Развитие ключевых компетенций обучающихся на уроках иностранного языка
статья по английскому языку на тему

Статья об использовании метода проектов на уроках иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие ключевых компетенций обучающихся на уроках иностранного языка»

Автор: Голуб Наталья Владимировна, учитель иностранного языка

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий.
УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и  оценка).

 Универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 К функциям универсальных учебных действий относятся:

• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области.

        Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». (А.Г.Асмолов).

В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:
I.личностный;
II.регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

III.познавательный;
IV.коммуникативный.

Рассмотрим подробнее формирование познавательных УУД.

В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст.

Познавательные универсальные действия включают:

- общеучебные,

- логические,

- постановку и решение проблемы.

Одним из способов формирования познавательных УУД является использование проектной деятельности учащихся на уроках ИЯ и во внеурочной деятельности. Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося в учении, развивает общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся.

При сравнении с этапами работы над проектами мы можем наблюдать сходство решаемых задач. Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом.

Этапы работы над проектом

Общеучебные УУД

Логические УУД

1.Определение проблемы проекта, его задач, его типа, количества участников

1.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

1.Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

2.Определение структуры подтем, обсуждение путей решения основных проблем

2.Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2.Синтез:составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

3.Распределение ролей

3.определение основной и второстепенной информации

3.выдвижение гипотез и их обоснование.

4.Самостоятельная работа учащихся (сбор информации, анализ, синтез)

4.Структурирование знаний;

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

4.Подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

5.Промежуточное обсуждение, работа над структурой проекта

5.Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

5.Доказательство

6.Защита проекта, презентация

6.Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Постановка и решение проблемы

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

7.Рефлексия (коллективное обсуждение, экспертиза, оценка, прогнозирование возможных ошибок)

7.Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

       Усовершенствование методической работы по формированию познавательных УУД заключается  

- во включении учащихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей учащихся (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе - творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе - исследовательские, информационные, социально значимые проекты);

- в разработке критериев с целью создания условий для развития коммуникативной активности учащихся.

Критерии при работе над проектом:

  1. Ученик выбирает проблему и содержание проекта, работает в индивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
  2. Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.
  3. Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию познавательных УУД в взаимосвязи видов РД, развитию психических и физиологических функций ученика.

      В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получен при решении проблемы.

     Внешний результат (предметные метредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями. Метод проектов имеет огромное значение для решения задач ФГОСов и формирования УУД учащихся.

       Работа в группах способствует усилению мотивации учения, созданию комфортной среды, облегчает формирование коммуникативной компетенции и стимулирует речевое творчество.

     Ответственность за выполнение задания в группе способствует воспитанию самостоятельности учащихся, дает возможность научиться планировать свою работу: определять цели, запрашивать дополнительную информацию добывать ее самостоятельно из разных источников, анализировать сделанное, планировать работу и оценивать результат.

     Дети обучаются этике дискуссионного общения на ИЯ (коммуникация). Воспитывается целеустремленность, ответственность умение отстаивать свое мнение. Происходит рефлексия собственного развития личности учащегося (саморазвитие).  При коллективной рефлексии сталкиваются разные точки зрения и оценки. Таким образом, совместная работа развивает общекультурные, нравственные и социальные компетенции учащихся.

Литература 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.
  2. Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2009.
  3. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов Н/Д., 2003.
  4. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК "Английский с удовольствием" для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
  6. Планируемые результаты начального общего образования. Л. А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2009.
  7. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского язы...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...

ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...