Мастер класс: "Исполльзование современных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению русского языка"
учебно-методический материал по теме

Шекозешева Фатима Бечмизовна

Цель данного мастер класса: представить техниику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx38.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мастер- класса:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА «ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»

 Цель: представить технику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка.

Задачи: 
• передача  своего опыта путем прямого и комментированного показа  технологий, методов, приемов, используемых на уроках русского языка;
• совместная отработка методических подходов и приемов;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня в педагогике, психологии и в практике школы проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников без преувеличения может быть названа центральной. По справедливому наблюдению психолога А.С. Мясищева, результаты деятельности человека только на 20-30% зависят от интеллекта и на 70-80% – от мотивов, поэтому при организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников.

На протяжении всего периода обучения ученика в школе учебная деятельность является ведущей, следовательно, формирование мотивов, побуждающих её, - процесс очень важный и ответственный. Инновационные процессы, проходящие сегодня в нашей стране, требуют от учителя систематически повышать качество обучения и нравственного воспитания учащихся, формировать у школьников приёмы и способы самообразования, самостоятельного добывания знаний, добиваться всестороннего развития личности детей. На это нацеливают школу приоритетный национальный проект «Образование», Концепция модернизации российского образования. Для решения этих задач необходимо мобилизовать резервы внутреннего активного отношения самих школьников к учебному труду, добиться понимания учащимися роли образования.

Интересен подход А.В. Петровского. Мотивация, по Петровскому, является внутренней основой активности, а деятельность – наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности, целостный мотивационный акт поведения. Действие в составе активности является дробной единицей ее анализа, однако и оно может быть представлено в виде сочетания более мелких фрагментов – операций.
Традиционно в психологии и педагогике фиксируется в основном факт зависимости внешних проявлений активности от ее внутренних образующих. Существенным вкладом в разработку активности человека явилось обнаружение обратной зависимости: «внутреннего» – от «внешнего». «Внешние и внутренние образующие активности взаимопроникают», «внутренние» не только проявляются во «внешнем», но и формируются в нем. Активность как деятельностное состояние человека есть целостность, связывающая воедино процессы, протекающие во внутреннем плане и в плане поведения (деятельность, действия, операции).
Темой рассуждений многих психологов была взаимообусловленность мотива, поступка и свойств личности. С.Л. Рубинштей писал: «Взаимосвязь характера и поступка опосредована взаимозависимостью свойств характера и мотивов поведения: черты характера не только обусловливают мотивы поведения, но и сами обусловлены ими. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, это в потенции будущая черта характера в ее генезисе. В мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций; действие переводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию на их закрепление поступков». Истинная педагогика – это педагогика мотивов.
«Формирование положительной мотивации не стихийный процесс… Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать и, что особенно важно, надо учить школьников «само стимулировать» свои мотивы», - писал Ю.К. Бабанский.

 Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому  каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?

Я понимаю это слово так:

М - мудрость, приобретенная с годами.

А - активность, в ней сила, здоровье, успех.

С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"

Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

Чтобы соответствовать званию учитель - мастер, не только учу детей, но и постоянно учусь сама, применяю при обучении детей новые технологии.

Употребляя различные методы обучения, тем самым  развиваю зрительную, слуховую, ассоциативную, логическую память. Обучаю пространственному мышлению путем: а) графических символов – рисование, составление опорных схем, б) разгадывание какой-либо  тайны, загадки (например, загадка лексического значения слова или способа образования слова). Развиваю межличностное мышление, обучая разным видам письменных работ. Кстати, перечисленное и есть инновационная технология.

Покажу, как это делаю, на примере урока в 5 классе «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова». При объяснении данной орфограммы я использую

1.схематично – рисуночную мнемотехнику.

ПОД УДАРЕНИЕМ

https://lh4.googleusercontent.com/exHMEtnZdkyHv1Mpeznfl8-87Iw0xNrIHnbCMu5zCwiYmv15HCh_DtC6Wd05rf8wSpxyERpJhWTcv-XSD0XQ_RY0_URPMNwbQGzveAMOi5COwtup6nX0hOxmb7_aI69Z_KA

Учащиеся рисуют опорную схему  и формулируют  правило

  (Полнее: В корне после шипящих пишем Ё, если

- под ударением слышим О

- можно подобрать однокоренное слово с Е   Шёлк – шелковистый

                                                                  Жёлудь – желудёвый

Чёрный – чернеть

Жёлтый – желтеть)

Слова-исключения.

В учебнике 5 класса в правиле их всего пять. Я сразу даю много, часть из них дети находят в словаре.  Составляем рассказ из слов – исключений.

ЧОПОРНЫЙ, ЧОКНУТЫЙ, ПИЖОНИСТЫЙ ОБЖОРА из ТРУЩОБЫ в ИЖОРЕ в ШОРТАХ со ШВОМ (ШОВ), в КАПЮШОНЕ гулял в ЧАЩОБЕ КРЫЖОВНИКА,  пел МАЖОРНЫЕ песни, ел АНЧОУСЫ до ИЗЖОГИ, испугался ШОРОХА ТРЕЩОТКИ, с ним случился ШОК.  

ДЖОУЛЬ, ШОРЫ, ШОРНИК, ШОМПОЛ, ЧОХ, ЧОХОМ.

Дети нашли слова АРТИШОК, КРЮШОН, ХАРЧО, КОРНИШОН.

На закрепление можно применить загадки.

В корне слова под ударением

В этот гладкий коробок
Спрятан маленький дубок. 
ёлудь)

В тесной избушке
Ткут холсты старушки.
 (Пчёлы)

В корне слова без ударения

Летают тарелки,
А кто из вас знает,
Кто эти тарелки
Летать заставляет? 
онглер)

Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень. 
оссе)

Ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак. 
офёр)

Активно применяю на своих уроках такой прием, как мнемотехника –  совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций

-Предлагаю Вам самим  по аналогии составить схемы-рисунки к словам, которые у детей вызывают затруднения в написании.            https://lh3.googleusercontent.com/aFv8odt7rfTU5w3ZWleel3E8zlAGhvMcv0wAcaD17Gvb-QXWQAtjInJpr5Zf9SIvMkdnOo5Y_EfWgWEQ12tR3deXFDptbSBNH1NLdlEHB8k3ik0ZKQhuIiaDMrNSz6J73-8

РОМАШКА, ОБЕД, ВОСТОК.

2) Рифмовки. Общность ударений

 Каждый из нас, наверное, сталкивался с такой проблемой, как правильная постановка ударения в слове. Этот вопрос нашел свое место и в тестах ЕГЭ.

-Посмотрите, на слайде представлены слова, прочитайте их, поставив правильно ударение.

ЗвонИт, положИл,  баловАться, включИт, недУг, красИвее, ворожеЯ, цемЕнт, квартАл, твОрОг.

        1). Коль будильник зазвони'т -У меня ужасный вид;

2). Коль поло'жил, значит – ложь,

А зачем тогда ты врешь.

Помни: положи'л и жил

        3). Хватит балова'ться,

        Будем улыбаться.

4). Он свет включи'т,

Аж проводка трещит

        5). Пусть неду'г

        Обойдет твоих подруг

6). Краси♪вее – ноту си♪ выделяй, произноси

        7). Ворожея', да жаль – не я.

8). Я беру свой инструмент, 
Быстро развожу цемЕнт.

9). Брёл я долго и устал, 
Перешёл седьмой квАртал. 

10). Что за странный носорог 
Ел и твОрог , и творОГ.

Как известно, для рифмовок важны ритм и рифма.

Рифмовки хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах:

  1.  Надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты
  2. Нефтепрово'д сломал бегемо'т.
  3. В детской сказке колобок без чулок и без сапог, 
    Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

-Предлагаю Вам составить рифмовки для запоминания по аналогии с теми, которые вы слышали со словами: каталог (Слышен в классе диалог: Обсуждают каталОг), тУфля ( Обошёл я кухню, обнаружил тУфлю).

- Давайте попробуем вспомнить глаголы-исключения из I спряжения.

Одним из широко известных примеров рифмованных строчек может служить ритмизация глаголов – исключений из 1 спряжения:

Гнать, держать, смотреть и видеть, 
Дышать, слышать,ненавидеть.
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья, их на Е писать нельзя.
Это исключение из первого спряжения.

3. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ

При изучении орфограммы «Правописание приставки ПРЕ- и ПРИ-» уместно использовать игровой прием. Например:

Учитель: Сегодня на имя нашего класса пришла телеграмма. Вот только незадача, видно с ней что-то случилось по дороге, и некоторые буквы в словах куда-то подевались. Всё же давайте попробуем прочитать её и восстановить потерянные буквы.

Пр..бываем в Аткарск на поезде, который пр…бывает ровно в 8.00 на пригородный вокзал. В 9.30 , если не возникнут непредвиденные обстоятельства, будем в школе и сможем преступить к работе.

С пламенным пр.ветом, пр..ставки ПРЕ- и ПРИ-.

Чтобы легче запомнилось правило предлагаю для запоминания стихотворение

При-. Четыре значения уместились в легкую рифмовку

Что – то я соединяю (соединение),

И к чему – то приближаю (приближение),

Рядом, близко я стою (близость)

И неполно делаю (неполное действие).

Есть другой вариант.

Прибежал я – приближенье,

 Вот приклеил объявленье – это присоединенье,

Чуть присел – неполнота действия обычного…

На пришкольном стадионе,

Что здесь необычного?

Пре –

Мама Пере - , папа Очень,

Дочка Пре- помочь им хочет,

Коль недуг одолевает –

Дочка вмиг их заменяет.

Пре – приставка утром рано

По секрету рассказала:

Слово очень мне родня,

Пере – вот моя семья.

Нередко предлагаю сказку, которая также служит тому, чтобы дети запомнили значение данных приставок.
В одном из городов страны Морфологии жили сёстры – приставки При- и Пре- 
Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов. 
И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки Пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При-, её сестра, продолжала: «Почему ты слово «передать» переделала и получилось слово «предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется. 
Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о, чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени : «прекрасный», «прелестный». 
Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше. 

Еще одна игра, которая вызывает интерес у моих учеников,  «Помоги Пете Ошибкину (Незнайке)», в которую сейчас мы с вами и поиграем.

   Например:

1) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное

слово - сало», - объяснил он. Правильно ли это?

2) Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами

пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

3) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под

ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?

4.  Проблемно-поисковый метод применяю при работе со словарем.

Эрудит (работа со словарем)

Могут быть разные варианты заданий

1. Угадайте слово по толкованию его лексического значения.

2. Объясни разницу в значении слов.

- Какое слово спряталось за определением?

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК и интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.

Детей привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, интерактивной доской. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.

Формы использования ИКТ.

1. Использование готовых электронных продуктов  позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  

2. Использование мультимедийных презентаций. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

-Давайте вместе с вами сейчас попробуем вспомнить правописание словарных слов.

(На слайде словарные слова с пропущенными буквами, вставить буквы).

-Предлагаю пройти интерактивный тест.

Чем мне нравится подобная работа.

Она интересна детям. Участвуют все. И что для меня очень важно, подобная организация деятельности позволяет включить в процесс всех детей.  

Происходит обогащение словарного запаса, развивается память, происходит  формирование предметных компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной. 

Свой мастер-класс я хочу закончить словами

Учитель- это ученик, навсегда вызванный к доске. (С. Соловейчик). Обучая других – учись сам. Всем огромное спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аудиовизуальный метод как средство повышения мотивации учащихся при изучении английского языка.

Данный материал содержит информацию о том как в современной школе можно использовать аудиовизуальный метод обучения, приводятся примеры упражнений, которые можно использовать при просмотре фильмов на ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому  каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и...

Метапредметность как способ повышения мотивации учащихся при изучении русского языка

Мотивация, или желание учиться – ключевое понятие в педагогике.  Вопрос повышения мотивации на уроках русского языка связан с проблемой формирования и поддержания интереса ученика к предмету.Осно...

«Информационно - коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы».

Надо отметить, что компьютеризация школьного обучения идет нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процес...

Использование активных методов обучения для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Данный материал является выступлением на семинаре для учителей иностранного языка ОУ Высокогорского муниципального района РТ по теме "Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС н...

МАСТЕР-КЛАСС : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА «ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»

передача опыта путем прямого  и комментированного показа технологий, методов, приёмов используемых на уроках русского языка...