь система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получ...