АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
статья

Огальцова Римма Николаевна

Выступление на школьном методическом объединении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Огальцова Р.Н.                ШМО, март 2017 г.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенности.

Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

         Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником комплекса действий.

Компетентностей достаточно много, но среди них выделяют ключевые.

К ключевым компетентностям относятся:

Предметная компетентность – способность анализировать и действовать. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

Коммуникативная компетентность – способность вставать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.

Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

          Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. В качестве главного результата в “Стратегии модернизации образования” рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной,  информационной сферах.

Выделяют следующие группы ключевых компетенций отечественного образования:

1.  Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция.

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция.

7. Компетенция личностного самоусовершенствования.

Обладая данными компетенциями, учащиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.

Внедрение компетентностного подхода следует осуществлять дифференцированно, с учетом специфики отдельных предметов. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.

         Одним из условий формирования ключевых компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Очевидно, что для реализации требований ФГОС необходимы инновационные средства обучения, одними из которых являются информационная, проектная, групповая и модульная технологии и т.д.

Самыми  важными на мой взгляд являются информационная и компетенция личного самосовершенствования, рассмотрим их поподробней.

Информационная технология

Информационные технологии – это способ передачи сведений оформленных особым образом посредством компьютера.

Информационные технологии на уроках истории используются  в следующих вариантах:

1) Самый распространенный вид – мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

2) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры.

3) Очень много практических заданий на уроках истории мы выполняем совместно с учениками

1. «Работа с рисунками»

2. «Кроссворд»

3. «Контурная карта»

4. «Вставьте слово»

5. «Имена»

6. «Соотнесите»

7. «Отметьте».

И, конечно же, важным элементом педагогического процесса является проектная деятельность учащихся.

Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий (психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися, расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на уроке; идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения и т.д.)

Формирование ключевых компетенций, как и внедрение компетентностного подхода следует осуществлять дифференцированно, с учетом специфики отдельных предметов. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.

         Современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Думаю, что нам необходимо помнить, что выйдя за порог школы, подросток воспользуется полученным опытом и сможет реализовать себя, опираясь на него.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

Доклад на тему «Активные методы обучения как средство формирования общих компетенций на уроках литературы»

Доклад на тему«Активные методы обучения как средство формированияобщих компетенций на уроках литературы»...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направи...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»

laquo;Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»...

Активные методы обучения как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

В статье речь идет о формах активизации учебной деятельности: проблемных и поисковых ситуациях, коллективных формах решения творческих проблем, дидактических играх....