педсовет Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школьной инфраструктуры
статья на тему

Титаренко Рита Владимировна

Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                «Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.»

Создание комфортной среды в школе для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача нашей школы уже не первый год. Весь педагогический коллектив школы понимает, что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке качества личности, только, зная, что его ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё необходимое для развития, родители  будут спокойны и удовлетворены, а педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно работать и творить.    

Комфортная внутришкольная среда-это внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.

Необходимость разговора о комфортности школьной среды связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывает неустойчивое дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы и состоит в ощущении школьниками комфорта во время учебно-воспитательного процесса.

Существуют основные составляющие понятия «комфортность»:

Комфортность

Психологическая

Физическая

Бытовая

      Психологический комфорт устанавливается в нашей школе через соответствие между психическими свойствами, состояниями школьника и организационно - коммуникативными условиями внутришкольной среды. Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые  школьники переживает, находясь в стенах нашей школы.

Источниками психологического комфорта выступают в первую очередь организационно-коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий учащихся, учителей и их родителей.

Следующей и наиболее, как нам кажется, актуальным на данный момент, является физиологический комфорт школьника. Он характеризуется соответствием между  телесными, соматическими потребностями и предметно - пространственными условиями внутришкольной среды. В первую очередь это потребности в пище, воде, тепле и т.д., на которых основывается жизнедеятельность человека, и которые необходимо учитывать при организации благоприятной внутришкольной среды. Физиологический комфорт связан  с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые тактильные ощущения.   Это высокий уровень санитарно-гигиенических норм: свет, тепло, хорошее питание, медицинские услуги, чистота. Организация режима дня и учебной нагрузки распределяется таким образом, что наши учащиеся максимально увеличивают объем своих знаний и укрепляют свое здоровье. В школе создана и действует система горячего питания, ежегодно проводятся медицинские осмотры учащихся, строго контролируется соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований.

Однако не стоит забывать, что для полноценной работы не менее важным является и полноценный отдых, школа оборудована удобными рекреациями, зоны отдыха, украшенные живыми растениями, банкетками для отдыха - все это позволяет отдохнуть, и переключиться на новый урок. Для проведения школьных мероприятий используется большая рекреация, способная при необходимости вместить учеников с их родителями. В школе  работает библиотека с учебной и художественной литературой, которая полностью оснащена новой мебелью и компьютером.

Большое внимание уделяется благоустройству школьного двора и комфортности образовательного учреждения.  Оборудована игровая детская площадка, спортивный комплекс. Есть спортивный зал, включающий большой и маленький залы, комнаты для переодеваний, душевая.

Создана и ежегодно пополняется материально-техническая база. Приобретено мультемедийное оборудование, интерактивные доски. Все это позволяет улучшить проведение как уроков , так и внеклассных мероприятий.

Немаловажным шагом  в создании комфортной среды в нашей школе – является здоровьесберегающая деятельность. Сохранение и укрепление здоровья школьников – приоритетное направление в работе всего педагогического  коллектива. Наиболее эффективна спортивно-оздоровительная работа, которой руководят учителя физкультуры Харченко Н.К. и Лылов А.В. В течение нескольких лет школа добивается хороших результатов, команда учащихся занимает призовые места в зональных соревнованиях среди учащихся коррекционных школ.

Создание  здоровьесберегающей образовательной и воспитательной среды основывается на принципах:

  1. непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
  2. максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;
  3. использование простых и доступных технологий;
  4. комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся;
  5. интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;
  6. реализация в условиях школы на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности воспитанников, охране психического здоровья.

Воспитание здорового образа жизни через внеклассную работу предполагает совместные усилия учителей физкультуры, классных руководителей и воспитателей через координацию планов, разъяснение, вовлечение младших школьников в оздоровительную деятельность. Необходимо добиваться, чтобы это не было эпизодически в школьной жизни, а стало систематической работой.

К  мероприятиям, способствующим сохранению психического и физического здоровья детей относят:

- профпрививки в течение учебного года;

- дни здоровья;

- недели спорта и труда;

- участие учащихся в зональных и краевых спортивных мероприятиях;

- беседы о здоровье с учащимися;

- беседы о ЗОЖ с родителями;

- динамические паузы, подвижные игры.

Каждое образовательное учреждение – это особая субстанция: со своим уставом, традициями, укладом, контингентом учителей и учащихся, манерами общения, ценностями и правилами.

Комфортная школьная среда- это среда с личностно-ориентированными приоритетами очень важно, чтобы она являлась средой развития личности. Учащиеся нуждаются в пространстве, где могли бы раскрыть свои творческие способности, культурные интересы.

В школе продолжает развиваться и совершенствоваться воспитательная система. Её особенностью является то, что весь цикл годовых воспитательных мероприятий концентрируется вокруг нескольких ключевых общешкольных дел:

«День здоровья», «День знаний», «День учителя»,«День матери», «Новогодний серпантин»(силами педколлектива школы), «8 Марта», «День Победы» и «Последний звонок». Все мероприятия носят комплексный характер, так как охватывают значительную часть учебно-воспитательного процесса, урочную и внеурочную деятельность школьного коллектива. В них принимают участие учащиеся с 1-го по 10 –й класс, учителя.

В школе свободное время учащихся заполнено участием в общественно-полезной деятельности, освоением различных социальных навыков.

Для пропаганды ЗОЖ. Укрепления и сохранения здоровья учащихся ежедневно проводится утренняя зарядка. В ноябре-марте проходят месячники профилактики вредных привычек, которые включают беседы с учащимися с приглашением специалистов, выступлением агитбригады, конкурсом рисунков.

В школе для учащихся действуют кружки, факультативы и секции по интересам. Направления кружков и секции- эстетическое , трудовое и спортивно-оздоровительное. Время занятий каждого кружка и секции определяется, исходя из внутреннего распорядка жизнедеятельности школы и требований охранительного режима. Основной задачей работы кружков и секций является предоставление ребенку возможностей удовлетворения его интересов, расширения его кругозора, развития умений и навыков учащегося, его профессиональной ориентации, оздоровления и социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Комфортная среда невозможна без гармонизации социально-психологического климата в школе и психологической помощи участникам образовательного процесса. Работа эта осуществляется под руководством соц.педагога Горлопановой Г.П., педагога- психолога Полуновой А.В. и инспектора ОПДН Зимы В.Г. Успешность этой работы зависит еще от скоординированных действий социально-психологической службы с другими педагогическими работниками: классными руководителями, воспитателями , учителями-предметниками.

Деятельность социально-психологической службы в школе.

Психолог, социальный педагог

Информирование,

рекомендации

Диагностика,

коррекция,

консультации

Информирование,

рекомендации

Учитель

Ребенок

Родители

Основной целью деятельности социально-психологической службы является обеспечение сохранения, укрепления здоровья детей и профилактика нарушений психического здоровья обучающихся, содействие  развитию личности детей в процессе их воспитания, образования и социализации.

Вся деятельность социально-психологической службы осуществляется по созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно-здоровых отношений в социальной среде.

Значительное место в деятельности службы отводится работе с так называемыми «проблемными» детьми и детьми «группы риска».  В эти группы входят дети с выраженными признаками дезадаптации, трудностями в обучении, проблемами в межличностном взаимодействии, склонных к девиантному поведению. (7-Б кл. Киян А, Образцова Б, Дударь А., 7-А кл.  Майдецкий С, Булах А., 5 кл.- Лысаков Н. , Закревская С. и др.) Неоднократно с родителями этих учащихся проводились беседы, соц.педагог вместе с инспекторам ОПДН  и классным руководителем выезжали на дом. Эти дети находятся под постоянным контролем. Социальный педагог периодически информирует педколлектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказанной ему помощи.

 Проводимые в школе профилактические мероприятия дают свои положительные результаты. Произошло снижение нарушений правил внутреннего распорядка школы. Этому способствовали активизация работы Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, совершенствование деятельности соц.педагога, педагога- психолога, работа кружков и секций.

Говоря о комфортной школьной среде в целом, нельзя не сказать о значении классного руководителя в создании в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, интереса ребенка  к реализации потребности стать самим собой, индивидуальному и коллективному творчеству. Работа классного руководителя должна строиться так, чтобы формировать традиции классного коллектива, создавать благоприятный микроклимат в классном коллективе, устранять многие проблемы и др. Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль.

 (Пример: нынешний 10 класс, кл. руководитель Шевикова Н.Г.)   Второй год Наталья Геннадьевна является классным руководителем  этого класса. Совместными делами, классными мероприятиями педагог смогла организовать ребят так, что в классе хорошо развито самоуправление. В классе складываются свои традиции, которые  настраивают детей на коллективные, творческие дела.

 В прошлом учебном году классным руководителем и воспитателем  в 3 классе была Гассан В.Д. Сейчас она  воспитатель в этом классе. Сам педагог заинтересован творческой деятельностью, и ребята в этом классе с удовольствием занимаются творческой работой. Им нравится работать в мастерской Селина А.Г. и он поддерживает у ребят это желание. Так совместными усилиями создается творческий работоспособный детский коллектив.

Каждая воспитательная система имеет среду- свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества. Основным «местом жительства» класса, является учебный кабинет, закрепленный за учащимися и классным руководителем данного класса. В нем происходят главные события классной жизни, специально или стихийно, возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование детского коллектива. Отсюда очевидна важность работы классного руководителя, его питомцев и коллег по созданию уютной и комфортной обстановки в учебном кабинете, об эмоционально-нравственном насыщении жизненного пространства класса.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды, в которой находится ребенок.

Остановлюсь так же на немаловажной роли воспитателя ГПД. Задача работы  воспитателя – создание сферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.

   Воспитательное пространство ГПД – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются  школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.

Работа воспитателя ГПД требует соответствующих подходов к организации режима учебно-воспитательного процесса на протяжении дня, недели и года. Режим должен быть построен таким образом, чтобы способствовать выработке определенного ритма деятельности у каждого учащегося в отдельности и у всего коллектива в целом, приучать детей к порядку, самодисциплине, четкой организации труда и отдыха.

Обязательной составной частью общего распорядка дня в группе продленного дня являются спортивные часы, занятия на воздухе, игры, соревнования. Хорошо организованы прогулки в ГПД воспитателями начальной школы (Пономаренко Ю.А., Ревой Л.П. и Гассан В.Д.,) Во время прогулок  воспитатели организовывают с ребятами коллективные  игры.

Большое количество спортивных мероприятий, проводимых на свежем воздухе, позволяет удовлетворить потребность детей в движении, активном отдыхе. Значительное  внимание в группах продленного дня уделяется воспитанию  навыков безопасности жизнедеятельности. Это  конкурсы, беседы на темы личной гигиены, правил поведения в общественных местах, правил дорожного движения, умения вести себя в чрезвычайных ситуациях. От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности.

Воспитатели ГПД должны стремиться создать такую обстановку в группе, чтобы детям было интересно, комфортно и уютно находиться в школе после уроков.

Большое внимание уделяется состоянию здоровья учителей. В школе созданы условия для сохранения здоровья педагогических работников. В этом году многие педагоги прошли диспансеризацию, все желающие  сделали профилактическую прививку от гриппа, поэтому большинство сотрудников работают без больничных листов. Расписание работы составлено так, что у педагогов минимум «окон».

Постоянное валеологическое просвещение, помощь психолога повышают компетентность педагогов в отношении к своему физическому и психическому здоровью, помогают преодолеть профессиональные затруднения с наименьшими эмоциональными потерями.

Комфортная среда образовательного учреждения – совокупность условий, которые способствуют экологическим взаимоотношениям участников образовательного процесса, улучшению физического и психического здоровья, создают эмоциональный фон, воздействуют на актуализацию творческого потенциала учащихся с ОВЗ, сопутствуют вдохновению, созидательной и профессиональной деятельности и духовным достижениям человека, снижают неблагоприятное воздействие на организм вредных факторов, сопровождающих жизнедеятельность.

Душою красивы и очень добры

Талантом сильны ВЫ и сердцем щедры.

Все ваши идеи, мечты о прекрасном,

Уроки, затеи не будут напрасны!

Вы к детям дорогу сумели найти,

Пусть ждут ВАС успехи на этом пути!

Заслушав и обсудив доклад зам.директора по ВР Титаренко Р.В. на тему: «Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школьной инфраструктуры» педсовет отмечает, что в школе ведется большая работа по созданию комфортной среды.

Создавая среду, сохраняющую здоровье школьника, обеспечивающую комфортное состояние учащегося, поддерживающую положительный эмоциональный фон, радость и удовольствие от пребывания в школе, мы способствуем успешному обучению ребенка и повышаем качество образования.

Педсовет постановляет:

1. Всем воспитателям регулярно проводить с учащимися организованные прогулки на свежем воздухе.

Сроки: постоянно.

Контроль: зам.директора по ВР Титаренко Р.В.

2. Классным руководителям и воспитателям продолжать работу по вовлечению учащихся в активную творческую среду.

Контроль: зам.директора по ВР Титаренко Р.В.

3. .Руководителям кружков эстетической и трудовой направленности, спортивных кружков и секций продолжать постоянную работу по выявлению наклонностей и способностей учащихся с ОВЗ. Ответственные  Фиалковская Л.В., Селин А.Г., Кирщина Л.Г., Харченко Н.К., Лылов А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Современные технологии учебного процесса как неотъемлемая часть современных требований к условиям труда".

В последнее время встает вопрос - как использовать компьютерные технологии в обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться...

Педагогическая статья по теме: "Интегрированный урок как неотъемлемая часть современного образования"

Статья раскрывает актуальность и необходимость интегрированных уроков. Рассматриваются возможности построения итегрированного учебного процесса, позволяющие качественно решать задачи обучения и воспит...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть современного подхода в обучении английскому языку.

Как известно, в традиционной системе образовательного процесса учитель выступает, в основном, как транслятор, передатчик информации. Ученик, в свою очередь, получает информацию в готовом виде. Новое с...

«Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школьной инфраструктуры»

Слайд 1Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть школьной инфраструктурыСлайд 2  «Школа – это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. ...

«Сленг субкультур - это неотъемлемая часть современного языка»

Педагогическая статья о сленге различных молодёжных субкультур....

Релаксация как неотъемлемая часть современного урока

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. На уроках английского языка ученикам приходится работать с ...

Статья "Урок технологии с использованием современных инновационных педагогических технологий, как неотъемлемая часть современного образования"

Современная система образования непрерывно претерпевает изменения и подвергается систематической модернизации. Особенно актуально это стало для педагогов в последнее десятилетие. В образовании меняютс...