Использование активных методов обучения для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Мифтахова Лилия Вагизовна

Данный материал является выступлением на семинаре для учителей иностранного языка ОУ Высокогорского муниципального района РТ по теме "Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование активных методов обучения для повышения

мотивации учащихся на уроках английского языка

По результатам исследований немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решений, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.  Это ещё раз подтверждает то, что обучая детей по – старому, мы не сможем добиться успеха.

Таким образом, на вопросы: Как нам раскрыть потенциал ребёнка, повысить мотивацию, эффективность освоения  школьниками учебного материала?  - ответом будет новая модель обучения, построенная на основе современных образовательных технологий. Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе  на сегодняшний день является требованием времени.

Одним из решений при поиске путей повышения мотивации учащихся на уроках, в частности уроках английского языка, можно назвать активные методы обучения (АМО).  Это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.  Все вышеперечисленные факторы позволяют значительно повысить результативность и качество уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, эффективного управления педагогом процессами обучения, воспитания и развития. Необходимо отметить, что роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации  учащихся выявили, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает.

Подробнее остановлюсь  на характеристике некоторых методов активного обучения английскому языку.

Например, начать урок можно необычно, применив упражнение «Поздороваемся глазами». При этом учитель предлагает  ученикам поприветствовать друг друга молча, глазами, и постараться  показать, какое у них сегодня настроение.  Цель этого упражнения  –  создание благоприятной атмосферы, положительного настроя на работу, установление контакта между учениками.

Следующий метод, о котором хочется рассказать  - это метод выяснения ожиданий и опасений - «Фруктовый сад».

Учителю этот  метод поможет лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам он позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.  Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом ( «Яблоня» и «Лимонное дерево»). Учащимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны,  на яблоках следует записать свои ожидания от начала какой – либо темы, на лимонах – опасения. Затем учитель подводит итоги.

Для представления нового материала вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала - метод «Инфо-угадайка».  

Он способствует структурированию материала, оживлению внимания учеников.  Проиллюстрирую данный метод по теме нашего семинара. Урок начинается с целеполагания. Затем раскрывается тема, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого. Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации  пробелы по данной теме постепенно заполняются. В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у учащихся, учитель отвечает на них. Затем выполняются тренировочные упражнения. Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему её усвоению.

Следующий метод -  метод «Составление кластера» -  может быть использован на  разных этапах урока. При помощи кластера можно обучить действиям моделирования, выполняющим функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.  

Значение слова “cluster” в переводе с английского обозначает:

1.Пучок, гроздь (a cluster of grapes)

2.Группа (a cluster of people)

Метод кластера - это графический приём систематизации материала (Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке). Вокруг ключевого слова записываются другие, обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями. Создание кластера вносит в учебу элементы игры. При обучении чтению можно использовать кластер при группировке слов с определёнными звуками (Особенно это актуально в начальных классах). В средних и старших классах кластер незаменим при работе с лексикой. Можно использовать при введении нового материала, активизации употребления лексики в речи. Дети составляют кластеры по различным темам, используют их в презентациях. В старших классах кластер можно применять при систематизации материала по словообразованию (сгруппировать слова в кластере соответственно суффиксу или образовать новые слова). Кластеры по страноведению позволяют систематизировать лексику по теме, служат опорой для составления монологического высказывания по теме. Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске, в презентации, в тетради; индивидуально, в парах, в группах. Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность учителю отслеживать понимание учащимися темы. Для самих учащихся - это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями. Работа с кластером - письменная деятельность. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит. В групповой работе кластер даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.

Следующий метод  - « Инсерт» или «Пометки на полях». Он  позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или  текста. Технически он достаточно прост. Учеников знакомят с  маркировочными  знаками и предлагают им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного  текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями. Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения.  На уроках английского языка данный метод может применяться при работе над чтением с полным пониманием содержания.

Перечислю АМО, которые применяю в своей работе:

- «Поздороваемся глазами!»

- «Голоса»

- «Лесное эхо»

- «Улыбнёмся друг другу!»

- «Пантомима»

- Игры («Учитель», «Цепочка», игры с мячом и т.д.)

- «Четыре стихии» ( «Земля, воздух, огонь и вода»)

- «Будь внимательным!»

- «Цветные поля»

- «Ромашка»

 Как мы знаем, в структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС,  обязательным этапом урока является рефлексия.  Использование приемов, позволяющих провести рефлексию на уроке иностранного языка, может побудить учащихся принимать на себя ответственность за свое учение, также сделать обучение иностранному языку более эффективным.

Уважаемые коллеги, в конце моего выступления предлагаю в качестве этапа рефлексии  составить синквейн по теме моего выступления «Активные методы обучения».

Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и, убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывать и внедрять авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аудиовизуальный метод как средство повышения мотивации учащихся при изучении английского языка.

Данный материал содержит информацию о том как в современной школе можно использовать аудиовизуальный метод обучения, приводятся примеры упражнений, которые можно использовать при просмотре фильмов на ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому  каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и...

Мастер класс: "Исполльзование современных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению русского языка"

Цель данного мастер класса: представить техниику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка....

Использование ИКТ для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Что такое ИКТ? Цели применения ИКТ на уроках английского языка и во  внеурочной деятельности. Лингводидактические задачи, которые можно решать с помощью ИКТ....

Методический семинар "Повышение мотивации учащихся на уроках английского языка

Методический семинар "Повышение мотивации учащихся на уроках английского языка...

МАСТЕР-КЛАСС : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА «ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»

передача опыта путем прямого  и комментированного показа технологий, методов, приёмов используемых на уроках русского языка...